Макарий (Михаил Петрович Булгаков) - митрополит Московский (1816 - 1882), известный церковный историк и богослов. По окончании киевской духовной академии преподавал там русскую историю, гражданскую и церковную. В 1842 г. Макарий перемещен в петербургскую академию на кафедру богословия. Лекции его вышли в 1847 г. под названием ""Введение в православное богословие"" и доставили автору степень доктора. В 1849 г. появился первый том ""Богословия догматического"", составившего пять томов (теперь переиздается в двух больших томах). Обе работы до сих пор служат руководствами в семинариях. В сокращенном виде ""Руководство по изучению христианского православно-догматического богословия"" доселе издается, по определению Святейшего Синода, как учебник. Оно переведено на греческий язык и употребляется в школах Востока, являясь почти символической книгой православной церкви. С 1846 г. начала выходить ""История русской церкви"" в тринадцати томах - труд, имеющий такое же значение для богословской жизни, как труд Соловьева для русской истории. Дополнением к ней служит ""История русского раскола, известного под именем старообрядчества"". В 1850 г. Макарий был назначен ректором академии и возведен в сан епископа. В 1854 г. Академия Наук выбрала его академиком. Макарий редактировал ""Христово Чтение"", поместил в нем, а также в ""Известиях Академии Наук"", много статей, читал рефераты в заседаниях II отделения академии. Трудолюбивый, просвещенный, высоко ценимый культурным слоем общества, Макарий скоро приобрел много врагов. В 1857 г. ему устроили почетную ссылку в Тамбов. В 1859 г. он был назначен в Харьков, в 1868 г. - на кафедру литовскую, а в 1879 г. митрополитом Московским. Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что ученый и благородный иерарх не мог принадлежать к их черному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперед. Не без основания некоторые исследователи полагают, что Макарий многим обязан дореформенной духовной школе, прошлое которой бесспорно лучше настоящего. Созданная в начале XIX в. при участии таких деятелей, как Сперанский , Голицын , устроенная и управляемая знаменитою комиссией духовных училищ, эта школа не была еще изуродована реформами Протасова , будила у своих питомцев серьезное отношение ко всему окружающему, располагала их к свободному обсуждению запросов жизни и духа. В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов. Академический устав 1869 г., который доселе оплакивают, как невозвратное прошлое, лучшие представители богословской науки, вступил в жизнь только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов Макария. Он так и называется ""Макарьевский устав"". В семидесятых годах Макарий председательствовал в комитете по преобразованию церковного суда и вел дело в направлении полезных изменений. Но здесь сопротивление оказалось очень сильно, и все осталось по-старому. - Не могут быть не отмечены черты высокого благородства, украшающие память Макария. О его отношении к бедствовавшему противнику, академику Е.Е. Голубинскому , см. том XIV, страница 64. Еще более характерно его отношение к епископу Алексию (А.Ф. Лаврову) . Лавров был упорным противником всех планов Макария по части преобразований суда и выпустил анонимную книгу ""Предполагаемая реформа церковного суда"", направленную против Макария - поступок, ""не вполне корректный в отношении к председателю комитета"". Судьба свела противников в Москве, где Макарий был митрополитом, а Алексий викарием. Макарий не сделал ни малейшего движения, чтобы избавиться от сотрудничества Алексия, и даже выражал удовольствие по поводу того, что может пользоваться его помощью. - При начале своей учено-литературной деятельности Макарий дал обет делать сбережения от продажи своих сочинений. Эти сбережения он завещал в распоряжение Академии Наук, Синода и духовных академий. Ежегодные проценты в размере 5000 рублей переходят поочередно из академии в Синод для премирования ученых сочинений. Суммы, отказанные академиям, идут на тот же предмет. Макарий был и выдающимся проповедником. - См. Г.И. Титов ""Москва, митрополит Московский и Коломенский"" (тома I - II, Киев, 1895 - 1903); его же ""Московский митрополит М. Булгаков. К 25-летию со дня кончины"" (""Богословский Вестник"", 1907, июль); профессор В.Ф. Кипарисов ""Митрополит Московский Макарий, как проповедник"" (""Богословский Вестник"", 1893). А.