МАКАРИЙ

Найдено 43 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Макарий (упом. 1492 г.)

архимандрит Слуцкого Троицкого мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (саранский)

1738 г. саранского Богоявленского мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (свирский)

1737 г. строит. Свирского Ильинского мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Осницкий)

переводч. ХVII в., иеромонах черниговский.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Дарский, Мих.)

епископ камчат., р. около 1847, † 7 с. 1897.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Крылов)

чернец, составитель историч. синодика 1685 г.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макар (псевдоним-)

авт. сатиры "Якутская Пошехония" (1908).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Гневушев)

совр. духовн. реакц. публицист, Моск. архимандрит.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Павлов, Мих.)

еп. б. якутский и вилюйский, р. 4 н. 1867. в Томск. епарх.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Петрович)

проповедник, архимандр., ректор Тверск. семин., † 24 дек. 1766.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Сусальников, Мих.)

проповедник, архим. Сергиевой пуст. (близ СПб.), † в июле 1787.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Иванов, Мих.)

автор духовных наставлений, игумен Оптиной пустыни, † 6 с. 1860.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Зимин)

ректор СПб. дух. семин., архимандр., р. в окт. 1800, † в 1870 гг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Сушкин)

архимандрит русск. Пантелеймонова м-ря на Афоне, р. 1821, † 1889.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Глухарев, Мих. Яковл.)

миссионер, с. свящ. г. Вязьмы, р. 30 окт. 1792, архимандр. Алтайский, † 18 мая 1847.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Троицкий, Макар. Триф.)

автор бесед, р. в Севск. у., Орловск. губ., с. свящ., еп. оренб. и уральск. с 1886.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Неронович)

состав. "Краткого катехизиса исторического", униатский монах (Почаев, 1756).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Невский, Мих.)

авт. бесед и проповедей, р. 1 окт. 1835 во Влад. еп., архиеп. томский и алтайский, миссионер.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Бухарев)

авт. кн. "Мысли о способах к успешнейшему распростр. веры христ.", архимандр. (1894).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Миролюбов, Ник. Кирилл.)

духовн. оратор, археолог, с. свящ., архиеп. донской, р. 1817 в Рязан. губ., † 24 д. 1894 в Н. Новг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Макарий (Булгаков, Мих. Петр.)

изв. богослов и историк церкви, митр. московский, р. 19 с. 1816 в с. Суркове, Курс. губ., † 9 июня 1882 в Черкизове, бл. Москвы.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МАКАРИЙ (в миру Михаил Петрович Булгаков)
1816-82), митрополит Московский и Коломенский в 1879-82, историк, академик Петербургской АН (1854). Ректор Киевской духовной академии (1851-1857). Главный труд "История русской церкви" (т. 1-12,1866-83).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

МАКАРИЙ (в миру Михаил Яковлевич Глухарев)
1792-1847), церковный деятель, миссионер, переводчик. Глава (1830-1843) Алтайской духовной миссии. Положил начало изучению алтайских языков, составил словарь местных наречий. С 1843 настоятель Волховского монастыря. Перевел с древнееврейского языка на русский Ветхий завет.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Макарий
(1482-1563) – митрополит Московский и всея Руси в 1542-1563 гг. Инициатор венчания Ивана IV на царство. Член Избранной рады. На Стоглавом соборе 1551 г. добился отказа власти от намерения секуляризовать церковные земли и ввел общее по всей России почитание всех прежде местночтимых святых.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

МАКАРИЙ
1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием М. Иван IV принял в 1547 царский титул. Предпринял канонизацию русских святых. На церковном соборе 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Под руководством М. составлены "Степенная книга", "Великие Четьи-Минеи".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Макар
Полулегендарный митиленский жрец храма Диониса, из корысти убивший доверившегося ему иноземца и забравший его золото себе. Никто из людей не видел убийства. Однако боги не потерпели этого преступления и наслали на сыновей Макара безумие. Сыновья были заколоты, а жену в ярости убил сам Макар. После этого он сознался в убийстве чужестранца и был казнен.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Макарий (Петрович)

Макарий (Петрович) - писатель (1734 - 1766), серб родом, живший в России и окончивший курс в Московской духовной академии; был ректором тверской семинарии. Сочинения его, весьма ценные по тому времени - ""Православное учение"" (Санкт-Петербург, 1783) и ""Проповеди"" (Москва, 1786) - частью изданы в 1790 г., в виде ""Собрания сочинений""; другая часть осталась в рукописях. - См. С.К. Смирнов ""История московской славяно-греко-латинской академии"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий (Макарий Трифонович Троицкий)

Макарий (в миру Макарий Трифонович Троицкий) - писатель (умер в 1906 г.), был епископом Калужским и Боровским, воспитанник киевской духовной академии. Главные его труды: ""Слова, беседы и поучения"" (Санкт-Петербург, 1881); ""Беседы о божественной литургии"" (ib., 1881); ""Великопостные поучения"" (Белев, 1904); ""Священная лира в уединении"" (выпуск I, Киев, 1902; выпуск II, Тула, 1903; выпуск III, Белев, 1903). - См. ""Памяти преосвященства Макария, бывшего епископа Калужского и Боровского"" (""Церковные Ведомости"", 1906, № 41).

Источник: Биографический словарь. 2008

МАКАРА
миф. образ фантаст. мор. животного, извест-ный в инд. традиции, а также у народов ряда р-нов, испытавших влияние инд. культуры. Иногда образ М. трактуется и как класс гибридных чудовищных животных с преобладанием черт водных существ. М. часто представляли животным огромных размеров (своего рода инд. левиафаном), близким по своему облику к крокодилу, акуле, дельфину; с головой крокодила, слона с поднятым кверху хоботом, рыбы или водного чудовища с открытой пастью; телом рептилии или чешуйчатой рыбы, с хвостом в виде рыбьего плавника, с двумя или четырьмя лапами.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МАКАР
   • Macar, Mac?reus,
         ?????, — ???,
       1. сын Гелия и Роды (??????), бежавший в Лесбос после убиения Родою Тенага (Ноm. Il. 24, 544), отец Иссы. Ov. met. 6, 124;
       2. сын Эола, брат Канаки; вследствие преступной любви друг к другу они сами лишили себя жизни; по другим, впрочем, Канака была убита своим отцом. Plat. legg. 8 p. 838. С. Ov. met. 564. her. 11;
       3. спутник Одиссея. Ov. met. 14, 159;
       4. лапиф на свадьбе Пирифоя, Ov. met. 12, 452.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

        МАКАРИЙ
1482-1563 гг.) — святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. — архиепископ Новгородский. Один из последователей Иосифа Волоцкого. Ориентировался на союз православной церкви и самодержавия, способствовал укреплению власти Ивана IV. Выступил инициатором канонизации местных святых, созвал т. наз. Стоглавый собор ( 1551 г.), причем был редактором и одним из основных авторов его постановлений. Автор многочисленных посланий, поучений и назидательных сочинений, составитель т. наз. Великих Миней Четьих, включавших в себя жизнеописания святых, а также извлечения из сочинений отцов церкви и других знаменитых церковных писателей. Был известен также как иконописец и покровитель церковной живописи, ему приписывается составление некоторых сложных и оригинальных иконографических программ. Память 30 декабря (12 января).
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

МАКАРИЙ
(1481/82—1563) — митрополит Московский и всея Руси (с 1542), писатель, живописец. В конце XV в. стал монахом Пафнутьево-Борового монастыря. С 1526 г. — архиепископ Новгородский. Поддержал великого князя Василия при заключении брака с Еленой Глинской — матерью будущего царя Ивана IV. Один из ближайших советников Ивана Грозного. Составил обряд и венчал его на царство в 1547 г. Входил в состав Избранной рады. Придерживался взглядов «иосифлян». На Стоглавом соборе добился секуляризации церковных земель и ущемления прав церкви. Сторонник сильной самодержавной власти. При нем был составлен общерусский список святых. Один из инициаторов похода против Казанского ханства. По его указанию были составлены «Великие Четьи-Минеи» — сборник житий святых, рассказов, религиозных поучений на каждый день, «Степенная книга» и др. Содействовал началу книгопечатания в России. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Макарий (Сушкин)

Макарий (Сушкин) - архимандрит русского Пантелеймонова монастыря на Афоне (1821 - 1889). Родился в купеческой семье в городе Туле. Сначала помогал отцу в его торговых делах, но, предприняв путешествие по святым местам Востока и, посетив Иерусалим и Александрию, остался в Пантелеймоновом монастыре и принял, во время тяжкой болезни, схиму (1851). Выздоровев, Макарий предался самому суровому аскетизму, в 1853 г. занял должность монастырского духовника, в 1868 г. избран был в игумены обители. Значительно подняв материальное положение обители пожертвованием всего своего состояния, и привлечением других щедрых вкладов, устроил множество, так называемых, метохов (подворий), и скитов своего монастыря в России и других странах. - См.: К.Н. Леонтьев ""Воспоминания об архимандрите Макарии"" (в ""Гражданине"", 1889); его же ""Панславизм на Афоне"" (в ""Русском Вестнике"", 1873); И.Ф. Красовский ""Макарий, архимандрит афонский"" (Москва, 1889); профессор А. Дмитриевский ""Русские на Афоне"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий (Михаил Андреевич Невский)

Макарий, в миру Михаил Андреевич Невский - миссионер (родился в 1835 г.). Был начальником алтайской миссии; с 1891 г. - епископ (с 1906 г. архиепископ) томский с 1912 г. - митрополит московский и коломенский. Библиографию переводных и самостоятельных трудов Макария по 1895 г. см. в ""Томских Епархиальных Ведомостях"" (1895, № 5). В 1899 г. под редакцией Макария напечатан полный служебник на алтайском языке с славянским текстом. В последние годы (1908), Макарием предпринят перевод всего четвероевангелия на алтайский язык: к 1911 г. переведены были и напечатаны Евангелие от Матфея, Марка и Луки, и начато печатанием евангелие от Иоанна. В 1914 г. издано ""Полное собрание проповеднических трудов"" М. - См. К. Харлампович ""Преосвященство Макарий"" (Казань, 1905); П. М. ""Высокопреосвященство Макарий, митрополит московский"" (""Церковные Ведомости"", 1912, № 48 - 49); протоиерей Дм. Беликов ""Высокопреосвященство Макарий, как проповедник"" (""Церковные Ведомости"", 1911, № 30, 31 и 32).

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий (Михаил Яковлевич Глухарев)

Макарий (Михаил Яковлевич Глухарев) - знаменитый миссионер алтайский и переводчик Библии (1792 - 1847). Уже на студенческой скамье поставил себе задачу перевести весь Ветхий Завет с еврейского на русский язык. В 1829 г. он уехал в Сибирь на дело миссии. Здесь он работал над обращением калмыков, татар и прочих 15 лет, при исключительно трудных обстоятельствах. Нужно было изучать алтайские наречия без всяких пособий. Макарий крестил более 600 человек, добившись настоящего их обращения. Расстроив здоровье и переутомившись, Макарий в 1843 г. покинул Сибирь и поселился в Болховском монастыре Орловской губернии, где и умер. - Миссионерствуя, Макарий не покидал своего перевода Библии. Он просил у Синода разрешения напечатать его, но в ответ получил эпитимию, требовавшую ежедневного совершения литургии в течение шести недель. Перевод напечатан в 1866 - 67 г. в ""Православном Обозрении"". От Макария осталась обширная переписка. - См. Родосский ""Биографический Словарь студентов первых XXVIII курсов Петербургской духовной академии"" (Санкт-Петербург, 1907, здесь литература).

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий (Николай Кириллович Миролюбов)

Макарий, в миру Николай Кириллович Миролюбов - духовный писатель (1817 - 1894), магистр московской академии. Был епископом Орловским, Архангельским, Нижегородским, Вятским, с 1887 г. - архиепископом Донским и Новочеркасским. Его работы: ""Памятники церковных древностей Нижегородской губернии"" (Санкт-Петербург, 1857), ""Описание Богородицкого Оранского монастыря"" (Москва, 1848), ""Описание новгородского Юрьева монастыря"" (издание 2-е, Санкт-Петербург, 1862), ""Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях"" (2 часть, Москва, 1860), ""Церковно-историческое и статистическое описание Старой Руссы"" (Новгород, 1866), ""Описание Красногорского Богородицкого монастыря, Архангельской губернии"" (Москва, 1880), ""Преосвященство Питирим, архиепископ нижегородский"" (1851; Новочеркасск, 1889), ""Сказание о жизни и трудах святого Стефана Пермского"" (Санкт-Петербург, 1856), ""Жизнь преосвященства Иакова, архиепископа Нижегородского"" (Москва, 1853), ""Сказание о жизни и трудах преосвященства Гавриила"" (Санкт-Петербург, 1857), ""Слова и речи"" (13 вып., 1870 - 92). - См. ""Пятидесятилетие деятельности высокопреосвященства Макария"" (Новочеркасск, 1893).

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий (патриарх антиохийский)

Макарий - патриарх Антиохийский, родом араб из Алеппо, в миру священник Иоанн Заим, в 1648 г. рукоположен в патриархи Антиохийские. Для погашения долгов своей церкви два раза отправлялся за милостынею в православные страны. На поместном московском соборе 1656 г. поддержал Никона в его мерах против раскольников; присутствовал на соборе 1666 г., осудившем Никона. Заботился об исправлении богослужебных арабских книг: служебника и других. Известен, преимущественно, сочинением сына его, Павла: ""Странствование (1-е) Макария"", на арабском языке (рукопись старейшая была в Лондоне, но пропала; более новые в Петрограде и Москве), ценным для бытовой, отчасти и для политической, истории Молдавии с Валахией, Украины и, особенно, Московии. Путешественникам, как православным, не пришлось испытать того недоверия, какое встречало других иностранцев, и потому подробные простодушные сообщения Павла имеют для нас глубокий интерес. Обстоятельны также описания храмов и праздничных служб. Английский перевод Belfour´a ""Travels of Macarius"" (Л., 1829 - 36), сделан с наилучшей и полнейшей, теперь затерянной рукописи, но не вполне исправен; в нем нет истории патриархов Антиохийских. С московской рукописи, частью же с английского перевода (для мест, недостающих в московской рукописи), полный русский перевод дал Г.А. Муркос (Москва, 1896 - 1900, в ""Чтениях Общества Истории и Древностей""). Арабский текст не издан. Из 2-го путешествия описание Грузии, по-арабски и по-русски, издал П. Жузе (в ""Православный Собеседник"", 1905). - См. А Крымский ""Антиохийский патриарх Макарий и его путешествие на Русь"" (Москва, 1913) в 38-м выпуске ""Трудов по востоковедению"" Лазаревского Института).

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий

Макарий


дух. писат., архим., законоучит. Сухопут. кадет. корп. 1780 гг.


{Венгеров}





Макарий


автор "Богословия", архим. Тверского Отроча м-ря, † около 1783 г.


{Венгеров}





Макарий


архимандр. Соловецкого м-ря, автор его "Описания", † 22 н. 1825.


{Венгеров}





Макарий


автор "Слова в Великий Пяток", архимандр. (1833).


{Венгеров}





Макарий


авт. "Бесед о божеств. литургии", архимандр. 1870 гг.


{Венгеров}





Макарий


автор "Бесед и поучений", архимандр. моск. Знамен. м-ря 1882


{Венгеров}





Макарий


еписк. вологодский XVI в.


{Венгеров}





Макарий


агиограф, игумен Спасо-Прилуцкого м-ря, † 1392 (?).


{Венгеров}





Макарий


авт. "Слов", игум. Знаменск. м-ря, проповед. Моск. духовн. акад. 1780-х гг.


{Венгеров}





Макарий


полемист, иеродиакон Невского м-ря, † 1738.


{Венгеров}





Макарий


автор слова в Заиконоспасс. м-ре, иеромон. 1779.


{Венгеров}





Макарий


авт. кн. "Церкви восточныя правосл. учение" (1783), иеромонах.


{Венгеров}





Макарий


авт. описания Оранской пустыни, иеромонах (М., 1851).


{Венгеров}





Макарий


автор брош. "Подвиг христ. молитвы" (1900), иеромон.


{Венгеров}





Макарий


сост. Четий-Миней и "Книги степенной", митроп. всеросс., р. 1481, † 1563.


{Венгеров}





Макарий


перев. описания Афонск. м-ря, монах Иверск. обит. 1809 г.


{Венгеров}





Макарий


еписк., авт. беседы о правосл. палест. о-ве (1901).


{Венгеров}





Макарий


архим. Нижег. Благовещ. м-ря, р. 1782, † 18 окт. 1823.


{Венгеров}





Макарий


монах Новгород-Север. м-ря, паломник начала XVIII в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МАКАРИЙ
1. (1481/82 - 31.XII.1563) - моск. митрополит (с 1542) и политич. деятель. М. активно содействовал утверждению власти Ивана IV, упрочению офиц. рус. церкви и церк. иерархии. Под его влиянием и при личном участии Иван IV в 1547 принял титул царя. М. участвовал в решении важнейших гос. вопросов (реформах в гос. управлении и др.), он был одним из вдохновителей Казанских походов. М. был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на т. н. Стоглавом соборе 1551 он выступил против попыток пр-ва ограничить права церкви. По его инициативе с целью ликвидации местных культов церк. соборы 1547 и 1549 канонизировали ок. 50 новых "святых". При участии М. составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод. В них, как и в публицистич. произведениях (посланиях, поучениях, толковых грамотах), М. идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в гос-ве. М. содействовал открытию первой рус. типографии в Москве.

Лит.: АИ, т. 1, No 172; Голубинский Е., Митрополит Макарий, в его кн.: История рус. церкви, т. 2, ч. 2, М., (б. г.); Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947 (см. указат.); Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 71-90; Смирнов И. И., Очерки политич. истории рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958.

В. И. Сергеев. Москва. 2. (до монашества - Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-17.V.1847) - рус. церк. деятель, миссионер и переводчик; архимандрит. Сын священника Смоленской губ. Окончил Петерб. духовную академию. В 1830-43 стоял во главе учрежденной Синодом "миссии для сибирских инородцев" (Алтайская миссия). Положил начало изучению языков алтайцев, составлял словарь местных наречий, переводил церк.-религ. тексты на языки местного населения. Перевел с др.-евр. на рус. язык весь Ветхий завет.

Лит.: Ястребов И., Краткие сведения о жизни и деятельности Макария, Бийск, 1893.

С. С. Дмитриев. Москва. 3. (до монашества - Михаил Петрович Булгаков) (16.IX.1816 - 9.VI.1882) - рус. ученый иерарх, историк церкви и богослов; епископ; митрополит московский (1879-82). Акад. (с 1854), член многих ученых об-в. Сын сел. священника Курской губ. Окончил Киевскую духовную академию. Долго преподавал рус. историю (церковную и гражданскую) и богословие в Киевской и Петерб. духовных академиях. Автор многих соч. по истории рус. церкви и догматич. православному богословию.

Соч.: История рус. церкви, т. 1-12, 1866-83 (доведена до сер. 17 в.); История рус. раскола, известного под именем старообрядства, СПБ, 1855; История христианства в России до равноапостольного кн. Владимира, СПБ, 1846.

Лит.: Титов Ф., Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, т. 1-2, К., 1895-1903.

С. С. Дмитриев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Макарий (митрополит всероссийский)

Макарий - митрополит всероссийский (1482 - 1563), выдающийся представитель русской иерархии. Впервые оценил по достоинству эту крупную фигуру академик Е.Е. Голубинский . По своему настроению и взглядам Макарий может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Обходительный и ласковый, Макарий не запятнал себя раболепством пред высшею властью и холодною жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов на монастырское вотчиновладение. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви, на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность. Как и Иосиф , Макарий был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком монастыре. Это, а также ""мудрость в божественном писании"" открыли ему дорогу на Новгородскую архиепископию (1526). Здесь Макарий ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм святой Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 г. Макарий оказался митрополитом московским. То обстоятельство, что он занял кафедру после низвержения двух предшественников своих (Даниила и Иоасафа), в момент острой боярской борьбы, оказал мало влияния на воспитание Грозного и продержался без особых столкновений до 1563 г., в глазах многих кладет на образ Макария черные тени. Другие, наоборот, именно Макарию приписывают переворот 1546 г. в настроении Иоанна и начало блестящего периода его правления. Мысль о венчании на царство не могла принадлежать 16-летнему Иоанну; она шла от митрополита. В 1547 - 1549 и 1551 годах состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории. Первые два решают вопрос о канонизации святых. Дотоле русская церковь чтила 22 святых; теперь было провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9. Это ставило на очередь вопрос о возглавлении изукрашенной святыми церкви патриархом. Собор 1551 г. Стоглавый (названный так по разделенным на сто глав его определениям), ставил своей задачей обновление русской церкви. Деяния собора выдвигают на первый план молодого царя и оставляют в тени митрополита. Но это только казовая сторона дела. В вопросах собору, предложенных от имени царя, многие указывают такие особенности обычаев псковско-новгородской области, которые явно выдают авторство бывшего новгородского епископа. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь духовенства высшего и низшего, монашества, христианскую жизнь мирян. Макарий не имел преемников, которые могли бы продолжать его дело; поэтому постановления собора 1551 г. не вошли в жизнь в той мере, как того заслуживали. - По жгучему вопросу о владении церковными вотчинами Макарий держал себя умеренно. Военные предприятия ставили остро вопрос о наделении поместьями боярских детей. В 1551 и 1557 г. были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. Макарий молчал, но он заявил протест, когда царь захотел приобрести недвижимые имения митрополичьей кафедры. - При Макарии основана первая типография в Москве. В год смерти митрополита в ней напечатана первая книга - Апостол. - На втором году его правления с Максима Грека было снято запрещение. - Наконец, с именем Макария связано издание Четьих-Миней и ""Степенной книги"". Над изданием Миней Макарий работал 12 лет уже в Новгороде и в 1541 г. список его подарил Софийскому собору. В 1552 г. был закончен перепискою более полный список, внесенный Макарием в Успенский собор (теперь в Синодальной библиотеке). Он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходится только 39, похвальных слов - 25; из последних, некоторые можно также назвать житиями. - ""Степенная книга"" дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI в. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о ""чудесно-рожденных"" князьях, о ""чудесном зачатии"", о благочестии русских самодержцев. Вообще ""Степенная книга"" является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четьи-Минеи. Когда Макарий умер, царь писал: ""о Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий"". - См. Е.Е. Голубинский ""История русской церкви"" (том II, часть 1, Москва, 1900); его же ""Канонизация святых"" (2-е издание); В.С. Иконников ""Опыт русской историографии"" (том II, Киев, 1908).

Источник: Биографический словарь. 2008

Макарий (Михаил Петрович Булгаков)

Макарий (Михаил Петрович Булгаков) - митрополит Московский (1816 - 1882), известный церковный историк и богослов. По окончании киевской духовной академии преподавал там русскую историю, гражданскую и церковную. В 1842 г. Макарий перемещен в петербургскую академию на кафедру богословия. Лекции его вышли в 1847 г. под названием ""Введение в православное богословие"" и доставили автору степень доктора. В 1849 г. появился первый том ""Богословия догматического"", составившего пять томов (теперь переиздается в двух больших томах). Обе работы до сих пор служат руководствами в семинариях. В сокращенном виде ""Руководство по изучению христианского православно-догматического богословия"" доселе издается, по определению Святейшего Синода, как учебник. Оно переведено на греческий язык и употребляется в школах Востока, являясь почти символической книгой православной церкви. С 1846 г. начала выходить ""История русской церкви"" в тринадцати томах - труд, имеющий такое же значение для богословской жизни, как труд Соловьева для русской истории. Дополнением к ней служит ""История русского раскола, известного под именем старообрядчества"". В 1850 г. Макарий был назначен ректором академии и возведен в сан епископа. В 1854 г. Академия Наук выбрала его академиком. Макарий редактировал ""Христово Чтение"", поместил в нем, а также в ""Известиях Академии Наук"", много статей, читал рефераты в заседаниях II отделения академии. Трудолюбивый, просвещенный, высоко ценимый культурным слоем общества, Макарий скоро приобрел много врагов. В 1857 г. ему устроили почетную ссылку в Тамбов. В 1859 г. он был назначен в Харьков, в 1868 г. - на кафедру литовскую, а в 1879 г. митрополитом Московским. Везде духовная чернь относилась к нему с недоброжелательством. В Москве одна газета травлю митрополита сделала своею специальностью, обливала грязью все его выступления, недвусмысленно намекала на его политические взгляды. Представители мракобесия были правы в том отношении, что ученый и благородный иерарх не мог принадлежать к их черному стану. Во всех важных случаях он шел навстречу запросам общества и движению вперед. Не без основания некоторые исследователи полагают, что Макарий многим обязан дореформенной духовной школе, прошлое которой бесспорно лучше настоящего. Созданная в начале XIX в. при участии таких деятелей, как Сперанский , Голицын , устроенная и управляемая знаменитою комиссией духовных училищ, эта школа не была еще изуродована реформами Протасова , будила у своих питомцев серьезное отношение ко всему окружающему, располагала их к свободному обсуждению запросов жизни и духа. В шестидесятых годах Макарий, уже архиепископом, принимал участие в работах по реформе духовной школы и горячо отстаивал необходимость предоставления ей свободного развития в соответствии с требованиями времени. Его взгляды на постановку дела в средней и низшей школе церкви будили ненависть у ретроградов. Академический устав 1869 г., который доселе оплакивают, как невозвратное прошлое, лучшие представители богословской науки, вступил в жизнь только благодаря талантливой и настойчивой защите его принципов Макария. Он так и называется ""Макарьевский устав"". В семидесятых годах Макарий председательствовал в комитете по преобразованию церковного суда и вел дело в направлении полезных изменений. Но здесь сопротивление оказалось очень сильно, и все осталось по-старому. - Не могут быть не отмечены черты высокого благородства, украшающие память Макария. О его отношении к бедствовавшему противнику, академику Е.Е. Голубинскому , см. том XIV, страница 64. Еще более характерно его отношение к епископу Алексию (А.Ф. Лаврову) . Лавров был упорным противником всех планов Макария по части преобразований суда и выпустил анонимную книгу ""Предполагаемая реформа церковного суда"", направленную против Макария - поступок, ""не вполне корректный в отношении к председателю комитета"". Судьба свела противников в Москве, где Макарий был митрополитом, а Алексий викарием. Макарий не сделал ни малейшего движения, чтобы избавиться от сотрудничества Алексия, и даже выражал удовольствие по поводу того, что может пользоваться его помощью. - При начале своей учено-литературной деятельности Макарий дал обет делать сбережения от продажи своих сочинений. Эти сбережения он завещал в распоряжение Академии Наук, Синода и духовных академий. Ежегодные проценты в размере 5000 рублей переходят поочередно из академии в Синод для премирования ученых сочинений. Суммы, отказанные академиям, идут на тот же предмет. Макарий был и выдающимся проповедником. - См. Г.И. Титов ""Москва, митрополит Московский и Коломенский"" (тома I - II, Киев, 1895 - 1903); его же ""Московский митрополит М. Булгаков. К 25-летию со дня кончины"" (""Богословский Вестник"", 1907, июль); профессор В.Ф. Кипарисов ""Митрополит Московский Макарий, как проповедник"" (""Богословский Вестник"", 1893). А.

Источник: Биографический словарь. 2008

МАKАРИЙ
(1482- 1563) – святитель, митрополит Московский и всея Руси, родился в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (память 9 (22) сентября). Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь прп. Пафнутия Боровского (память 1 (14) мая). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника прп. Макария Египетского (память 19 января (1 февраля)). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. В 1523 г. инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя – прп. Макария Египетского.
Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. В 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, свт. Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., принимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков. Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии, и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор. Всего при свт. Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды.
В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. Kо времени избрания свт. Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте Православия, впервые в истории состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил свт. Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Kонстантинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом.
В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, взял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. Свт. Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Он поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи-Минеи. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Свт. Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем начинается печатание книг клириком церкви свт. Николы Гостунского в Kремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии «Апостола», вышедшего в 1564 г. уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Почил свт. Макарий 30 декабря (12 января) 1563 г. Память совершается 30 декабря (12 января).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

МАКАРИЙ
митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31.XII.1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии. В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита. Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо "особножития"), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники. В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый "Владычный свод Макария", продолжавший Новгородскую IV летопись, и "Владычный свод архиепископа Евфимия" (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил "Великий миротворный круг", в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед. Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино "все чтомые" на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку Новгородского Софийского собора как вклад "на помин души" родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и "всея Руси". Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение "иосифлянской" группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по "Чину венчания на царство", составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда. После происшедших в июне 1547 г. в Москве волнений, "смущений", вызванных пожарами (в одном из которых повредивший ногу М. едва не погиб), боярскими мятежами, расправой над Ю. В. Глинским и завершившихся царскими репрессиями, митрополит сближается со священником Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром, который склонял тогда царя к участию во всеобщем публичном покаянии москвичей в совершенных грехах и примирению представителей всех сословий. Такой "покаянный" характер и носили первые, созванные по инициативе М. так называемые "соборы примирения" (1547, 1549, 1550 гг.). На соборах 1547 и 1549 гг. многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские; пантеон общерусских святых при М. увеличился более чем на 36 имен. Эти соборы способствовали централизации церковного управления и унификации церковных обрядов, а также бурному развитию в литературе той поры агиографического жанра. Нововведением времени М. было обсуждение на церковных соборах вопросов "земского устроения", благодаря чему церковь получила возможность вмешательства в дела светской власти. Обсуждение отношения к "еретикам" было начато на соборе, созванном М. в феврале 1549 г.; на нем за "еретичество" был "окончательно отлучен", разжалован и отправлен в ссылку архимандрит Чудовского монастыря Исаак Собака, ранее уже осуждавшийся за "порчу" книг вместе с Максимом Греком; однако М. на соборном суде сумел обойти молчанием имя известного опального книжника. Сложность взаимоотношений М. и Максима Грека раскрывается в их переписке 1546— 1547 гг. Хорошо знавший сочинения писателя и включавший их в состав ВМЧ, М., однако, на все его челобитные о помиловании вынужден был ограничиваться ответом: "узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем". Деятельность М. в 1552—1555 гг. связана с походом Ивана IV на Казанское царство; этой теме посвящены его речи перед воинами и послания. В эти годы при поддержке М. создаются грандиозные и пышные памятники архитектуры и литературы, прославляющие величие и силу русского самодержца: храм Покрова-на-рву (Василия Блаженного) на Красной площади, роспись Золотой палаты Кремля, Летописец начала царства. С сер. 50-х гг. происходит постепенное отдаление М. от правительственных дел. В 1553 г. во время болезни царя и споров о престолонаследии он не поддерживает ни одну из партий. Созванный им в 1556 г. в связи с обострением сословной борьбы собор он проводит с прежних традиционных позиций — всеобщего примирения. В 1560 г., когда М. участвовал в соборе, заочно осудившем на казнь за "колдовство" руководителей Избранной рады А. Ф. Адашева и Сильвестра, М. попытался было воспользоваться митрополичьим правом "печалования" и просил царя вызвать для участия в соборном суде самих обвиняемых, но получил отказ. В последние годы жизни (начиная с 1560 г.) М. руководил работой над Степенной книгой царского родословия, создаваемой по его инициативе Афанасием (Андреем). Деятельность М. как инициатора, создателя и редактора многих "великих" по объему книжных сводов, признанных впоследствии "своеобразными "энциклопедиями" XVI в., а также возглавляемая им работа по собиранию, изучению и организации массовой многократной переписки рукописного наследия значительно стимулировали развитие книгописных центров в городах и монастырях, самого же его побудили способствовать открытию русской типографии, но до выпуска Иваном Федоровым первой печатной книги в 1564 г. он немного не дожил. М. скончался ночью 31 декабря 1563 г. и на следующий день был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Он не был канонизирован, но имя его было занесено в число святых "не почитаемых". На основании ряда данных исследователи полагают, что канонизация М. намечалась на 1564 г., но была отложена, видимо, в связи с неблагоприятной обстановкой в стране. М. был канонизирован лишь в 1988 г. По отзывам современников (в частности, А. М. Курбского), М. был весьма образован и начитан: под его наблюдением и по его выбору делались многочисленные переводы с греческих и латинских иностранных книг для ВМЧ, а "писание" митрополита было "умедвлено Омировым именем, Афинейским мудрованием украшено". О высокой филологической культуре М. свидетельствует энциклопедическая полнота выявленных им для книжных многотомных сводов (например, для ВМЧ) рукописных текстов, приемы текстологической работы со списками, редактирование и применение сложной систематизации собранного материала. Сочинения М. полностью не выявлены (небольшой перечень их установлен А. А. Зиминым и др. исследователями). М. явился создателем особой, "макарьевской" школы письма — торжественно-витиеватого и формализованного литературного стиля "второго монумен-тализма" (Д. С. Лихачев), возобладавшего в XVI в. Как и ряд других древнерусских писателей, М. был "иконному писанию навычен": в молодости участвовал в росписи Пафнутиево-Боровского монастыря, в Новгороде — в украшении Софии, а на склоне лет (в 1555 г.) "обновлял" икону Николы Великорецкого. Изд.: Моисеева Г. Н. Старшая редакция "Писания" митрополита Макария Ивану IV // ТОДРЛ.— I960.— Т. 16.— С. 466-472; "Летописец" / Подг. текста, пер. и комм. Н. Ф. Дробленковой // ПЛДР: Вторая половина XVI века.— М., 1986.— С. 478—481, 625—628. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития.— С. 221—297: К о н ц е в и ч Г. 3. Сказание о последних днях жизни митрополита Макарня: 15 сент.—31 дек. 1563 г. // ИОРЯС.— 1910.— Т. 14, кн. 4.—С. 155—164; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века.— М.; Л.. 1947.— С. 188—198, 230-232: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века.— М., 1958.— С. 29—31,42—44, 51— 53, 71—108, 119—132, 381—383; Смирнов И. И. Максим Грек и митрополит Макарий // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран; Сб. статей к 70-летию М. Н. Тихомирова.—М.. 1963.—С. 173—180; Л и х а ч е в Д. С.; 1) Человек в литературе Древней Руси.—М., 1970.—С. 97—103; 2) Развитие русской литературы X—XVI1 веков: Эпохи и стили.— Л., 1973.— С. 130—137; Ш м и д т С. О. Становление российского самодержавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного.—М., 1973.—С. 22—26, 83—93, 105— 107, 161—169, 179—187; Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч 2 — С. 76—88. Н. Ф. Дробленкова

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996