Макарий
(1482-1563) – митрополит Московский и всея Руси в 1542-1563 гг. Инициатор венчания Ивана IV на царство. Член Избранной рады. На Стоглавом соборе 1551 г. добился отказа власти от намерения секуляризовать церковные земли и ввел общее по всей России почитание всех прежде местночтимых святых.
Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.
МАКАРИЙ
1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием М. Иван IV принял в 1547 царский титул. Предпринял канонизацию русских святых. На церковном соборе 1551 добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Под руководством М. составлены "Степенная книга", "Великие Четьи-Минеи".
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
МАКАРИЙ
1482-1563 гг.) — святитель, митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Принял пострижение в Пафнутьеве-Боровском монастыре, с 1526 г. — архиепископ Новгородский. Один из последователей Иосифа Волоцкого. Ориентировался на союз православной церкви и самодержавия, способствовал укреплению власти Ивана IV. Выступил инициатором канонизации местных святых, созвал т. наз. Стоглавый собор ( 1551 г.), причем был редактором и одним из основных авторов его постановлений. Автор многочисленных посланий, поучений и назидательных сочинений, составитель т. наз. Великих Миней Четьих, включавших в себя жизнеописания святых, а также извлечения из сочинений отцов церкви и других знаменитых церковных писателей. Был известен также как иконописец и покровитель церковной живописи, ему приписывается составление некоторых сложных и оригинальных иконографических программ. Память 30 декабря (12 января).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
МАКАРИЙ
(1481/82—1563) — митрополит Московский и всея Руси (с 1542), писатель, живописец. В конце XV в. стал монахом Пафнутьево-Борового монастыря. С 1526 г. — архиепископ Новгородский. Поддержал великого князя Василия при заключении брака с Еленой Глинской — матерью будущего царя Ивана IV. Один из ближайших советников Ивана Грозного. Составил обряд и венчал его на царство в 1547 г. Входил в состав Избранной рады. Придерживался взглядов «иосифлян». На Стоглавом соборе добился секуляризации церковных земель и ущемления прав церкви. Сторонник сильной самодержавной власти. При нем был составлен общерусский список святых. Один из инициаторов похода против Казанского ханства. По его указанию были составлены «Великие Четьи-Минеи» — сборник житий святых, рассказов, религиозных поучений на каждый день, «Степенная книга» и др. Содействовал началу книгопечатания в России. Канонизирован Русской православной церковью в 1988 г.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Макарий
дух. писат., архим., законоучит. Сухопут. кадет. корп. 1780 гг.
{Венгеров}
Макарий
автор "Богословия", архим. Тверского Отроча м-ря, † около 1783 г.
{Венгеров}
Макарий
архимандр. Соловецкого м-ря, автор его "Описания", † 22 н. 1825.
{Венгеров}
Макарий
автор "Слова в Великий Пяток", архимандр. (1833).
{Венгеров}
Макарий
авт. "Бесед о божеств. литургии", архимандр. 1870 гг.
{Венгеров}
Макарий
автор "Бесед и поучений", архимандр. моск. Знамен. м-ря 1882
{Венгеров}
Макарий
еписк. вологодский XVI в.
{Венгеров}
Макарий
агиограф, игумен Спасо-Прилуцкого м-ря, † 1392 (?).
{Венгеров}
Макарий
авт. "Слов", игум. Знаменск. м-ря, проповед. Моск. духовн. акад. 1780-х гг.
{Венгеров}
Макарий
полемист, иеродиакон Невского м-ря, † 1738.
{Венгеров}
Макарий
автор слова в Заиконоспасс. м-ре, иеромон. 1779.
{Венгеров}
Макарий
авт. кн. "Церкви восточныя правосл. учение" (1783), иеромонах.
{Венгеров}
Макарий
авт. описания Оранской пустыни, иеромонах (М., 1851).
{Венгеров}
Макарий
автор брош. "Подвиг христ. молитвы" (1900), иеромон.
{Венгеров}
Макарий
сост. Четий-Миней и "Книги степенной", митроп. всеросс., р. 1481, † 1563.
{Венгеров}
Макарий
перев. описания Афонск. м-ря, монах Иверск. обит. 1809 г.
{Венгеров}
Макарий
еписк., авт. беседы о правосл. палест. о-ве (1901).
{Венгеров}
Макарий
архим. Нижег. Благовещ. м-ря, р. 1782, † 18 окт. 1823.
{Венгеров}
Макарий
монах Новгород-Север. м-ря, паломник начала XVIII в.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
МАКАРИЙ
1. (1481/82 - 31.XII.1563) - моск. митрополит (с 1542) и политич. деятель. М. активно содействовал утверждению власти Ивана IV, упрочению офиц. рус. церкви и церк. иерархии. Под его влиянием и при личном участии Иван IV в 1547 принял титул царя. М. участвовал в решении важнейших гос. вопросов (реформах в гос. управлении и др.), он был одним из вдохновителей Казанских походов. М. был ярым сторонником сильной воинствующей церкви, на т. н. Стоглавом соборе 1551 он выступил против попыток пр-ва ограничить права церкви. По его инициативе с целью ликвидации местных культов церк. соборы 1547 и 1549 канонизировали ок. 50 новых "святых". При участии М. составлены "Степенная книга", "Минеи Четьи", Лицевой летописный свод. В них, как и в публицистич. произведениях (посланиях, поучениях, толковых грамотах), М. идеологически обосновывает необходимость укрепления самодержавия, а также усиления роли церкви в гос-ве. М. содействовал открытию первой рус. типографии в Москве.
Лит.: АИ, т. 1, No 172; Голубинский Е., Митрополит Макарий, в его кн.: История рус. церкви, т. 2, ч. 2, М., (б. г.); Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947 (см. указат.); Зимин А. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, с. 71-90; Смирнов И. И., Очерки политич. истории рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958.
В. И. Сергеев. Москва.
2. (до монашества - Михаил Яковлевич Глухарев) (1792-17.V.1847) - рус. церк. деятель, миссионер и переводчик; архимандрит. Сын священника Смоленской губ. Окончил Петерб. духовную академию. В 1830-43 стоял во главе учрежденной Синодом "миссии для сибирских инородцев" (Алтайская миссия). Положил начало изучению языков алтайцев, составлял словарь местных наречий, переводил церк.-религ. тексты на языки местного населения. Перевел с др.-евр. на рус. язык весь Ветхий завет.
Лит.: Ястребов И., Краткие сведения о жизни и деятельности Макария, Бийск, 1893.
С. С. Дмитриев. Москва.
3. (до монашества - Михаил Петрович Булгаков) (16.IX.1816 - 9.VI.1882) - рус. ученый иерарх, историк церкви и богослов; епископ; митрополит московский (1879-82). Акад. (с 1854), член многих ученых об-в. Сын сел. священника Курской губ. Окончил Киевскую духовную академию. Долго преподавал рус. историю (церковную и гражданскую) и богословие в Киевской и Петерб. духовных академиях. Автор многих соч. по истории рус. церкви и догматич. православному богословию.
Соч.: История рус. церкви, т. 1-12, 1866-83 (доведена до сер. 17 в.); История рус. раскола, известного под именем старообрядства, СПБ, 1855; История христианства в России до равноапостольного кн. Владимира, СПБ, 1846.
Лит.: Титов Ф., Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский, т. 1-2, К., 1895-1903.
С. С. Дмитриев. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
МАKАРИЙ
(1482- 1563) – святитель, митрополит Московский и всея Руси, родился в Москве в семье благочестивых родителей. При крещении он был наречен во имя Михаила, Архистратига Небесных Сил. Его дальним родственником, братом прадеда, был прп. Иосиф Волоцкий (память 9 (22) сентября). Отец Михаила, очевидно, вскоре после рождения сына скончался, мать же, возложив упование в воспитании своего сына на Промысл Божий, постриглась в одном из монастырей. Тогда и будущий святитель решает оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Для этого он поступает послушником в монастырь прп. Пафнутия Боровского (память 1 (14) мая). При постриге будущий святитель был назван в честь знаменитого православного аскета-пустынника прп. Макария Египетского (память 19 января (1 февраля)). В обители он неленостно проходил школу монашеских подвигов бдения, смирения, молитвы и послушания, вникал в книжную премудрость, постигал писание святых икон. В 1523 г. инок Макарий был поставлен митрополитом Даниилом (1522-1539) в архимандрита Лужецкого монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Будучи настоятелем обители, он заводит монастырский Синодик, устанавливая поминовение всей преждепочившей братии, устраивает в монастырском соборе придел в честь своего Небесного покровителя – прп. Макария Египетского.
Но пребывание архимандрита Макария в Можайске оказалось недолгим: через три года он был призван к архипастырскому служению. 4 марта 1526 г. архимандрит Макарий посвящается в архиепископы Великого Новгорода и Пскова, на самую древнюю кафедру Московской Митрополии. На новом высоком поприще владыка Макарий заботится о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли. В 1528 г., на второй год своего архиерейского служения, свт. Макарий, исполняя постановление Московского Собора 1503 г., принимает решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. По замечанию летописца, в обителях сразу возросло число иноков. Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии, и, прежде всего, в Великом Новгороде. Он благоустраивает кафедральный Софийский собор. Всего при свт. Макарии только в Новгороде строятся, перестраиваются и вновь украшаются после пожаров около сорока храмов, для которых пишутся книги, изготавливается церковная утварь и сосуды.
В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на Московскую кафедру нового митрополита. Промыслом Божиим выбор пал на Новгородского владыку. Kо времени избрания свт. Макария на престол Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы ему было около 60 лет. В XVI в. Россия была единственной православной страной, над которой не тяготело иноземное иго. И вот в 1547 г. в Москве, оплоте Православия, впервые в истории состоялось венчание на царство Московского государя, которое совершил свт. Макарий. Событие это имело особое значение, так как оно было совершено в Москве, а не в Kонстантинополе, и совершилось митрополитом, а не патриархом.
В 1547 и 1549 гг. святитель созывает в Москве Соборы, которые по праву остались в истории Русской Церкви с именем Макарьевских. На них решался вопрос прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось на Руси по благословению и властью местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Митрополит Макарий, которого современники называли мучениколюбцем, созывая Соборы, взял на себя великий труд установления общецерковного прославления и почитания святых угодников Божиих. Макарьевские Соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев». Так называли тогда всех новоканонизованных русских святых. Эти Соборы вызвали большой духовный подъем в русском обществе. В начале 1551 г. в царских палатах Москвы начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались самые различные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения и благочестия, церковного благочиния и дисциплины, иконописи и духовного просвещения. Свт. Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности. Он поставил целью собрать вообще всю «чтомую» на Руси духовную литературу. Начал он свой труд по систематизации русской церковной литературы в 1529 г. Это начинание получило в истории именование Великие Макарьевские Четьи-Минеи. В Минеях собраны и отредактированы разные списки житий множества святых, гомилетическое, богословское и патриотическое наследие Русской Церкви. Свт. Макарий стал покровителем печатного дела на Руси, при нем начинается печатание книг клириком церкви свт. Николы Гостунского в Kремле диаконом Иваном Федоровым. В послесловии «Апостола», вышедшего в 1564 г. уже после кончины святителя, и в двух изданиях Часослова 1565 г. говорится, что они также напечатаны «благословением преосвященного Макария, митрополита всея Руси». Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним еще и учились грамоте. Почил свт. Макарий 30 декабря (12 января) 1563 г. Память совершается 30 декабря (12 января).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
МАКАРИЙ
митрополит Московский и всея Руси (1481/1482—31.XII.1563)— выдающийся политический деятель, писатель и собиратель древнерусских книг, инициатор создания и редактор многотомных книжных сводов. Место рождения и сословное происхождение М. неизвестны; в дарственной записи на Евангелии, вложенном М. в библиотеку Пафнутиево-Боровского монастыря, указаны имена его родителей — Леонтия и инокини Евфросинии. В деятельности М. могут быть выделены четыре крупных периода: начальный, почти 30-летний, период его пребывания в Пафнутиево-Боровском монастыре, где он постригся в монахи в конце XV в.; затем —три года, когда он был архимандритом Можайского Лужецкого монастыря (с февраля 1523 г. по март 1526 г.); 16-летнее архиепископство в Новгороде и Пскове и, наконец, 22-летний московский этап его деятельности как всероссийского митрополита. Став новгородским архиепископом, М. всячески способствовал усилению влияния Москвы в Новгороде, Пскове и прилежащих к ним землях и поддерживал Василия III в его борьбе с удельными князьями. Как соратник московского митрополита Даниила, М. провел в жизнь решения собора 1503 г. по реорганизации монастырей: ввел с 1528 г. в новгородских монастырях обязательный для всех общежительный устав (вместо "особножития"), разграничил мужские и женские монастыри и пр.; способствовал с помощью миссионеров — иеромонаха Ильи и Феодорита распространению христианства в северных окраинах Руси среди карело-финского населения и строительству там церквей. При нем было реставрировано много новгородских икон и церквей, отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора, украшен его иконостас и подновлены фрески. В Пскове в 1535 г. по указанию М. был построен архиепископский дворец, где работали митрополичьи писцы и книжники. В период новгородского архиепископства М. широко развернулась его книгописная, литературная и редакторская деятельность. Около 1539 г. по его инициативе был составлен так называемый "Владычный свод Макария", продолжавший Новгородскую IV летопись, и "Владычный свод архиепископа Евфимия" (работа над этим сводом позднее продолжалась и в Москве). В 1540 г. М. вместе со священником Агафоном составил "Великий миротворный круг", в котором пасхалия была аычислена на 532 года вперед. Опираясь на книгописные традиции кружка новгородского архиепископа Геннадия и постоянные связи с книго-писным центром Иосифо-Волоколамского монастыря, М. к концу своего пребывания в Новгороде осуществил свой замысел собрать воедино "все чтомые" на Руси книги (агиографические, дидактические и др.) и создал на этой основе грандиозный, из 12 томов (по тому на каждый месяц) книжный свод для чтения в порядке церковного календаря — Великие Минеи Четьи. В 1541 г. эта первая из трех редакций ВМЧ (Софийский список) была передана М. в библиотеку Новгородского Софийского собора как вклад "на помин души" родителей. 16 (19) марта 1542 г. М. был поставлен митрополитом московским и "всея Руси". Близкий царскому двору (особенно после поездки в Москву в 1534 г. по случаю смерти Василия III, когда наследнику царского престола шел всего четвертый год) митрополит занял при молодом Иване IV положение царского советника, участвовавшего в решении важнейших государственных вопросов. С приходом М. при московском великокняжеском дворе усилилось положение "иосифлянской" группировки, утверждавшей теократическое происхождение царской власти и необходимость союза мирской власти с церковью при главенствующей роли церкви. Впервые эту идею всенародно М. провозгласил 16 января 1547 г. во время торжественной церемонии венчания на царство Ивана IV, которая совершалась по "Чину венчания на царство", составленному при участии М. Вторично с этой публичной напутственной речью, обращенной к царю и царице Анастасии, М. выступил 2 февраля того же года, во время свадебного царского обряда. После происшедших в июне 1547 г. в Москве волнений, "смущений", вызванных пожарами (в одном из которых повредивший ногу М. едва не погиб), боярскими мятежами, расправой над Ю. В. Глинским и завершившихся царскими репрессиями, митрополит сближается со священником Кремлевского Благовещенского собора Сильвестром, который склонял тогда царя к участию во всеобщем публичном покаянии москвичей в совершенных грехах и примирению представителей всех сословий. Такой "покаянный" характер и носили первые, созванные по инициативе М. так называемые "соборы примирения" (1547, 1549, 1550 гг.). На соборах 1547 и 1549 гг. многочисленные местночтимые святые были канонизированы как общерусские; пантеон общерусских святых при М. увеличился более чем на 36 имен. Эти соборы способствовали централизации церковного управления и унификации церковных обрядов, а также бурному развитию в литературе той поры агиографического жанра. Нововведением времени М. было обсуждение на церковных соборах вопросов "земского устроения", благодаря чему церковь получила возможность вмешательства в дела светской власти. Обсуждение отношения к "еретикам" было начато на соборе, созванном М. в феврале 1549 г.; на нем за "еретичество" был "окончательно отлучен", разжалован и отправлен в ссылку архимандрит Чудовского монастыря Исаак Собака, ранее уже осуждавшийся за "порчу" книг вместе с Максимом Греком; однако М. на соборном суде сумел обойти молчанием имя известного опального книжника. Сложность взаимоотношений М. и Максима Грека раскрывается в их переписке 1546— 1547 гг. Хорошо знавший сочинения писателя и включавший их в состав ВМЧ, М., однако, на все его челобитные о помиловании вынужден был ограничиваться ответом: "узы твоя целуем, яко единаго от святых, пособити же тобе не можем". Деятельность М. в 1552—1555 гг. связана с походом Ивана IV на Казанское царство; этой теме посвящены его речи перед воинами и послания. В эти годы при поддержке М. создаются грандиозные и пышные памятники архитектуры и литературы, прославляющие величие и силу русского самодержца: храм Покрова-на-рву (Василия Блаженного) на Красной площади, роспись Золотой палаты Кремля, Летописец начала царства. С сер. 50-х гг. происходит постепенное отдаление М. от правительственных дел. В 1553 г. во время болезни царя и споров о престолонаследии он не поддерживает ни одну из партий. Созванный им в 1556 г. в связи с обострением сословной борьбы собор он проводит с прежних традиционных позиций — всеобщего примирения. В 1560 г., когда М. участвовал в соборе, заочно осудившем на казнь за "колдовство" руководителей Избранной рады А. Ф. Адашева и Сильвестра, М. попытался было воспользоваться митрополичьим правом "печалования" и просил царя вызвать для участия в соборном суде самих обвиняемых, но получил отказ. В последние годы жизни (начиная с 1560 г.) М. руководил работой над Степенной книгой царского родословия, создаваемой по его инициативе Афанасием (Андреем). Деятельность М. как инициатора, создателя и редактора многих "великих" по объему книжных сводов, признанных впоследствии "своеобразными "энциклопедиями" XVI в., а также возглавляемая им работа по собиранию, изучению и организации массовой многократной переписки рукописного наследия значительно стимулировали развитие книгописных центров в городах и монастырях, самого же его побудили способствовать открытию русской типографии, но до выпуска Иваном Федоровым первой печатной книги в 1564 г. он немного не дожил. М. скончался ночью 31 декабря 1563 г. и на следующий день был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля. Он не был канонизирован, но имя его было занесено в число святых "не почитаемых". На основании ряда данных исследователи полагают, что канонизация М. намечалась на 1564 г., но была отложена, видимо, в связи с неблагоприятной обстановкой в стране. М. был канонизирован лишь в 1988 г. По отзывам современников (в частности, А. М. Курбского), М. был весьма образован и начитан: под его наблюдением и по его выбору делались многочисленные переводы с греческих и латинских иностранных книг для ВМЧ, а "писание" митрополита было "умедвлено Омировым именем, Афинейским мудрованием украшено". О высокой филологической культуре М. свидетельствует энциклопедическая полнота выявленных им для книжных многотомных сводов (например, для ВМЧ) рукописных текстов, приемы текстологической работы со списками, редактирование и применение сложной систематизации собранного материала. Сочинения М. полностью не выявлены (небольшой перечень их установлен А. А. Зиминым и др. исследователями). М. явился создателем особой, "макарьевской" школы письма — торжественно-витиеватого и формализованного литературного стиля "второго монумен-тализма" (Д. С. Лихачев), возобладавшего в XVI в. Как и ряд других древнерусских писателей, М. был "иконному писанию навычен": в молодости участвовал в росписи Пафнутиево-Боровского монастыря, в Новгороде — в украшении Софии, а на склоне лет (в 1555 г.) "обновлял" икону Николы Великорецкого. Изд.: Моисеева Г. Н. Старшая редакция "Писания" митрополита Макария Ивану IV // ТОДРЛ.— I960.— Т. 16.— С. 466-472; "Летописец" / Подг. текста, пер. и комм. Н. Ф. Дробленковой // ПЛДР: Вторая половина XVI века.— М., 1986.— С. 478—481, 625—628. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития.— С. 221—297: К о н ц е в и ч Г. 3. Сказание о последних днях жизни митрополита Макарня: 15 сент.—31 дек. 1563 г. // ИОРЯС.— 1910.— Т. 14, кн. 4.—С. 155—164; Будовниц И. У. Русская публицистика XVI века.— М.; Л.. 1947.— С. 188—198, 230-232: Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века.— М., 1958.— С. 29—31,42—44, 51— 53, 71—108, 119—132, 381—383; Смирнов И. И. Максим Грек и митрополит Макарий // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран; Сб. статей к 70-летию М. Н. Тихомирова.—М.. 1963.—С. 173—180; Л и х а ч е в Д. С.; 1) Человек в литературе Древней Руси.—М., 1970.—С. 97—103; 2) Развитие русской литературы X—XVI1 веков: Эпохи и стили.— Л., 1973.— С. 130—137; Ш м и д т С. О. Становление российского самодержавства: Исследование социально-политической истории времени Ивана Грозного.—М., 1973.—С. 22—26, 83—93, 105— 107, 161—169, 179—187; Дробленкова Н. Ф. Макарий // Словарь книжников.— Вып. 2, ч 2 — С. 76—88. Н. Ф. Дробленкова
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996