(восстание Хасмонеев, маккавейская война) – восстание евреев, начавшееся в 167 году до нашей эры против державы Селевкидов и закончившееся победой Иудеи.
Причинами восстания было не только стремление к независимости, но и возмущение тем, что народу хотели поменять религию. Правитель селевкидской Сирии Антиох IV Эпифан пытался заставить иудеев поклоняться Зевсу.
Восстание начал Маттитьяху беи Иоханан Маккавей (Хасмоней). Хасмонеи происходили из священнического рода Иехоярив, жившего в Модиине, который находился на границе Иудеи и Самарии.
Когда в это поселение прибыли сирийские чиновники, чтобы посмотреть, как местные жители приносят жертвы
Зевсу, Маттитьяху не только отказался это делать, но и убил того, кто согласился, и одного из чиновников. Вместе с 5 сыновьями и группой единомышленников он бежал в Иудейскую пустыню. Однако почти все были убиты, потому что не могли сражаться, соблюдая святость субботы. Тогда Маттитьяху разрешил защищаться с оружием в руках и в этот день. Он руководил восставшими год, а перед смертью передал руководство двум своим сыновьям: Иехуде Маккавею и Шимону Хасмонею. Младший сын Маттитяху, Ионатан Хасмоней, стал первосвященником в Иерусалимском храме, а потомки Шимона – царями новой династии Хасмонеев.
Борьбу отца продолжил Иехуда Маккавей (ум. в 161 г. до нашей эры) – третий сын Маттитьяху. Он оказался талантливым военачальником и несколько раз разбивал сирийские отряды: в битве при Бет-Хороне (к северо-западу от Иерусалима), в сражении у Эммауса. Тогда против Иехуды во главе значительного войска выступил царский наместник Лисий. В сражении у Бет-Цура (к югу от Иерусалима) Иехуда разбил и его, открыв себе путь на Иерусалим. Войдя в город, он совершил очищение оскверненного Храма, в котором затем, после трехлетнего перерыва, была восстановлена традиционная служба. В честь этого отмечается праздник Ханука.
Иехуда освободил и многие другие земли евреев. Положение его настолько упрочилось, что в похож против него выступил сам царь Антиох Эвпатор. Сирийцы подошли к Иерусалиму и осадили Иехуду Маккавея на Храмовой горе. Неизвестно, чем бы это закончилось, но до сирийского лагеря дошло известие, что Филипп, бывший главнокомандующим при предыдущем царе Антиохе Эпифане, намеревается захватить власть в Сирии. Лисий предложил Иехуде Маккавею компромисс: эдикты Антиоха Эпифана отменяются, и религиозная свобода евреев восстанавливается. Иехуда согласился.
Однако после заключения мира в стране началась борьба между религиозными ортодоксамиво главе с Иехудой Маккавеем и проэллинистическими кругами. Они призвали на помощь сирийские войска, которые взяли Иерусалим, и правителем Иудеи был назначен видный военачальник Никанор. В 161 году до нашей эры в сражении у Адасы (9 км к северу от Иерусалима) Иехуда Маккавей одержал победу над силами Никанора и вновь занял Иерусалим. В память об этой победе было установлено ежегодное празднование «Дня Никанора».
Чтобы обезопасить себя, Иехуда Маккавей заключил договор о дружбе с Римом. Через несколько месяцев сирийцы снова пошли на Иерусалим, причем такими силами, что большинство воинов Иехуды ушло с поля боя, а он с оставшимися принял сражение возле Эласы (около Бет-Хорона) и пал в бою.
Иехуда Маккавей стал символом вождя-героя, отдавшего жизнь за свободу своего народа в борьбе против чужеземного ига.
Борьбу продолжил Ионатан Хасмоней (ум. в 143 году до нашей эры) – младший сын Маттитьяху. Он сумел договориться с царем Деметрием, и тот вывел войска из Иерусалима. После этого Ионатан тут же начал поддерживать противника Деметрия, Александра Баласа, и тот назначил Ионатана Хасмонея первосвященником, что означало признание его законным главой евреев. Династия Хасмонеев оставалась первосвященниками 115 лет. Ионатан поддерживал то одного претендента в Сирии, то другого, он возобновил союз с Римом и установил дружественные отношения со Спартой. Новый правитель Сирии Трифон хитростью захватил Ионатана Хасмонея во время визита последнего в Акко. После неудачной попытки овладеть Иерусалимом Трифон в ярости приказал казнить пленника.
Борьбу продолжил Шимон Хасмоней (ум. в 134 году до нашей эры), младший сын Маттитьяху. Около 145 года в ведение Шимона была передана вся прибрежная полоса Эрец-Исраэль – от Тирской лестницы до границы с Египтом, а когда Ионатан предпринял поход в Галилею, Шимон фактически стал правителем Иудеи.
Поддержав Деметрия II, соперника Трифона, Шимон в 142 году добился от него признания своей единоличной власти над Иудеей и разрешения не платить дань; в результате еврейское государство обрело полную независимость.
В 140 году народное собрание закрепило за Шимоном Хасмонеем и его потомками должности первосвященника, этнарха и главнокомандующего, так была основана династия Хасмонеев, которая оставалась у власти в Иудее до 63 года до нашей эры (а формально – до 37 года до нашей эры).