Маковский Сергей Константинович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Маковский Сергей Константинович

Маковский Сергей Константинович - см. в статье Маковские (семья художников) .

Источник: Биографический словарь. 2008

Маковский, Сергей Константинович

Маковский Сергей Константинович


Род. 1877, ум. 1962. Художественный критик, поэт, издатель. Редактор журнала "Аполлон" (1909—17). Автор сборников стихов "Вечер" (1941), "Год в усадьбе" (1949), "Круг и тени" (1951) и др. Критические работы: "Страницы художественной критики" (1906—13), "Силуэты русских художников" (1922). Мемуары: "Портреты современников" (1955), "На Парнасе "Серебряного века" (1962). В 1920 г. эмигрировал. Сын К. Е. Маковского (см.).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
(1877-1962) Лит. и худ. критик, поэт. Сын художника К.Е.Маковского (1839-1915). Окончил физ.-матем. ф-т Петерб. ун-та (1900). С 1907 сотр. ж. «Старые годы», в 1909-17 изд. и ред. (с М.К.Ушаковым) ж. "Аполлон" в Петербурге - Петрограде. Организатор худ. выставок. С 1917 жил в Крыму, с 1920 в Праге, затем в Берлине, с 1926 в Париже. В 1924 один из основателей лит. кружка «Далиборка» (с В.А.Амфитеатровым-Кадашевым, Д.Крачковским, П.Кожевниковым и др.). В 1926-32 один из ред. и зав. лит.-худ. отд. газ. "Возрождение". В 1949-59 пред. редколлегии изд-ва «Рифма». Работы по проблемам русского изобр. искусства и лит-ры, в т.ч. кн. «Силуэты русских художников» (1922), «Графика М.В.Добужинского» (1924). Сб-ки стихов «Вечер» (1940), «Год в усадьбе» (1949), «Круг и тени» (1951) и др. Кн. мемуаров «Портреты современников» (1955), «На Парнасе «Серебряного века» (1962).
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович
15.7.1877, Петербург - 13.5.1962, Париж) художественный и литературный критик, поэт. Сын известного живописца-академика К.Маковского, автора масштабных исторических полотен и портретов. С 1898 М. выступал как художественный критик в различных периодических изданиях. В 1905 выпустил свой первый сборник стихов. На следующий год вышла первая книга М. - «Страницы художественной критики» (последующие две вышли в 1908 и 1913). В 1906-8 читал курс лекций по всеобщей истории искусств в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Один из основателей журнала «Старые годы» (1907-17): позднее основал петербургский литературнохудожественный журнал «Аполлон» (190917), став его редактором и издателем.
С 1908 выступал организатором художественных выставок. Вместе с художником А.Гаушем объединил молодых художников, близких к группе «Голубая роза» (П.Кузнецов, П.Уткин, А.Матвеев, М.Ларионов и др.), в новое общество «Венок», Первая выставка «Венка» прошла в Петербурге в том же 1908. Заведовал русским отделом выставки, устроенной журналом «Старые годы» в Петербурге (выставка работала только один день).
Автор статьи «Русские комнаты» в книге-каталоге, изданной к вернисажу. В 1909 устроил выставку «Салон» в Петербурге, на которой демонстрировались свыше 600 произведений живописи, графики, скульптуры и архитектурные проекты В.Сурикова, В.Серова, И.Левитана, Л.Бакста, Н.Рераха, М.Врубеля, М.Чурлениса, К.Петрова-Водкина, а также В.Кандинского, Д.Бурлюка, А.Явленского и др. В 1910 организовал выставку художников круга «Мира искусства» в парижской галерее Бернхеймов, на которой преобладали театральные эскизы (среди участников: Л.Бакст, А.Бенуа, М.Добужинский, А.Головин, К.Петров-Водкин, Н.Рерих). В том же году по поручению Академии художеств организовал русский художественный отдел на международной выставке в Брюсселе, где представлял работы мирискусников Бакста, Головина, Добужинского, Б.Кустодиева, Рериха, Петрова-Водкина.
Принимал участие в организации в 1912 юбилейной выставки «Сто лет французской живописи. 1812-1912» в пользу Общества защиты искусства и старины в Петербурге как один из учредителей Общества: на выставке экспонировалось свыше 900 произведений живописи, а также графики и скульптуры из русских и зарубежных собраний.
В 1913 вошел в Совет Общества изучения древнерусской живописи, участвовал в издании журнала «Русская икона» (вышло только несколько номеров). Был назначен комиссаром русского отдела выставки книжного искусства и графики в Лейпциге (1914). Составлял и редактировал книгу о современной русской книжной графике (изд. в Петербурге). В 1915 вышла его книга о В.Серове.
После Октябрьской революции жил в Крыму, сотрудничал в ялтинских газетах, где публиковал статьи на литературные и художественные темы (1918). Позднее эмигрировал, сначала в Прагу, затем перебрался в Берлин. В 1921-23 сотрудничал в берлинском журнале «Сполохи». В 1922в Праге вышла книга М. «Силуэты русских художников». Изучал народное творчество (вышивка и т.д.) в Чехословакии. Организовал выставку «Искусство и быт Подкарпатской Руси» в Праге и издал там же книгу на русском, чешском и французском языках - «Народное искусство Подкарпатской Руси». В Берлине вышла его книга «Последние итоги живописи». В 1924 совместно с Ф.Нотгафтом издал в Берлине книгу «Графика М.ВДобужинского».
В середине 1920-х переехал в Париж. Один из редакторов газеты «Возрождение», где заведовал литературно-художественным разделом (1926-32). В 30-е возвратился к литературному творчеству. В 1940 вышел поэтический сборник М. «Вечер». После 2-й мировой войны в течение нескольких лет председательствовал в Объединении русских писателей в Париже. Редактировал сборники членов Объединения под названием «Встреча». Выпустил сборники стихов: «Sumnium Breve» ( 1948), «Круг и тень» («Круг в тени», 1951), «На пути земном» (1953), «В лесу» (1956). Книга стихов «Requiem», которую он готовил к изданию в 1962, вышла уже после смерти М. Опубликовал мемуары «Портреты современников» (Нью-Йорк, 1955) и «На Парнасе «Серебряного века» (Мюнхен, 1962).

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции