МАКОВСКИЙ Владимир Егорович

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Маковский Владимир Егорович

Маковский Владимир Егорович - см. в статье Маковские (семья художников) .

Источник: Биографический словарь. 2008

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович
(1846—1920) — российский деятель культуры, живописец, график и портретист, академик (1873), действительный член Петербургской АН (1893). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882— 1894) и в Петербургской АХ (1894-1918), ректор с 1895 г. С 1872 г. член Товарищества передвижных художественных выставок. Главная тема его творчества — городской быт, жизнь различных слоев русского общества, которую он изображал с чувством юмора и в традициях критического реализма («Игра в бабки», 1870; «В приемной у доктора», 1870; «Посещение бедных», 1874; «Осужденный», 1879; «На бульваре», 1886—1887 и др.). Создал образы русской революционной интеллигенции («Вечеринка», 1875—1897; «Допрос революционерки», 1904), неоднократно откликался на важные события политической жизни России («9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович
26.01.1846 - 21.02.1920), художник-передвижник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861-66), в 1882-94 преподаватель в этом Училище, в 1894-1918 преподавал в Петербургской Академии художеств (в 1894-96 ее ректор). В 1872 вступил в Товарищество передвижных выставок. Первые его произведения - "Игра в бабки" и "В приемной у доктора" (1870) отражали жанровые сценки из народного быта. С сер. 1870-х главная тема творчества Маковского - городской быт, заботы и радости городских низов (напр., "Посещение бедных", 1874; "Объяснение", 1881; "Ожидание", 1875; "Осужденный", 1879; "На бульваре", 1887), 1880-90-е - период творческой зрелости Маковского, он посвящает свои произведения социально-политическим проблемам: "Крах банка" (1881), "Вечеринка" (1897) (о студенческой сходке). Маковский работал также как портретист и график.
В.А. Федоров

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Маковский, Владимир Егорович

Маковский Владимир Егорович


— русский живописец; брат Константина Егоровича М., род. в Москве в 1846 г.; художественное образование получил в Моск. училище живописи, ваяния и зодчества; заслужил от Акд. худ. в 1865 г. две малые серебр. медали за "группу с нагой натуры" и за картину: "Мастерская художника", а в 1866 г. и большую такую же медаль за "Литературное чтение". Окончил курс упомянутого училища в том же году. В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики стерегут лошадей" Академия наградила его званием классного художника 1 степени и золотой медалью г-жи Лебрен, установленной для отличившихся в экспрессии, а в 1878 г. за картину "Любители соловьев" (находится в Третьяковской галерее в Москве) признала академиком. С самого учреждения Товарищества передвижных художественных выставок он был деятельным его членом и почти ежегодно украшал эти выставки своими произведениями. Состоя в течение более 20 лет преподавателем в означенном моск. училище, в значительной степени способствовал развитию многих молодых талантов. В 1894 г. был назначен в профессоры-руководители одной из мастерских, учрежденных при Акд. художеств по ее новому временному уставу, поселился в СПб., и вскоре занял пост ректора высшего художественного училища академии. Обладая находчивостью в композиции и тонкой наблюдательностью, превосходно изучив типы и нравы людей различных слоев общества и сделав свою технику вполне послушной идеям, М. занял по смерти В. Перова первое место среди русских жанристов и одно из видных между иностранными. Он изображает преимущественно сцены из быта нашего низшего и среднего сословий, задуманные остроумно, полные правды, проникнутые добродушным юмором или едкой сатирой. Кроме того, он успешно писал иногда портреты и пробовал свои силы в аквафортном гравировании, по части которого им издан в 1887 г. любопытный альбом воспроизведений его собственных этюдов. Огромное количество картин, вышедших из-под его кисти, рассеяно по домам богатых любителей искусства; некоторые из них находятся в Третьяковской галерее, в Москве. Наиболее замечательные произведения М. — "Приемная доктора" (1870), "Придворные певчие" (1870), "Любители соловьев" (1873), "Благотворительница" (1878), "Толкучий рынок в Москве" (1879), "У мирового" (1880), "В четыре руки" (1880), "Казначейство в день выдачи пенсии" и "Крах банка".


А. С—в.


{Брокгауз}






Маковский, Владимир Егорович


(Makovski Vladimir), из наших самых плодовитых и симпатичных жанристов; сын известного собирателя гравюр Е.И. Маковского [Вместе с тем замечательного художника, члена-учредителя Московского Художественного Общества и отца целой семьи художников: Константина (профессора живописи), Николая (архитектора), Владимира и Александры (пейзажистки). Все эти художники усердно пользовались, с малых лет, эстампами отца и делали с них копии.]; род. в Москве в 1846; окончил курс в тамошнем Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1865 г. получил две серебряные медали от Акад. художеств; в 1866 г. большую серебряную от Московского училища; в 1869 медаль г-жи Лебрен "за экспрессию", за картину "Ночное". В 1873 за картину "Любители соловьев" признан академиком. Член Общества Передвижников, с самого его основания; с 1892 профессор Академии художеств, a c 1893 действительный член академии и профессор — руководитель ее мастерских. Он издал собрание своих картин в фотогравюрах Гупиля; всего 98 номеров; ц. 48 р. В 1884 г. Маковский начал заниматься офортом под руководством А. Жемчужникова и в 1887 г. издал 12 офортов, с заголовком: "Офорты В.Е. Маковского... Печатаны самим художником (первый тираж)... Москва 1887"; a именно:


1. Разговор в предбаннике. "В. Маковский 1884 Москва". Справа: "№ 1". 7.5 х 5.2.


2. Рабочий-хохол идет, опираясь на палку: "Полтава". 5.7 х 3.7.


3. Старушка с муфтой и саком: "Москва". 6 х 4.2.


4. По секрету; писец шепчет на ухо повытчику; с его же картины: "1884. В. Маковский. Москва". 7 х 5.2.


5. Составление завещания; с его же картины; "В. Маковский 1885". 5.2 х 7.11.


6. Еврей в картузе: "В. Маковский 1885". 5.10 х 3.7.


7. Разговор трех рабочих: "В. Маковский". 6 x 5.


8. Мужичок-хохол сидит y стола и пьет водку: "В. Маковский 1885. Полтава". 4 х 2.11.


9. Голова хохла в профиль вправо. 3.4 х 2.4.


10. Мальчик-хохол, в картузе: "В. Маковский. 1885. Полтава". 4.9 х 3.5.


11. Ярмарка в Малороссии: "В. Маковский. 1885". 5.6 х 7.2.


12. Хохлы пашут на волах: "В. Маковский 1884". 2.4 х 9.2. В 1-х отпечатках этих досок, без всякой разницы в работах, внизу нет помет: "Москва — Полтава".


13. Гравюрка для каталога II передвижной выставки 1873: три девочки нищие: "В.Е. Маковский"; слева на той же доске награвированы Пелевиным три сюжета: охотник, рыболов и поп с поповной (под зонтиком) едут на тележке в город. Вся доска = 4.6 х 6.7.


14. Любитель природы: старый человек в картузе и теплых сапогах стоит перед розаном; с подписью: В. Маковский.


15. Торговец с повозкою посреди поля: "1884. В. Маковский".


16. Четыре мальчика на берегу реки: "В. Маковский 1883" (гравиров. наоборот). Доска впоследствии переправлена.


17. Грифонаж: справа сидят крестьянин и крестьянка; слева внизу погрудной портрет генерала, a выше три головки: "В. Маковский 1884"; не издан.


18. Скупой.


19. Швейцар; оба представляют эскизы исполненных им картин.



20. Грифонаж: на левой половине помещик, разговаривающий с хохлом: "В. Маковский 1884"; вверху две головки; на правой половине доски награвирован пейзаж, с подписью, сделанною навыворот: "А. Киселев" (см. Киселев).


Литографии В. Маковского:


1—2: У уличного сапожника: "В. Маковский 1866" и скрипач: "В.М.". Два рисунка печат. тоном в Альбоме сцен из русской жизни. Москва, 1867.


2. Сказка о рыбаке и рыбке: "В. Маковский 1867". Одиннадцать раскраш. литогр. рисунков на одном большом листе; изд. комитета грамотности.


3. Молитвы православной церкви: "В. Маковский 1868". Десять раскраш. рисунков на одном листе. Хромолит. А. Касаткина.


4. Крестьянский двор: "В. Маковский 1868". Одиннадцать раскраш. рис. на большом листе. Хромолит. Касаткина.


5. Начало Руси: "В. Маковский 1868". Девять раскраш. рис. на одном листе. Лит. при музее Общ. Сельс. Хоз.


6. Русь от Ярослава Великого до Андрея Боголюбского: "В.М. 1871 г.". Девять раскраш. рис. на одном листе. Лит. Чуланова.


7. Деревенские мальчики, играющие в бабки. Худ. Автогр., 1870.


8—9. Два рисунка, представляющие сцены из древней славянской народной жизни; на одном представлен убой кабана, подп. на камне: "В.М. 1870". На другом баян поет и шесть пастухов его слушают: "В. Маковский" (наоборот).


10—11. Два рисунка для "Страшной мести" Гоголя, изд. Голяшкина, именно: а) "пошатнулся третий крест" и б) "нет, неслыханный грешник!" Оба подписаны: "В. Маковский 1874" и печатаны тоном.


12—13. Два рисунка для "Пропавшей грамоты" Гоголя, изд. Голяшкина, именно: а) "Козырь, кричал он", и б) "Вот и чудится ему". Оба с подписью: "В. Маковский 1874".


14—18. Пять рисунков для "Сорочинской ярмарки" Гоголя, того же издания, именно: а) "сожительница Черевика ободряла Поповича"; б) "Вот я уже не знаю"; в) "Горе нам, сиротам бедным"; г) "тут встала она, держа в руках" и д) "я скорее тресну, чем допущу". Все с подписью: "В. Маковский 1875". Печатаны тоном. Есть пробные оттиски до легенд.


19—20. Два рисунка к "Вечеру накануне Ивана Купала" Гоголя, того же издания, именно: а) "На пне показался сидящим Басабрюк" и б) "В сердцах сдернул он простыню". Оба с подписью: "В. Маковский 1876". Печатаны тоном.


21—24. Четыре неизданных рисунка к "Ночи перед Рождеством" Гоголя, с подписью: "В.М. 1877" и без легенд: а) "Вишь, какое диво, подумал кузнец"; б) "Но черть сказал: это я, твой друг"; в) "Нет, ты мне покажешь" и г) "у вас кочерга, видно, железная".


25. "Жизнь создана для наслаждений... В. Маковский 1875". Рис. пером на камне.


26. "Русские герои. Шестаков и Дубасов". Два портрета; внизу красный крест и подпись: "В. Маковский 1877".


27. Шарманщик: "В. Маковский 1880". Ориг. рис. для журнала: "Свет и Тени".


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ МАКОВСКИЙ
1846–1920) Маковский – один из популярнейших русских художников?жанристов второй половины XIX века. Он известен как автор многочисленных картин, правдиво и разносторонне показывающих жизнь самых различных слоев русского общества своего времени. Владимир Егорович Маковский родился 7 февраля 1846 года в семье Егора Ивановича Маковского, известного художника?любителя и коллекционера, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния. В их доме часто бывали известные художники, музыканты и писатели, в том числе В.А. Тропинин. В пятнадцатилетнем возрасте Владимир уже написал под руководством отца картину «Мальчик, продающий квас» (1861), в которой ясно ощущается преемственная связь молодого художника с живописью Тропинина, его первого учителя. В 1861 году Владимир начинает обучение в Московском училище живописи и ваяния. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен Большой серебряной медали и звания классного художника за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался русский сельский пейзаж. Следующая картина молодого художника – «В приемной у доктора» (1870) – привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал: «Нынешняя его "Приемная у доктора" – я надеюсь, все со мной согласятся – одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы». В 1872–1873 годах художник пишет одну из своих лучших картин «Любители соловьев», за которую был награжден 1?й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика. Ф.М. Достоевский, увидевший «Любителей соловьев» на Всемирной выставке в Вене (1873), в статье «По поводу выставки» писал: «…если нам есть чем?нибудь погордиться, что?нибудь показать, то уж конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по?моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще». Тем же мягким юмором, настроением благодушия и довольства, трогательной дружбы стариков проникнуты такие более поздние картины Маковского, как «Поздравление с ангелом» (1878), «Варят варенье» (1876), «Друзья?приятели» (1878). О подобного рода работах художника очень хорошо сказал художник И.Н. Крамской: «Русский художник смотрит с добродушной иронией на маленьких людей, выставляет все смешное, т.е. человек?то, с которого художник работает, делает свое дело серьезно, а художник как?то так умеет распорядиться, что зритель ясно чувствует – пустяки». Однако юмор Маковского далеко не всегда добродушен: иногда он становится средством показа никчемности жизни, прозябания мещанства в картинах «Потихоньку от жены», «Мухолов» (1875), «Друзья?приятели» (1878), «Оптимист и пессимист» (1893). В 1872 году Маковский вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Художник активно участвовал на всех выставках Товарищества, до конца своей жизни горячо отстаивал идеи передвижников. Видимо, не случайно в 1874 году появляется картина яркой социальной направленности – «Посещение бедных». Мир бедных людей беспощадно и без прикрас раскрывает художник в этой картине. Еще через год Маковский написал картину «Ожидание» («У острога»). Своеобразным откликом на громкий судебный процесс над народовольцами и начавшийся новый революционный подъем стали картины художника «Осужденный» (1879), «Узник» (1882) и тематически тесно с ними связанная «Вечеринка» (1875–1897). О картине «Осужденный» много писали в газетах тех лет. Стасов, страстный защитник и пропагандист демократического искусства, отмечал, что в ней художник «глубоко и сильно копнул современную жизнь». Восьмидесятые – начало девяностых годов – период расцвета творчества художника, им создаются лучшие произведения. В «Крахе банка» (1881) В. Маковский изобразил момент, когда вкладчики ринулись в банк, надеясь спасти хоть часть денег, не веря в возможность столь наглого ограбления. Холодный тусклый свет заполняет тесное от шумной толпы помещение. В композиции картины очень верно передано общее смятение. Каждое лицо, поза, жест неповторимо индивидуальны. Художник мастерски передает разнообразную реакцию на одно и то же событие: отчаяние, скорбь, гнев показаны им с исключительной психологической глубиной… Все краски приглушены, в картине преобладают темные, серые, синие и черные цвета. Внимание концентрируется на психологической выразительности лиц, поз, жестов. В этом проявилось мастерство Маковского?психолога, запечатлевшего типичное для буржуазного общества явление. В эти годы творчество Маковского все сильнее пронизывается подлинным драматизмом. Тема человеческого страдания и горя находит воплощение в таких великолепных произведениях, как «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886–1887), «Ночлежный дом» (1889). «Светлый женский образ запечатлел художник в картине "Оправданная", – пишет С.Б. Петрова. – На лице молодой женщины видны следы перенесенных тяжелых душевных переживаний, незаслуженной обиды. Еще не сняв арестантского халата, она в зале суда горячо и нежно прижимает к себе ребенка… Художник не скрывает сочувствия к своей героине, пережившей тяжелую душевную драму, он всецело на стороне пострадавшей женщины и громко протестует против готовой было совершиться несправедливости». Огромной силой воздействия обладает знакомая каждому с детства картина «Свидание». «Лаконично изображает в ней Маковский грустную сцену свидания матери?крестьянки с отданным в обучение ремеслу сыном. С материнской жалостью смотрит она на босоногого одетого в лохмотья изголодавшегося мальчика, с жадностью набросившегося на принесенный ею калач. В этом скромном произведении с чеховской простотой, содержательностью и лаконизмом раскрывается несчастная судьба детей бедняков, безысходность их положения. Другого рода семейная драма показана Маковским в картине "На бульваре". Превосходная по мастерской передаче городского (московского) пейзажа с мокрыми крышами больших домов и чахлыми деревцами, с дальним планом, окутанным влажным воздухом осеннего дождливого дня, написанная с той свободой живописных приемов, которые характеризуют работы Маковского 80–90?х годов, эта картина принадлежит к числу лучших произведений художника. В позе ссутулившейся от безрадостных дум, забитой молодой женщины, приехавшей с грудным ребенком к мужу в город, в нагловато?безразличном отношении к ней играющего на гармошке подвыпившего мастерового раскрыта ее трагическая судьба, ее горькая женская доля. А немногими штрихами – фигурой даже не оглянувшегося равнодушного прохожего, безлюдностью самого места и, главное, общей атмосферой унылого городского пейзажа – показано холодное безразличие большого города к драмам и переживаниям попавших в его недра "маленьких" людей» (В.А. Прытков). Как отмечает Т. Горина: «В 1880?е годы художник очень большое внимание уделяет колориту. В ряде его работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности воздуха. Характерны в этом отношении такие картины, как "Две странницы", "Конная ярмарка на Украине", "Молебен на пасхе". В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится "Кинешма. Набережная". Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине "Объяснение". Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…» До 1894 года Маковский жил и работал в Москве. С 1882 по 1894 год он вел натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Активно работающий художник, человек передовых взглядов, он пользовался большим авторитетом среди учеников. Московский дом Маковских, как это было и во времена его отца, притягивал к себе лучших представителей творческой интеллигенции – художников, артистов, музыкантов, ученых. Живой, общительный, Владимир Егорович был к тому же неплохим музыкантом?любителем, хорошо играл на гитаре, но особенно любил скрипку. Перебравшись в 1894 году в Петербург, он не оставлял своих занятий музыкой. В столице с 1894 по 1918 год Маковский руководил мастерской жанровой живописи в Академии художеств. В числе лучших картин позднего периода следует назвать «Приезд учительницы» (1896) и «Вечеринку», в которой художник дает яркое представление о страстных спорах, которые происходили среди революционно настроенной интеллигенции в период начавшегося раскола. Тонкий психолог, Маковский немало сил отдал и портрету. Его наиболее значительные работы в этом жанре относятся к восьмидесятым–девяностым годам – это портреты И.М. Прянишникова (1883), И.Е. Цветкова (1890 и 1912–1913), Е.С. Сорокина (1891), Д.А. Ровинского (1894). Одна из лучших работ художника – портрет друга?художника Прянишникова. В облике художника переданы внутренняя сосредоточенность, обаяние, душевная мягкость. Маковский был замечательным рисовальщиком. Об этом говорят его «Московские типы», «Разговор», «Портрет А.К. Саврасова», акварели «Любитель старины», «Починка халата». Маковский известен и как иллюстратор произведений русских классиков: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого. Насколько искренним и серьезным художником был Маковский, можно судить по следующим фактам. В 1896 году ему было поручено выполнить ряд рисунков для коронационного альбома Николая II. Художник сделал несколько натурных зарисовок, но когда разразилась страшная трагедия на Ходынском поле, он пишет потрясающее своим драматизмом полотно «Ходынка». «Я не сгущал красок действительности. Я и не писал бы картины, если бы не имел непосредственных наблюдений… я не считал бы себя художником, если бы не воплотил в образах глубоко поразивших меня впечатлений», – говорил Маковский. По цензурным соображениям картину долгие годы не разрешали показывать на выставках. На рост революционно?демократического движения в начале двадцатого века Маковский откликается картинами: «Ходынка» (1901), «Допрос революционерки» (1904), «9 января 1905 года. Васильевский остров» (1905), последняя особенно ценна тем, что Маковский, будучи непосредственным свидетелем трагического события – расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года, – создал произведение необычайно впечатляющей силы. В русском искусстве это одна из лучших работ на эту тему. В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии: «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885–1914). Октябрьскую революцию 1917 года Маковский встретил уже на склоне лет. В 1918 году, получив пенсию, он покидает Академию художеств. 21 февраля 1920 года Маковский умер.

Источник: 100 великих художников. 2004