МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Максим Исповедник
(ок. 580–662) – отец и учитель Церкви. Родился в Константинополе в знатной семье, получил хорошее образование, отличаясь особой любовью к философии. Прожил бурную страдальческую жизнь борца с ересями и духовно независимого человека, что не помешало ему много писать. М. И. был преимущественно мистиком и созерцательным богословом, способствовавшим распространению сочинений ПсевдоДионисия Ареопагита. Одно из его собственных сочинений «Мистагогия» («Тайноводство») было посвящено мистическому изъяснению смысла религиозных обрядов в христ. культе и приобрело исключительное влияние в богословской книжности Византии. Память М. И. 3 февраля и 26 августа по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

МАKСИМ ИСПОВЕДНИK
(582-662) – преподобный, один из отцов Церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание Православия был сослан в 659 г. на Kавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие «ипостасного единства» и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа – божественной и человеческой – без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также «Мистагогия» – капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии, и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21 января (3 февраля).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

     МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
582-662 гг.) — один из отцов церкви, богослов и борец с ересями. Принял пострижение в 613 г.; до этого был секретарем императора Ираклия. Выступал против ереси монофелитов; за исповедание православия был сослан в 659 г. на Кавказ, где и скончался. В антиеретических трудах Максима Исповедника получает дальнейшее развитие понятие «ипостасного единства» и излагается учение о гармоническом единстве двух воль Иисуса Христа — божественной и человеческой — без слияния их в единый акт. Ему принадлежат также «Мистагогия» — капитальное сочинение, посвященное символическому истолкованию литургии и комментарии на сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту. Память 21 января (3 февраля).
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
Maximos ´omologntns) (580-3.VIII.662) - визант. богослов и церковно-политич. деятель. Виднейший противник монофелитства и сторонник православия. При имп. Ираклии М. И. состоял на гос. службе, ок. 613-614 принял монашество. Значит. часть жизни провел в Сев. Африке, организуя во мн. городах сторонников православия для борьбы с монофелитством. Участвовал в Латеранском соборе 649 в Риме. В 653 был арестован по приказу визант. императора. Осужден судом в Константинополе на ссылку. Умер в Лазике. Автор многочисл. полемич. и догматич. соч., М. И. оказал значит. влияние на зап. богословов.

Соч.: PG, t. 90, 91.

Лит.: Епифанович С. Л., Преподобный Максим Исповедник и визант. богословие, К., 1915; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959.

E. Липшиц. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
преподобный (582-662), родился и вырос в Константинополе в благочестивой семье. В юности изучил философию, риторику, грамматику, труды древних авторов, в совершенстве овладел богословской диалектикой. На государственной службе знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем имп. Ираклия. Но придворная жизнь тяготила Максима, поэтому он удалился в Хрисопольскую обитель (на азиатском берегу Босфора), где принял иноческий постриг и вскоре был избран игуменом монастыря. В 633, по просьбе будущего патр. Иерусалимского Софрония, прп. Максим отправился в Александрию, чтобы бороться с монофизитской ересью, охватившей весь христианский мир. Везде, где ему приходилось бывать: в Карфагене, Риме, Константинополе - он ревностно отстаивал Православие, наставляя заблуждавшихся и обличая уклонившихся. Способствовал прп. Максим и созыву Латеранского Собора, который осудил монофизитство и предал анафеме его защитников. Ярый поклонник монофизитов имп. Констанс II приказал схватить исповедника, ложно обвинив его в измене отечеству. Прп. Максиму отрезали язык, усекли правую руку и затем сослали в Колхиду. Но милосердный Господь вернул ему способность писать и говорить. По кончине прп. Максима над его могилой совершались чудеса и происходило множество исцелений. Он оставил большое богословское наследие: объяснение трудных мест Священного Писания, толкования молитв, схолии к сочинениям других отцов Церкви, объяснение богослужения, диспуты, трактаты и письма.
Память прп. Максиму отмечается 21 января/3 февраля и 13/26 августа (перенесение мощей).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
ок. 580 – 662) – уроженец Константинополя, философ и богослов, толкователь церковной символики, основавший целое направление в религиозной литературе. Он закончил Магнаврский университет, где изучал грамматику, риторику и философию, был первым секретарем императора Ираклия. Максим Исповедник был жестоко наказан за свои теологические взгляды: ему отрубили язык и правую руку и отправили в кавказскую ссылку. По дороге на Кавказ он скончался. В своих богословских трудах (трактат «О любви», «Мистагогия» и др.) Максим Исповедник рассматривал проблему человека и его высокого предназначения в связи с рассуждениями о двух волях богочеловека: воля как желание, принадлежащая природе, и воля как выбор, связанная с личностью. Ее конечной целью является воссоединение с Богом через преодоление плотского (природного) начала, причем восхождение к духовному полностью зависит от самого человека, его свободной воли. Соответственно Максим Исповедник выделил два этапа в мировой истории: период подготовки «вочеловечения» Бога до рождения Иисуса Христа, Спасителя человека, начиная от первочеловека Адама и всех последующих поколений людей, и период подготовки «обожения» человека, то есть его воссоединения с Богом. Интерпретируя в «Мистагогии» («Тайноводстве») трудные места из сочинений Григория Назианзина и ПсевдоДионисия, богослов рассматривал основные факты из жизни Иисуса Христа не только как моральные и мистические события, но и как символы космических процессов. Он подробно разработал символику литургического действа, в котором различал общее значение и частные смыслы. Наибольшей многозначностью отличаются символы, связанные с церковью, в основе которых – соединение общего с частным (общее – «образ и изображение Бога», образ мысленного и чувственного мира, образ человека и души; частное – святилище, наос, алтарь и т.д.). Максим Исповедник раскрыл причинную зависимость литургического образа от того, кто его воспринимает, выделив три категории субъектов восприятия: «уверовавшие», «практики» и «гностики». Его система образов, знаков и символов легла в основу византийского искусства. Максим Исповедник составил первый минологий: он разместил свод житий по календарю в соответствии с днем рождения того или иного святого. Византийская церковь причислила его к лику святых, назвав «исповедником» истины.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012