МАЛЕВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Малевич

путешественник 1860-х гг.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МАЛЕВИЧ
Казимир Северинович (1878–1935) — русский художник, педагог, теоретик и практик супрематизма, прошел путь от импрессионизма к кубизму и кубофутуризму. В десятые годы он создал первые бес-предметные картины, назвав свое направление «супрематизмом» (лат. Supremus — «высший»). Исходя из того, что живопись «не принадлежит Земле исключительно», художник отказался от понятий, определяемых «земным тяготением»: горизонт, перспектива, «верх», «низ». Он создал самостоятельный, замкнутый в себе мир — «ма-лую планету» — не порывающий полностью с природным началом, но выражающий его на новом планетарно-космическом уровне («Супрематизм», «Черный квадрат на белом фоне» и др.). Свою главную цель Ма-левич видел в том, чтобы постичь логику появления и развития новых форм в искусстве, чему и была посвящена его послеоктябрьская деятельность: он создал объединение художников в Витебске — УНОВИС (Утвердители нового искусства, 1920), возглавил первый в мире Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК, 1923–1926), разрабатывавший новые пластические проблемы, обосновал идеи супрематизма в теоретических работах «Супрематизм. 34 рисунка», «О новых идеях в искусстве».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МАЛЕВИЧ
Казимир Северинович (1878, Киев – 1935, Ленинград), русский живописец, график, педагог, теоретик искусства; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи выходцев из Польши. В 1895–96 гг. занимался в Киевской рисовальной школе, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (в сер. 1900-х гг.) и в частной студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–10). Теоретические исследования изложил в ряде лекций, статей и брошюр («От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм», 1915; «О новых системах в искусстве», 1919; «Супрематизм. Мир как беспредметность», 1922; «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи», 1926).
Творческий путь начал с этюдов, писавшихся на пленэре. Знакомство с М. Ф. Ларионовым приобщило его к авангардным течениям в искусстве. В 1900-х – нач. 1910-х гг., в период становления творческой индивидуальности, прошел путь отимпрессионизма и символизма («Весна – цветущий сад», «Цветущие яблони»; обе – 1904; «Купальщицы», 1908) через элементы фовизма и экспрессионизма (автопортреты 1910–11 гг.) к примитивизму («Мозольный оператор в бане», «Полотеры», обе – 1911–12; «Жница», «Уборка ржи»; обе – 1912). В 1912 г. Малевич сблизился с авторами «заумной» поэзии А. Е. Крученых и В. Хлебниковым. В живописи этих лет, получившей название кубофутуризма, кубистическое разложение формы соединялось с футуристическим принципом динамизма («Точильщик. Принцип мелькания», 1912; «Станция без остановки», 1913). Другие картины определялись Малевичем как «заумный реализм», «алогизм форм» («Портрет И. В. Клюна», «Корова и скрипка»; обе – 1913; «Авиатор», «Англичанин в Москве»; обе – 1914). Алогические произведения были построены на монтаже разнородных пластических элементов, вырванных из естественного контекста и включенных в композицию, озадачивающую разум обывателя непостижимым смыслом. В 1913 г. Малевич создал костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над Солнцем», поставленной в Санкт-Петербурге (либретто Крученых, пролог Хлебникова, музыка М. В. Матюшина).
В 1915 г. на выставке «0.10» художник впервые показал зрителям 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе знаменитый «Черный квадрат». По утверждению Малевича, супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – это живописный абсолют, в котором выражены формула и сущность Вселенной. Полностью отказавшись от предметности, художник конструирует свою живописно-пластическую систему, основанную на сочетаниях и взаимодействии простых геометрических фигур. «Белый квадрат на белом фоне» (1918) ознаменовал последнюю стадию супрематизма, на которой из живописи исчезли и контуры фигур. Остался чистый холст, символ бесконечного и непостижимого Ничто.
В 1919–22 гг. Малевич жил и работал в Витебске, где создал объединение Утвердители нового искусства (Уновис). В 1923 г. он возглавил Петроградский музей художественной культуры, реорганизованный впоследствии в Государственный институт художественной культуры (Гинхук; закрыт в 1926 г.). В сер. 1920-х гг. Малевич создал первые рисунки «планитов», ознаменовавших переход к пространственно-объемному супрематизму. За ними последовали «архитектоны» – модели новой архитектуры.
В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. художник вернулся к предметной живописи. Супрематическая Вселенная 1910-х гг. заполнилась персонажами, которые могли гармонично существовать только в мире правильных лаконичных форм («Девушки в поле», «Спортсмены», «Женщина с граблями», «Пейзаж с пятью домами»; все – 1928–32). В портретной живописи воспоминания о супрематизме обогатились приемами искусства эпохи Возрождения с его осознанием человека как высшей ценности мира («Портрет жены художника», «Мужской портрет», «Автопортрет»; все – 1933).
Творчество Малевича оказало мощное воздействие на искусство 20 в. Его идеи стали источником новых живописных, архитектурных и дизайнерских решений, нашли применение в разных областях прикладного искусства. Учениками и последователями Малевича были О. В. Розанова, И. В. Клюн, И. А. Пуни, Н. А. Удальцова, В. Ф. Степанова, Л. С. Попова, А. М. Родченко и др.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
428.55 кб

К истории евразийской идеи: С. С. Малевский-Малевич и его проект обустройства России

Прудников Андрей Юрьевич
Проанализирован политический проект С. С. Малевского-Малевича в контексте идей раннего евразийства. Выявлены основные сходство и различие модели идеального государства, предложенной идеологами евразийства 1920-х 1930-х гг.
Читать PDF
96.69 кб

К. С. Малевич и А. В. Луначарский: полемика в искусстве и культурная политика страны Советов в 1917-

Симонова Ольга Александровна
Рожденное в спорах искусство авангарда со временем из контркультуры превратилось в доминантную культуру.
Читать PDF
289.92 кб

Казимир Малевич и супрематизм

Галинская И. Л.
Читать PDF
300.90 кб

Казимир Малевич. Супрематизм

С.Г.
Читать PDF
662.68 кб

Имидж художника и текст поведения: Малевич, Бартенев

Мищук Анастасия Николаевна
В статье раскрываются имидж и текст поведения на примере двух художников: прошлого К. Малевича и современности А. Бартенева.
Читать PDF
221.03 кб

2016.01.022. О ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА: О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ, В. ХЛЕБНИКОВ, К.С. МАЛЕВИЧ. (СВОДНЫЙ РЕФЕР

Юрченко Т.Г.
Читать PDF
69.89 кб

Малевич и Гуссерль: пунктир супрематической феноменологии

Курбановский Алексей Алексеевич
Читать PDF
1.74 мб

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ: В ПОИСКЕ НОВОГО ИСКУССТВА

Калинина З. Н., Бадретдинова С. А.
В статье рассматривается творческий путь Казимира Малевича, объясняется сущность супрематизма и уникальность картины «Черный квадрат».
Читать PDF
271.47 кб

Грибер Ю. А. Градостроительная живопись и Казимир Малевич. Монография

Книга посвящена культурфилософскому анализу принципов цветовой организации городской среды, предложенных в работах известного представителя русского авангарда Казимира Малевича.
Читать PDF
1.74 мб

ТРИ САМЫХ ВАЖНЫХ САМОУБИЙСТВА В ИСТОРИИ. СОКРАТ - КИРИЛЛОВ - МАЛЕВИЧ

Меламед Юлия
Автор разбирает три рифмующихся сюжета в мировой истории: смерть Сократа самоубийство Алексея Кириллова из «Бесов» черный квадрат Малевича. Автор утверждает, что во всех трех случаях было совершено «логическое самоубийство».
Читать PDF
245.74 кб

А. Невская. Супрематизм Казимира Малевича

Галинская И.Л.
Читать PDF
168.49 кб

Влияние творчества К. Малевича на современных дизайнеров костюма

Блюмин Марина Алексеевна
Читать PDF
444.30 кб

«Всё» и «Ничто»: интермедиальная стратегия творчества К. С. Малевича

Тимашков А. Ю.
Проект К.С. Малевича по «очищению» искусства от элементов религии и идеологии рассматривается в статье как интермедиальная стратегия творчества данного художника.
Читать PDF
0.00 байт

ПОРТРЕТ БЕЗОБРАЗНОГО ВРЕМЕНИ. ПОЗДНИЕ ПОРТРЕТЫ МАЛЕВИЧА В КОНТЕКСТЕ ДИСКУССИИ О СБОРНИКЕ ГАХН "ИСКУС

Обермайр Бригитте
Читать PDF
139.06 кб

Поиски К. Малевича в "автопортрете" К. Малевича

Колий Е.А.

Похожие термины:

  • Малевич-Малевский, Н. А

    фин. Средства, выделенные из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов. Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и провед
  • Малевич, Болеслав Ал-др

    авт. кн. "Лес и лесоустройство", сост. в корп. леснич. 1912 г. {Венгеров}
  • Малевич, Ан. Ан

    автор историч. представл. "Оборона Севастополя" (1898). {Венгеров}
  • Малевич, Порф. Феофил

    педагог Астрах. дух. сем., † 1878. {Венгеров}
  • Малевич, Порф. Гавр

    педагог, † 6 сент. 1851 г. {Венгеров}
  • Малевич, И. И

    авт. воспом. о С. В. Ковалевской ("Русс. ст.", 1890). {Венгеров}
  • Малевич, Борис Серафимович

    Протоиерей; настоятель Подворья Патриарха Московского и Всея Руси Храма Всех Святых во Всехсвятском, что на Соколе (г. Москва).
  • Малевич, Марцелий-Октавиан Доминик

    д-р мед., р. 1805, † 23 мар. 1831. {Венгеров}
  • Малевич, Марцелл-Октавиан Доминикович

    1829 г. доктор медиц. Виленск. унив.; р. 1805 г.; † 23 марта 1831 г. {Половцов}
  • Казимир Малевич

    (1878–1935) художник, теоретик авангардистской живописи Великий реформатор и один из главных героев истории искусства XX в., Казимир Северинович Малевич родился 11 (23) февраля 1878 года в Киеве. Родители б
  • КАЗИМИР СЕВЕРИНОВИЧ МАЛЕВИЧ

    (1878-1935), русский художник. Вдохновленный творческими поисками импрессионистов и кубистов, создал в 1913 г. свой оригинальный стиль АБСТРАКЦИОНИЗМА, используя по преимуществу геометрические фигуры-с
  • Малевич, Конст. Виктор

    археолог, историк Киево-Печ. лавры, † 1889. {Венгеров}
  • МАЛЕВСКИЙ-МАЛЕВИЧ Святослав Святославович

    21.2.1905, Петербург - 5.6.1973, Париж) - живописец. Отец - Святослав Андреевич - окончил Николаевское кавалерийское училище, в 1917 в чине статского советника был управляющим делами «Дворянского земельного б
  • Малевич, Олег Михайлович

    (р. 19??) — литературовед, переводчик. Член СП. Живет в Санкт-Петербурге. Перу М., специалиста по чешской литературе, принадлежит монография о жизни и творчестве Карела Чапека, статьи, исследования пос
  • Малевинский, Ал-др Ал-др

    врач, р. 1850. орд. вятск. губ. зем. бол. Малевинский, Анемпод. Ионов. сотр. "Волог. еп. вед." (1860—1870-е гг.). {Венгеров}
  • Малевинский, Ал-др

    свящ., автор "Инстр. благочинному приход. церквей" (Вел. Устюг, 1891). {Венгеров}  Малевинский, Ал-др дух. писат., протоиер. 1912 г. {Венгеров}
  • Малевинский, Петр Ал-др

    ред. "Запис. вечер. отдел. Русс. техн. общ.", р. 1802 в двор. семье, инж.-техн., нач. сл. тяги Привисл. жел. дор. {Венгеров}
  • Малевинский

    генерал-майор, произв. Выс. прик. 10 июля 1845 г. {Половцов}
  • ФОНД К. С. МАЛЕВИЧА

    (Пенз. филиал Межрегионального фонда Малевича), добровольное обществ. объединение, созданное на основе общности интересов к истории, теории и практике совр. худож. культуры. Фонд основан в М. (1990), в 1