, Жозе (Malhoa, Jose) 1855, Калдаш-да-Раинья — 1933, Фигейрдуш Виньуш. Португальский живописец и график. Происходил из крестьянской семьи. Юношей уехал в Лиссабон, где получил художественное образование. Большую часть жизни прожил в португальском городке Фигейро душ Виньуш. В Калдаш да Раинья в 1934 был открыт его музей. Мальоа, один из самых известных в Португалии художников, обращался к разным жанрам живописи — монументально-декоративному (росписи королевской консерватории в Лиссабоне, 1888), историческому (Последний допрос маркиза Помбала, 1892; Камоэнс, 1907), пейзажам и портретам, в которых запечатлел близких себе людей (Лаура Совине, Агостино Фернандиш, 1925), коронованных особ (Наследный принц Луис Филипп, 1908; все — Калдаш-да-Раинья, Музей Мальоа). В разные годы им были исполнены изящные графические автопортреты. Основную область творческого наследия Мальоа составили картины из крестьянского и городского быта. Художник истинно национального склада, он создал правдивые и бесхитростные произведения, главная роль в которых принадлежала цвету и свету. Его не волновали социальные темы, глубокие проблемы бытия; он с равной долей увлеченности писал будничные и праздничные сцены народного быта, наполняя свои полотна игрой сочных красочных пятен, трепетом атмосферы. Влияние импрессионизма, богатые возможности пленэрной живописи придали особую привлекательность его пейзажам. Наибольшую известность Мальоа принесли три картины: Пьяницы (1907, Лиссабон, Нац. музей современного искусства), Фаду (1910, Лиссабон, Музей истории города) и По обету (1933, Калдаш-да-Раинья, Музей Мальоа). В первой картине изображение сильно охмелевшей деревенской компании обнаруживает зависимость художника от грубовато-приземленной натуры. Шумный успех в широких кругах португальского общества вызвала картина Фаду. Художник запечатлел сцену в убогой каморке, где молодая проститутка самозабвенно слушает исполнителя городского песенного фольклора — фаду, одного из типичных и самобытных созданий национальной культуры. Мальоа лишил образ фаду романтического ореола, снизив сюжет до бытового уровня, обнаружил его истинную народную стихию. Написанное в иной, более свободной импрессионистической манере, пронизанное светом и мельканием ярких цветовых пятен полотно По обету — тяжкое, изнурительное шествие под палящим солнцем паломников с зелеными и алыми хоругвями — воспринято живописцем как драматичное, но внешне красочное зрелище.
Лит.: Revista dedicada ao pinor Jose Malhoa. Calhdoda Rainha, 1984.
Т. Каптерева