[26.5(7.6). 1885, с. Месели Уфим. губ. (в нек-рых источ. 1882, Ревель, ныне Таллинн) — 1967, Москва] — арт. оперы (бас), камерный певец. Окончил Уфим. духовное уч-ще. В 1909—10 брал уроки пения в Томске у В. Цветкова, в 1910—15 учился в Моск. конс. (кл. Е. Лавровской), по окончании к-рой выступал в Москве (в т. ч. в Сергиевском Нар. доме, 1917—18). В 1921—50 солист моск. Большого т-ра. Обладал голосом приятного тембра, музыкальностью и комическим дарованием.
1-й исп. в Большом т-ре партий: Квартального ("Леди Макбет Мценского уезда"), Фарфарелло ("Любовь к трем апельсинам"), Пинга ("Турандот"); в СССР — Рокко ("Маскотта"). Лучшие партии: Дон Бартоло ("Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта и "Севильский цирюльник" Дж. Россини). Др. партии: Фарлаф, Сват, Верейский, Писарь ("Майская ночь"), Панас ("Ночь перед Рождеством"); Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). Шонар ("Богема"), Спарафучиле, Нурабад, Цунига. Партнеры: Б. Бугайский, А. Минеев, А. Нежданова, Н. Обухова, В. Осипов, В. Петров, А. Пирогов. Пел п/у Н. Голованова, В. Небольсина, Л. Штейнберга.
Выступал с концертами в моск. Малом зале конс. В камерном репертуаре с особенным успехом исп. романсы М. Глинки, А. Даргомыжского.
Соч.: Где певец может повышать свою квалификацию // Сов. артист. 1935. № 13.