МАМИН-СИБИРЯК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МАМИН-СИБИРЯК
настоящая фамилия Мамин) Дмитрий Наркисович (1852, Висимо-Шайтанский завод Пермской губ. – 1912, Санкт-Петербург), русский прозаик, публицист. Родился в семье заводского священника, учился в духовном училище и семинарии, но под влиянием идей «шестидесятников» решил посвятить себя естественным наукам и в 1872 г. поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876 г. перешел на юридический ф-т Петербургского ун-та, который не закончил. В студенческие годы начал литературную деятельность в мелких журналах и газетах. Вернувшись на Урал, участвовал в этнографических экспедициях, изучал условия труда и быта рабочих горных заводов, что отразилось в цикле рассказов и очерков «От Урала до Москвы» (1881–82). Широкую известность принесли писателю романы «Приваловские миллионы» (1883) и «Горное гнездо» (1884), главная тема которых – становление промышленного капитала на Урале. Мамин-Сибиряк завоевал репутацию автора широкомасштабных многофигурных романов. В 1891 г. он переезжает в Петербург, принимает активное участие в литературной жизни, сближается с писателями демократического лагеря, издает романы «Золото» (1892), «Хлеб» (1895), сборник «Уральские рассказы» (4 т., 1888–1901). Свой путь в литературе описал в автобиографическом романе «Черты из жизни Пепко» (1894). В последние годы жизни писатель создал ряд произведений для детей, сразу ставших классикой этого жанра: посвященный дочери цикл «Аленушкины сказки» (1894–96), рассказы «Зимовье на Студеной» (1892), «Серая шейка» (1893) и др.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Мамин-Сибиряк

(псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) [1852—1912] — беллетрист. Род. в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПб, но курса там не окончил; занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени — "Бойцы" [1883], "Приваловские миллионы" [1884]. Печатался М.-С. гл. обр. в "Деле", "Отечественных записках", в "Русском богатстве" и "Русской мысли".


Творчество М.-С. в основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма. Выступив в литературе в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С. воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. "В произведениях М.-С. рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с "добросовестным ребяческим развратом господ", с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России" (Ленин). В его романах — бесконечная галерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплуатации рабочего класса инженеры и пр.


Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплуатации его богатств ("Хлеб", 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой ("Галактион") превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами. Деньги несут физическое и нравственное вырождение ("Последние огоньки"). Омерзительно глупая и дикая буржуазия ("Торное гнездо") беспощадно эксплуатирует крестьян-бурлаков ("Бойцы"), хозяйство крестьян ("Три конца"), наносит сокрушительные удары семейной морали ("Дикое счастье"), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения ("На улице"). В первом периоде творчества М.-С. занимают народнические проблемы — борьба с капитализмом ("Приваловские миллионы") и преклонение перед народной силой ("Бойцы"); но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста. Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего. Это признает сам М.-С.: "Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться".


М.-С. не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того — идеалов не должно быть: "Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред". Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. "Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни" ("В худых душах"). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. романе Мамина-Сибиряка "Черты из жизни Пепко" [1894]. Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости — старик Бахарев ("Приваловские миллионы"), Савоська ("Бойцы"). Даже те из них. кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч — "Три конца"); люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский). Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна — "Приваловские миллионы" и др.).


Жизнь представлялась М.-С. постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений; он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком.


Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом. М.-С. отобразил развитие русской буржуазии от "темного царства" Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова (см.), Боборыкина (см.) и др.


М.-С. явился в 80-х гг. одним из видных представителей тою русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. — "Мною была задумана целая серия романов на манер "Ругонов" Золя", писал он в "Чертах из жизни Пепко". Хотя в отличие от "Ругон-Маккаров" строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. не получалось, но крупнейшие романы его — "Горное гнездо", "На улице", "Три конца", "Золото", "Дикое счастье", "Хлеб", "Приваловские миллионы" и др. — представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.



Библиография: I. Полное собрание сочин., изд. А. Ф. Маркс, П., 1915—1917 (прилож. к журн. "Нива"); Собр. сочин., 4 тт., Гиз, М. — Л., 1927—1928 (т. I. Приваловские миллионы; т. II. Золото; т. III. Хлеб; т. IV. Черты из жизни Пепко).


II. Альбов В., Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка, "Мир божий", 1900, I — II; Аничков Е. Д., Мамин-Сибиряк, "Мирбожий", 1905, X; Скабичевский, Сочинения, т. II, издание 3-е, 1913; Колтоновская Е., В стороне от главного русла. Д. Мамин-Сибиряк, "Вестник Европы", 1913, II; Быков П. В., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк. Полное собрание сочин. Мамина-Сибиряка, изд. "Нивы", т. I; Неведомский М., Д. Н. Мамин-Сибиряк, "История русской литературы XIX в.", под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. V, изд. т-ва "Мир", М., 1917; Соловьев Евг., Очерки из истории русской литературы XIX в., изд. 4-е, М., 1923; Богословский П. С., Памяти писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (К вопросу об изучении его творчества), "Научно-педагогический вестник", 1923, I.


III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.



С. Р. и П. Щ.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.78 кб

Урал и Россия в романах Д. Н. Мамина-Сибиряка

Щенникова Людмила Павловна
В статье предлагается характеристика романов Д. Н. Мамина-Сибиряка в культурно-историческом движении Отечества 1860–1890-х гг.
Читать PDF
185.78 кб

Жизнь замечательных уральцев: Д. Н. Мамин-Сибиряк

Мурзин А. А
Читать PDF
244.86 кб

Забытый очерк Д. Н. Мамина-Сибиряка «Святой уголок»

Миночкина Л.И.
Читать PDF
401.17 кб

Натурализм социального романа Д. Н. Мамина-Сибиряка

Щенников Г.К.
Читать PDF
142.89 кб

Творчество Д. Н. Мамина-сибиряка с позиций гуманизма

Слобожанинова Лидия Михайловна
Рассматриваются общегуманистические проблемы творчества Мамина-Сибиряка. В рассказах «Аннушка», «Ранний батюшка», «Пустынька», «Сказание о хане Кучуме» и др.
Читать PDF
95.57 кб

История и историзм в произведениях Д. Н. Мамина-сибиряка

Житкова Людмила Николаевна
На материале произведений Мамина-Сибиряка (прежде всего, повести «Охонины брови») выявляется авторская концепция историзма, рассматривается ее претворение в структуре художественного мира писателя.
Читать PDF
155.28 кб

Историческая повесть Д. Н. Мамина-сибиряка «Охонины брови»

Дашевский Вячеслав Алексеевич
Читать PDF
165.43 кб

«Рудин» 1880-х: о романе Д. Н. Мамина-сибиряка «Именинник»

Пращерук Наталья Викторовна
В статье исследуется забытый роман Д.Н. Мамина-Сибиряка «Именинник» (1888).
Читать PDF
305.29 кб

Национальная тема в путевых очерках Мамина-Сибиряка для детей

Миночкина Л.И.
Читать PDF
100.92 кб

К 150-летию со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка

Гончаренко Илья Георгиевич
Читать PDF
113.82 кб

Монография Л. Я. Миночкиной "Д. Я. Мамин-Сибиряк "миру детства""

Жеребцова Е. Е.
Читать PDF
204.67 кб

Автобиографическая проза Д. Н. Мамина-сибиряка (1880–1900-е гг. )

Созина Елена Константиновна
Рассматриваются автобиографические произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка: повесть начала 1880-х гг. «На рубеже Азии» и очерковый цикл конца 1890-х – начала 1900-х «Из далекого прошлого».
Читать PDF
451.03 кб

Экологические проблемы в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка для детей

Миночкина Л.И.
Читать PDF
249.41 кб

Роман Д. Н. Мамина-Сибиряка «Черты из жизни Пепко»: проблематика и поэтика

Созина Елена Константиновна, Якимова Людмила Павловна
Рассматривается круг основных проблем и художественная структура автобиографического романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Черты из жизни Пепко».
Читать PDF
233.00 кб

Система повествования в малой прозе Д. Н. Мамина-Сибиряка (1883-1886 гг. )

Мельникова Алена Валерьевна
Исследована повествовательная система малой прозы Д. Н. Мамина-Сибиряка 1880-х гг. с целью выявления основных нарративных стратегий, воплощенных в разножанровых произведениях 1883-1886 гг.

Похожие термины:

  • Мамин-Сибиряк, Дм. Наркисович

    изв. беллетр., р. 1852 в семье свящ., в Высимо-Шайтанск. заводе, на Урале, † 2 н. 1912. {Венгеров}
  • Мамин-Сибиряк , Дмитрий Наркисович

    (псевд. Дмитрия Наркисовича Мамина) (1852-1912). Рус. прозаик, более известный реалистическими романами о жизни Урала и Сибири в период становления там капиталистических отношений. Род. в Висино-Шайтанс