Мамонтовы

Найдено 1 определение
Мамонтовы
Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду («Темное царство» Островского). Род Мамонтовых ведет свое начало от Ивана Мамонтова, о котором известно лишь то, что он родился в 1730 году и что у него был сын Федор Иванович (1760). Видимо, это он занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Видимо также, что занимался он и широкой благотворительностью: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году. У него было три сына — Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи. Вот что пишет о появлении Мамонтовых в Москве одна из внучек родоначальников этой семьи А. Н. Боткина в своей книге, «П. М. Третьяков»: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья. Между 1829 и 1840 годами родилось шесть сыновей. В 1843 и 1844 годах — две дочери, Зинаида и Вера. Для родителей и для братьев эти две девочки были постоянным предметом заботы и нежности. И хотя после них было еще четверо детей, эти две остались всеобщими любимицами… Между собой они были дружны и неразлучны. Их даже называли не Зина и Вера, а «Зина-Вера», соединяя их в одно. Характеры их, особенно впоследствии, оказались разными, как и их жизни: Зинаидой восхищались, Веру любили». Мамонтовская молодежь — дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича — была хорошо образована и разнообразно одарена. Больше всего во многих из них было природной музыкальности. Зинаида и Вера превосходно играли на фортепьяно. Особенно же музыкальны были Виктор Иванович и Савва Иванович, что сыграло большую роль в жизни и того, и другого. Оба брата, и Николай, и Иван Федоровичи, были, как сказано, близки с Кокоревым, а через него стали в добрых отношениях и с известным русским историком М. П. Погодиным, который не раз упоминает о них в своем дневнике. И Кокорев, и Погодин часто виделись с Мамонтовыми и постоянно у них обедали. А через Погодина Мамонтовым открывался ход и в редакцию «Москвитянина» и вообще ко всему литературному и ученому миру Москвы. Погодин был знаком и с другими Мамонтовыми. Он упоминает Михаила Федоровича и Федора Ивановича. Последний, по его поручению, виделся с известным чешским ученым Шафариком, о чем и писал Погодину: «Найдя Шафарика дома, передал ему в кабинет Ваше письмо, книги, чай и пр… Шафарик принял меня очень благосклонно, спросил, как выговаривается моя фамилия, и спрашивал, от чего она происходит, и когда я не смог ему на это хорошенько ответить, то обещал мне сделать филологическое исследование и на другой день дал мне в знак памяти записочку, писанную его рукою, где он выводил мою фамилию от святого Мамонта». Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович. В народнохозяйственной жизни он был известен как строитель Ярославской, потом Северной дороги, но больше его знали как человека, самыми разными путями связанного с искусством. Сам он обладал разнообразными талантами: был певцом — учился пению в Италии, — был скульптором, был режиссером, был автором драматических произведений. Но самое в нем главное то, что он являлся всегда тем центром, вокруг которого группировались все, кому дороги были артистические искания. И сам он много искал и много находил; немалую роль сыграл он в «отыскании» Шаляпина. Как сказал В. М. Васнецов, «в нем всегда была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других». Савва Иванович родился в 1841 году и скончался в 1918, уже после революции. К. С. Алексеев-Станиславский был другом Саввы Ивановича с самого детства. Он дает верную ему характеристику в своей книге «Моя жизнь в искусстве». «Я обещался, — пишет он, — сказать несколько слов об этом замечательном человеке, прославившемся не только в области искусства, но и в области общественной деятельности. Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное культурное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом. И вот он же, Мамонтов, меценатствуя в области оперы и давая артистам ценные указания по вопросам грима, жеста, костюма и даже пения, вообще по вопросам создания сценического образа, дал могучий толчок культуре русского оперного дела: выдвинул Шаляпина, сделал, при его посредстве, популярным Мусоргского, забракованного многими знатоками, создал в своем театре огромный успех опере Римского-Корсакова «Садко» и содействовал этим пробуждению его творческой энергии и созданию «Царской невесты» и «Салтана», написанных для мамонтовской оперы и впервые здесь исполнявшихся. Здесь же, в его театре, где он показал нам ряд прекрасных оперных постановок своей режиссерской работы, мы впервые увидали, вместо прежних ремесленных декораций, ряд замечательных созданий кисти Поленова, Васнецова, Серова, Коровина, которые, вместе с Репиным, Антокольским и другими лучшими русскими художниками, почти выросли и, можно сказать, прожили жизнь в доме и семье Мамонтовых. Наконец, кто знает, может быть, без него и великий Врубель не смог бы пробиться вверх, к славе. Ведь его картины были забракованы на Нижегородской всероссийской выставке, и энергичное заступничество Мамонтова не склонило жюри к более сочувственной оценке. Тогда Савва Иванович, на собственные средства, выстроил целый павильон для Врубеля и выставил в нем его произведения. После этого художник обратил на себя внимание, был многими признан и впоследствии стал знаменитостью. Дом Мамонтовых находился на Садовой, недалеко от Красных ворот и от нас. Он являлся приютом для молодых талантливых художников, скульпторов, артистов, музыкантов, певцов, танцоров. Мамонтов интересовался всеми искусствами и понимал их. Раз или два раза в год в его доме устраивался спектакль для детей, а иногда для взрослых. Чаще всего шли пьесы собственного создания. Их писал сам хозяин или его сын…» О своем отце немало говорит и Всеволод Саввич Мамонтов в своей книжке «Воспоминания о русских художниках». К характеристике Станиславского он прибавляет, что всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство. И в Мурманске, и в Архангельске, и в оживлении Севера было много жажды красивого, и в его философии и религии сквозило искусство, и в важном, таком страшном, толстом портфеле пряталось искусство. С именем Саввы Ивановича и жены его, Елизаветы Григорьевны, урожденной Сапожковой, тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. Это имение, расположенное в 12-ти верстах от Троице-Сергиевской лавры, на берегу живописной речки Вори, было куплено Мамонтовым в 1870 году у Софьи Сергеевны Аксаковой, последней представительницы семьи автора «Детские годы Багрова внука». Это была аксаковская подмосковная усадьба. В, новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России. Об Абрамцеве много написано, и я не имею возможности останавливаться на нем подробно. Напоминаю только, что там был создан ряд мастерских и школ, которые дали мощный толчок развитию русского кустарного дела и популяризации всякого рода кустарных изделий. У гостеприимных хозяев Абрамцева собирался весь цвет русского искусства: музыканты, певцы и особенно художники — Репин, Васнецов, Серов, Антокольский и др. «Направление старших, — пишет Н. В. Поленова в своих воспоминаниях «Абрамцево», — не могло не отразиться на молодом поколении, на детях Мамонтовых и их товарищах. Под влиянием Абрамцева воспитывались художественно будущие деятели на разных поприщах искусства, оттуда вышли Андрей и Сергей Мамонтовы, их друг детства Серов, Мария Васильевна Якунчикова-Вебер и, наконец, Мария Федоровна Якунчикова, урожденная Мамонтова, племянница Саввы Ивановича, явившаяся преемницей в начатом Елизаветой Григорьевной деле художественного направления кустарных работ крестьян». Абрамцевым особенно занималась Елизавета Григорьевна Мамонтова, которой долгое время помогала художница Елена Дмитриевна Поленова. Но и сам хозяин немало вложил своего в эти начинания. Его, как скульптора, интересовала керамика, и он завел гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками сам лепил. В конце прошлого столетия С. И. Мамонтову пришлось пережить тяжелое испытание и глубокую внутреннюю драму: в постройке и эксплуатации Ярославской железной дороги были обнаружены злоупотребления и растраты, и Мамонтову, как и его коллегам по правлению, пришлось сесть на скамью подсудимых. Злоупотребления, несомненно, были, но, с другой стороны, вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казенного и частного железнодорожного хозяйства. Чтобы осуществить выкуп дороги, министерство финансов, скупавшее акции через Петербургский Международный банк, старалось сделать ответственным лишь Мамонтова за весь ход дела. В Москве общественные симпатии были на стороне Саввы Ивановича, и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен бурными аплодисментами, но все-таки это дело разорило этого выдающегося человека. П. Бурышкин

Источник: 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. 1995

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

Эпиграветт или постграветт? Особенности кремневого инвентаря поздневалдайских памятников с мамонтовы

Лисицин Сергей Николаевич
В приледниковой области центра Русской равнины, включающей бассейны верхнего течения Днепра, Волги и Дона, располагается значительное число верхнепалеолитических стоянок.
Читать PDF
0.00 байт

Ископаемая мамонтовая кость: проблемы и перспективы изучения и освоения ресурсного потенциала в росс

Смирнов Александр Николаевич
Рассмотрены направления и этапы географических и геологических исследований, а также истории эксплуатации природных скоплений мамонтовой кости ценного ископаемого сырья биогенного происхождения.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 04. 019. Ландис Э. -С. Эпизод гражданской войны: генерал мамонтов в Тамбове, август 1919. Land

Большакова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Взгляды профессора А. В. Мамонтова на историю библиографии

Базанов Петр Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Новые местонахождения мамонтовой фауны и палеолитические стоянки в бассейне среднего течения реки Ко

Чепрасов Максим Юрьевич, Обадэ Теодор Фокович, Григорьев Семен Егорович, Новгородов Гаврил Петрович, Марарескул Владислав Анатольевич
Приводятся предварительные данные по новым местонахождениям мамонтовой фауны бассейна среднего течения р. Колыма.
Читать PDF
0.00 байт

Семантика изображений мамонтов эпохи палеолита: историографический аспект (по материалам cевероазиат

И. В. Шмидт
Читать PDF
0.00 байт

Изучение мира мамонтов

Обадэ Т. Ф., Белолюбский И. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Сюжеты И. Е. Репина к иллюстрированному изданию «Библии для народа» А. В. Прахова и С. И. Мамонтова

Андрущенко Людмила Ивановна
Статья посвящена иллюстрациям к Ветхому и Новому Завету, над созданием которых Репин работал в период с 1867 по 1878 годы.
Читать PDF
0.00 байт

С. И. Мамонтов - реформатор оперного искусства в России

Кузнецов Николай Иванович
Статья посвящена обоснованию роли С. И. Мамонтова как реформатора оперно-сценического искусства в России конца ХIХ начала ХХ вв., а также восстановлению исторической справедливости по отношению к С. И.
Читать PDF
0.00 байт

«Впечатления натуры» М.Врубеля в портрете С.Мамонтова

Н. Н. Суворова
Читать PDF
0.00 байт

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ БАЛЕТНОЙ КРИТИКИ. МОСКОВСКИЙ РЕЦЕНЗЕНТ С.С. МАМОНТОВ

Коршунова Н.А.
In the beginning of the XX century one of the most knowing Moscow ballet critics was S. S. Mamontov. He held progressive views on the ballet reform that was under way. He gave his support to a choreographer from Moscow, A. A.
Читать PDF
0.00 байт

К 50-летию со дня рождения мамонтова Владимира Дмитриевича

То the 50-th birthday of Mamontov Vladimir Dmitrievich. Dedicated to the 50-th anniversary of the Doctor of Economics, Professor, Prorector on Educational Work of Tambov State University named after G.R.
Читать PDF
0.00 байт

95. 03. 018. Кандель Б. Л. , мамонтов М. А. Зарубежная художественная литература и литературоведение

Гуткина А. М.
Читать PDF
0.00 байт

Ископаемая мамонтовая кость - особый природный ресурс

Кириллин Н. Д., Ноговицын Р. Р.

Похожие термины:

  • МАМОНТОВА РЕЙД 1919

    рейд белогвард. конницы ген.-лейт. К. К. Мамонтова по тылам Юж. фронта в авг. - сент. 1919 во время гражд. войны в СССР. Целью М. р. было сорвать готовившуюся наступат. операцию Юж. фронта. 4-й Донской корпус
  • Адриан, игумен Мамонтовой пустыни

    1643 г. игумен Мамонтовой пустыни. {Половцов}
  • Мамонтов, Афанасий Андреевич

    (1914 — 29.07.1941) — летчик-истребитель, лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 29 июня 1941 г. в воздушном бою над своим аэродромом сбил бомбардировщик противника. Когда кончились б
  • Мамонтов, Анатолий Григорьевич

    (род. 27.02.1925) — стрелок-радист, полный кавалер ордена Славы, гвардии подполковник. Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 г. Воевал в составе 141 гв. шап. Совершил более 65 боевых вылетов, в возд
  • Мамонтов, Анатолий Ив

    переводчик "Фауста", издатель, р. ок. 1840, † 4 окт. 1905. {Венгеров}
  • Мамонтов, Анатолий Васильевич

    Художественный руководитель Академического ансамбля песни и танцев Удмуртской Республики "Италмас", Народный артист России и Удмуртии; родился 7 апреля 1937 г. в д. Каменное Завьяловского райо
  • Мамонтов, Андрей Саввич

    (18. 05. 1869, Москва — 07. 07. 1891, Москва) Учился в МУЖВЗ. Принимал участие в росписях Владимирского собора в Киеве. Разрабатывал эскизы орнаментального украшения церкви Спаса в Абрамцеве (совм. с худ. В. М.
  • Мамонтов, Аркадий Викторович

    Тележурналист, специальный корреспондент телеканала РТР; родился 26 мая 1962 г. в г. Новосибирске; окончил факультет журналистики МГУ; работал редактором, корреспондентом, специальным корреспондент
  • Мамонтов, Д

    сотр. "Жур. Мин. юстиции" 1850—1860-х гг. {Венгеров}
  • МАМОНТОВАЯ ФАУНА

    мамонт, овцебык, пещерный медведь, олень, шерстистый носорог и другие животные, жившие в период позднего оледенения (плейстоцена). Когда вымирали мамонты, на ю. появилось производящее хозяйство. На
  • Мамонтов, Иван Федорович

    моск. капиталист, учредитель "русской фотографии", любитель искусства, † 1869 г. 19 авг. {Половцов}
  • Мамонтов, Геннадий Павлович

    Председатель правления жилищно-строительного объединения концерна "Казкам" (г. Казань); родился 6 декабря 1948 г.; окончил Казанский государственный педагогический институт в 1980 г., Казанский фи
  • Мамонтов, Н. И

    переводч. математ. книг 1870—1890-х гг., р. 1845. {Венгеров}  Мамонтов, Н. И. авт. "Оч. соврем. Персии" (1909). {Венгеров}
  • Мамонтов, Илья Степанович

    тайн. сов.; † 17 ноября 1886 г. (начальник канцелярии Комиссии прошений). {Половцов}
  • Илия, строит. Мамонтовой Николаевской пуст

    Тамбов. еп., 1699 г. {Половцов}
  • Иринарх, строитель Мамонтов. Николаевск. пуст

    1677 г. {Половцов}
  • Мамонтов, Ив. Ив

    сост. указателей изданий мин. зем. и гос. им., нач. адм.-хоз. отд. деп. земл., ред. журн. "Люб. прир." 1913 г. {Венгеров}
  • Мамонтов, Ив. Никол

    сотр. "Русск. вед.", город. деят. (1880—1890-е гг.) {Венгеров}
  • Мамонтов, Ив. Серг

    драм. писат. 1890—1910-х гг. {Венгеров}
  • МАМОНТОВ Савва Иванович

    1841-1918), предприниматель и меценат. Акционер ряда железнодорожных и промышленных обществ; разорился в 1899. В 1870-90 его имение Абрамцево - один из центров художественной жизни. При содействии М. созданы