МАНА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

МАНА

магическая сила в верованиях народов Океании.

Источник: Словарь этнографических терминов

МАНА
древнее государство в первой половине первого тысячелетия до н. э. на территории Азербайджана. Тем же термином в верованиях народов Меланезии и Полинезии обозначается сверхъестественная сила, присущая некоторым людям, животным, предметам, духам.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МАНА
Манейское царство — одно из значит. госуд. Др. Востока в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Первое прочное гос. образование на терр. Азербайджана (роль М. в его истории сходна с ролью Урарту в истории Армении). Первонач. занимала терр. в басс. р. Джагату. Столицей М. был г. Изирту (Зирта). Первые данные о М. относятся к 843 и связаны с походами ассирийцев, а затем Урарту против М. В условиях сопротивл. их экспансии происходит консолидация и рост гос. объед. во главе с М. В 719 — 714 правители ряда обл. (Зикирту и др.), «великие намест-ники М.», поддерживаемые Урарту, восстают против царей М. Последние же выступают в союзе с ассирийцами. После их победы над Урарту и Зикирту в 714 власть царей М. укрепилась. М. присоед. обл. к В. от Урмии (Резайе) до басс. р. Аракс, в 1-й пол. 7 в. владения М. доходили на З. до обл. по р. Большой Заб, а на С. — до юго-вост. р-нов совр. Закавказья. В нач. 7 в. в возобновивш. войнах в Ассирией М. одержала ряд успехов. Но союз Ассирии с выступавш. против нее скифами (ок. 671/670), к-рые обосновались в М., осложнил положение М. В 660/659 М. потерпела поражение, что вызвало нар. восстание, во время к-рого был убит царь М. — Ахшери. Его сын Уалли обратился за помощью к Ассирии и обязался выплачивать дань. В дальнейшем М. выступала в союзе с Ассирией и поддерживала ее в войнах с Мидией и Ново-Вавилон-ским царством. В 616 войска Ассирии и М. были разбиты Набопаласаром у Каблина (на р. Евфрат). Ок. 615/610 М. была подчинена Мидией (между 590 — 585 окончат. включена в ее состав). Вопрос о населении госуд. М. мало изучен. Видимо, на терр. М. проживали различ. этнич. и языковые группы, в значит. части принадлежавшие к древ. местным племенам, значит. часть к-рых в 7 — 6 вв. подвергалась иранизации. В дальнейшем ираноязыч. население М. явилось одним из важных компонентов при формировании др.-азерб. (антропатенской) народности. В М. существовала письменность, возникшая, вероятно, на основе урартской или ассир. клинописи, применялась и иероглифич. письменность (представлена на одном из предметов Саккызского клада). М. сыграла значит. роль в формировании мидийского, ахеменидского и скифского иск-ва.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МАНА
Манейское царство (Mana, Manna, Munna, Mannas - в клинописи; Minni - в Библии), - одно из значительных гос-в Др. Востока в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э. Первое прочное гос. образование на терр. Азербайджана (роль М. в его истории сходна с ролью Урарту в истории Армении). Первоначально занимало терр. в бассейне р. Джагату. Столицей М. был г. Изирту (Зирта). Первые данные о М. относятся к 843 и связаны с походами ассирийцев, а затем Урарту против М. В условиях сопротивления их экспансии происходит консолидация и рост гос. объединения во главе с М. В 719-714 правители ряда областей (Зикирту и др.), "великие наместники М.", поддерживаемые Урарту, восстают против царей М. Последние же выступают в союзе с ассирийцами. После их победы над Урарту и Зикирту в 714 власть царей М. укрепилась. М. присоединила области к В. от Урмии (Резайе) до бассейна р. Аракс, в 1-й пол. 7 в. владения М. доходили на З. до областей по р. Большой Заб, а на С. - до юго-вост. р-нов совр. Закавказья. В нач. 7 в. в возобновившихся войнах с Ассирией М. одержала ряд успехов. Но союз Ассирии с выступавшими против нее скифами (ок. 671/670), к-рые обосновались в М., осложнил положение М. В 660/659 М. потерпела поражение, что вызвало нар. восстание, во время к-рого был убит царь М. - Ахшери. Его сын Уалли обратился за помощью к Ассирии и обязался выплачивать дань. В дальнейшем М. выступала в союзе с Ассирией и поддерживала ее в войнах с Мидией и Ново-Вавилонским царством. В 616 войска Ассирии и М. были разбиты Набопаласаром у Каблина (на р. Евфрат). Ок. 615/610 М. была подчинена Мидией (между 590-585 окончательно включена в ее состав).

Вопрос о населении гос-ва М. мало изучен. Видимо, на терр. М. проживали различные этнич. и языковые группы, в значит. части принадлежавшие к древним местным племенам, значит. часть к-рых в 7-6 вв. подвергалась иранизации. В дальнейшем ираноязычное население М. явилось одним из важных компонентов при формировании древнеазерб. (атропатенской) народности.

В М. было высоко развито скотоводство (особенно коневодство), земледелие, садоводство. О высоком уровне обработки металлов, керамич. произ-ва свидетельствует т. н. Саккызский клад и раскопки на холме Зивийя (древнее Зибиа) в 42 км к В. от г. Саккыз. В М. были большие города, в к-рых сосредоточивались ремесл. произ-ва. После падения М. ее р-ны стали экономич. центрами Мидии. В М. существовала наследств. царская власть, сильная аристократия - родовая и служилая. В обществе М. наметились глубокие социальные противоречия, шла борьба внутри господствующего класса и между ним и осн. массой свободного населения (восстание в 660/659).

В М. существовала письменность, возникшая, вероятно, на основе урартской или ассирийской клинописи, применялась и иероглифич. письменность (представлена на одном из предметов Саккызского клада). М. сыграла значит. роль в формировании индийского, ахеменидского и скифского иск-ва.

Источн.: Дьяконов И. М., Ассиро-Вавилонские источники по истории Урарту, "ВДИ", 1951, No 2-3; Меликишвили Г. A., Урартские клинообразные надписи, М., 1960; Luckenbill D. D., Ancient records of Assyria and Babylonia, v. 1-2, Chi., (1926-27); Vanden Berghe L., Arch?ologie de l´Iran ancien, Leiden, 1959, p. 111-15, 191-92 (библ.).

Лит.: Меликишвили Г. A., Некоторые вопросы истории Манейского царства, "ВДИ", 1949, No 1; Дьяконов И. М., История Мидии от древнейших времен до конца IV в. до н.э., М.-Л., 1956; Алиев И., История Мидии, Баку, 1960.

Э. А. Грантовский. Москва. —***—***—***—

Мана в IX-VII вв. до н.э.
мана

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Своеобразие историзма Ро мана Р. М. Зото ва «Два брата, или Моск ва в 1812 году»

Никульшина Елена Вячеславовна
Раскрываются особенности художественного историзма романа Р.М. Зотова.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности жанра мифологического Ро мана в творчест ве А. А. Кондратье ва

Пивоварова Илона Анатольевна
Особенности жанра мифологического романа исследуются в творчестве А.А. Кондратьева. Показано, что поэтика романов писателя представляет собой трансформацию жанра символистского романа-мифа.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема ошибочного чтения в деконструктивизме Поля де Мана

Малкина С.М.
Статья посвящена проблемам деконструктивистской герменевтики. В центре внимания находятся идеи представителя американской школы деконструкции Поля де Мана, в частности его теория ошибочного чтения.

Похожие термины:

  • АКА МАНА

    в иран. миф. божество из триады злых божеств (состоящей, согл. «Гатам» Заратуштры, из возглавл. ее Друга, А. М. и Айшмы, противостоящей триаде добрых божеств, в к-рой антагонистом А. М. выступ. Воху Мана)
  • Реформы Ван Мана и восстание Красных бровей

    Государственный переворот Ван Мана и политика реформ В обстановке все нарастающей угрозы массовых народных движений правящие круги судорожно искали выхода из создавшегося положения. Провал ука
  • ВАН МАНА РЕФОРМЫ

    социально-экономич. преобразования, проведенные в нач. 1 в. н. э. в Китае имп. Ван Маном. В. М. р. были вызваны ростом крупного землевладения, что вело к ослаблению центр. власти и снижению налоговых пос
  • ВОХУ МАНА

    в иран. миф. одно из божеств Амеша Спента, входящих в верхов. божествен. триаду. Дух — покровитель скота и общины оседлых скотоводов, воплощение «благой мысли». В ср.-иран. традиции — Бахман, к-рому п