в буддизме живописное или графическое изображение схемы Вселенной, представляющее иерархическую расстановку в мироздании всех буддийских святых. Призвана дать видимую и композиционно завершенную форму космогонической концепции буддизма. Получила широкое распространение в странах Дальнего Востока и Центральной Азии вместе с проникновением сект эзотерического, тайного буддизма. Характерна также для ламаизма.
МАНДАЛА
МАНДАЛА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАНДАЛА
один из основных сакральных символов (др.-инд. «круг», «диск») в будд. миф.; ритуал. предмет, воплощающий символ; вид ритуал. подношения (включая и жертву). Наиболее хар-рная схема М. представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом; в этот квадрат в свою очередь вписан внутр. круг, периферия к-рого обозна-чается обычно в виде восьмилепестк. лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Квадрат ориентирован по сторонам света, связанным к тому же с соотв. цветом примыкающего изнутри пространства квадрата (ср. в ламаизме М., где С. — зеленый, В. — белый, Ю. — желтый, З. — красный; центр соотносится с голубым цветом, хотя в данном случае цвет мотивируется прежде всего объектом, изображ. в центре). Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата, продолжающ. вовне уже за пределами квадрата крестообразными изображ., иногда огранич. малыми полукружиями. В центре, внутр. круга, изобра-жается сакральный объект почитания — божество, его атрибут или символ, метонимич. используемый в ритуале, особенно часто ваджра в разных вариантах — одинарном, двойном, тройном и т.д.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998