Манданы
Манданы
Оседлое сиуязычное племя, название которого предположительно произошло от слова, которым их называли сиу, – «маватани». До 1830 г. они называли себя «нумакики», что означало «Люди». По данным Хайдена, манданы также называли себя «миатани» – «Люди на берегу», а согласно Моргану, – «метутахак», или «Южные жители деревни». Согласно их преданиям, в прошлом они жили на востоке около озера, что подтверждается близким языковым родством с виннебаго. Многие белые путешественники отмечали необычайно светлый цвет кожи манданов, более светлые волосы и даже голубые глаза у некоторых из них. Манданы выращивали маис, бобы, бутылочные тыквы и подсолнечник. В отличие от большинства равнинных племен, их социальная и религиозная жизнь очень подробно описана в записках ранних путешественников и мехоторговцев. Многие белые современники отмечали, что манданы хорошо обращались со своими стариками и относились к ним с большим уважением, порицая соседние племена, члены которых бросали своих стариков (ассинибойны, кри). Деревни манданов на протяжении многих лет служили ярмарками, куда приходили племена кочевников, чтобы поторговать, выменивая продукты земледелия и ружья на шкуры и мясо. Наиболее тесные отношения манданы поддерживали с хидатсами, в отличие от которых были достаточно миролюбивым племенем, что отмечали все современники. Они сражались с сиу, шайенами, ассинибойнами, кри, оджибвеями, черноногими, арикарами. С белыми людьми манданы поддерживали дружеские отношения, и их деревня всегда служила прибежищем для белых торговцев и путешественников, которые порой оставались в ней переждать зиму. Среди людей, посетивших манданов, были члены экспедиции Льюиса и Кларка, Джордж Кэтлин, принц Максимилиан, Карл Бодмер и многие другие. Обычно белые люди отзывались о них с большим уважением, хотя некоторые придерживались иного мнения. Начиная с 1866 г. многие мужчины манданов служили в армии США разведчиками и проводниками. Первым зафиксированным посещением манданов был визит Ла Верендри в 1738 г. Около 1750 г. манданы жили вблизи устья р. Харт в 9 деревнях, 2 из которых находились на восточном берегу, а 7 на западном. Остатки этих деревень в 1804 г. видели Льюис и Кларк. Серьезно пострадав от эпидемии оспы и нападений ассинибойнов и сиу, обитатели двух восточных деревень объединились и переместились вверх по Миссури до места, расположенного напротив арикаров. Вскоре западные деревни по тем же причинам сократились до 5, и их жители также объединились и переселились к арикарам. Таким образом, образовалось всего 2 поселения манданов: Метутаханке и Руптари. В 1804 г. их посетила экспедиция Льюиса и Кларка. В 1837 г. эпидемия оспы практически уничтожила племя, сократив численность племени до чуть более сотни чел. После этого манданы занимали лишь одну деревню. В 1845 г., когда хидатсы ушли с р. Найф, часть манданов присоединилась к ним, и оставшиеся вскоре последовали за ними. По договору от 30 июля 1825 г. племя подтвердило мирные отношения с США. Манданы также участвовали в подписании договора в форте Ларами от 17 сентября 1851 г., которым были установлены границы племен, населявших северо?западную часть Великих Равнин, а также подписали нератифицированный договор в форте Бертолд в июле 1866 г. и соглашение в форте Бертолд в декабре того же года. В 1870 г. манданам, хидатсам и арикарам была выделена огромная резервация в Северной Дакоте и Монтане. Численность: 1750 г. – ок. 9000 чел.; после эпидемии оспы 1781 г. – 1000–1500 чел.; 1804 г. (Льюис и Кларк) – 1250 чел.; 1838 г. – 125–150 чел.; 1852 г. – 385; 1905 г. – 249.
Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014