Мане
(позднелат. mansus — жилище, от лат. maneo — проживаю) — наиболее распространенный тип крестьянских держаний в зап. части Франкского государства, сложный комплекс жилых и хоз. построек, земельных владений, составлявших в совокупности крестьянское хозяйство. Дом с приусадебным участком находился в деревне´, пахотные земли были разбросаны отдельными участками чересполосно, в трех-четырех полях, принадлежавших данной общине. Если в состав м. входили виноградник, луг и лес, они также располагались поодаль, в разных частях территории деревни. Каждый владелец мог, кроме того, пользоваться неподеленными общинными лесами и пастбищами. С возникновением феод, вотчины м. вошел в ее состав как держание семьи зависимого крестьянина и одновременно как единица внутреннего обложения. Со временем, уже в IX—X вв., м. утратил целостность и перестал быть единицей держания, а затем (XII— XIII вв.) и единицей обложения.
Лит.: История Европы. Т. 2. М., 1992; Неусыхин A.M. Судьбы свободного крестьянства в Германии в VIII—XII вв. М, 1964.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
МАНЕ
Эдуард (1832–1883) — французский живо-писец, один из наиболее одаренных французских художников XIX века. Порвав с академическими приемами, живописец Мане создал свой неповторимый изобразительный стиль, опирающийся во многом на творческие стили Веласкеса и Гойи. В своих ранних работах, составивших галерею точно переданных че-ловеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели («Лола из Валенсии», 1862). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, он стремился наполнить их актуальным содержанием, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображения современников («Завтрак на траве», 1863).
Своим творчеством Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников, им-прессионизма. Он сближается с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и меняет свою манеру живописи: переходит от глухих и плотных тонов, напряженного колори-та с преобладанием темных тонов к светлой и свободной пленэрной живописи. Многим произведениям Мане этого времени свойственны импрессионистская живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная гамма. Однако при этом он сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету («Бар в «Фоли-Бержер», 1881). В конце своей творческой деятельности Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника. Кроме того, он писал пейзажи и натюрморты, пробовал свои силы в жанре офорта и литографии.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012
МАНЕ
manet) Эдуард (1832, Париж – 1883, там же), французский живописец, творчество которого предвосхитило импрессионизм. Сын чиновника. Учился в Школе изящных искусств у салонного живописца Т. Кутюра (1850–56), копировал в Лувре картины старых мастеров. Много путешествовал, был в Италии, Голландии, Бельгии, Испании, Англии, где изучал живописьТициана, Ф. Халса, П. П.Рубенса, Д. Веласкеса и Ф. Гойи. Из современных мастеров особенно восхищался Э. Делакруа. Был дружен с поэтом Ш. Бодлером и писателем Э. Золя.
Мане был одним из самых образованных живописцев 19 в. Великие мастера прошлого вызывали у него такое восхищение, что он часто «цитировал» в своих полотнах отдельные фрагменты и целые композиционные схемы известных картин. Так, «Рыбная ловля» (1860) скомбинирована из мотивов работ Рубенса и АннибалеКарраччи; «Мертвый тореадор» (1864) лежит в позе «Мертвого воина» Веласкеса. Мане творчески перерабатывает наследие старых мастеров, осовременивая классические композиции, изображая конкретных людей со всей характерностью их облика. Композиция «Завтрака на траве» (1863) в точности повторяет гравюру М. Раймонди с рисункаРафаэля. Излюбленный ренессансный идиллический сюжет «Сельского концерта» (картины Джорджоне и др.) Мане использует для изображения современного пикника. Двое его участников – молодая обнаженная женщина и одетый по парижской моде мужчина смело и спокойно смотрят на зрителя. Выставленная на знаменитом «Салоне отверженных», где были представлены работы импрессионистов, картина вызвала громкий скандал. Остросовременна «Олимпия» (1863), продолжающая традицию ренессансных «Венер» («Венера Урбинская» Тициана), а также своей позой напоминающая «Маху обнаженную» Гойи. С картины смотрит свободная и подчеркнуто земная парижанка.
В 1870-е гг. Мане сблизился с импрессионистами, особенно с К. Моне и Б. Моризо, много работал на пленэре, однако не разделял до конца творческие принципы импрессионистической живописи. Он никогда не отказывался от черного цвета, напротив, многие его лучшие работы написаны в благородной и изысканной черно-серебристой гамме. Таковы его «испанские» картины – «Дама с веером» (1872), «Балкон» (1868) и др. В «Балконе», написанном по мотивам «Мах на балконе» Гойи, изображены друзья художника; на первом плане – художница Б. Моризо. Одиночество человека, отчужденность людей друг от друга, становится главной темой в этой картине и более позднем шедевре художника – «Бар в Фоли-Бержер» (1881–82). Девушка за стойкой бара выслушивает заказ подошедшего мужчины, но ее мысли далеко, в волшебном мире мечты. Зеркало за спиной молодой барменши отражает зыбкую, словно мираж, ночную жизнь парижского ресторана. В последний год жизни Мане был тяжело болен. Прикованный к постели, он писал цветы, которые приносили ему из сада. В его последних натюрмортах ощущается страстная любовь к жизни, переполнявшая художника, и пронзительное переживание красоты мира.
Творчество Мане оказало значительное влияние на импрессионистов. Художник был, по словам О. Ренуара, «знаменосцем новой школы». Учениками Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кассат.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Мане
, Эдуард (Manet, Edouard) 1832, Париж — 1883, Париж. Французский живописец и график. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Происходил из состоятельной, культурной семьи. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила, и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но в творческом плане на него большее влияние оказали Тициан, Веласкес, Гойя, которых он копировал в Лувре. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. В 1857 он посетил старого мастера и попросил разрешения копировать в Люксембургском музее его Барку Данте (копии сохранились в музее Метрополитен и в Лионе). Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон. 1860-х), Италии, Голландии (1872), посещая музеи и копируя картины Рембрандта, Тициана и др. В 1861 посылает в Салон Портрет родителей (Париж, музей Орсе) и Гитариста (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые были замечены критикой и удостоились "Почетного упоминания". Мане, как и реалисты середины XIX в., плоть от плоти эпохи. Он находит своих героев в разношерстной толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе; это пестрый и яркий мир богемы — поэты, актеры, художники, натурщицы, персонажи испанской корриды: Музыка в Тюильри (ок. 1860, Лондон, Нац. галерея); Уличная певица (1862, Бостон, Музей изящных искусств); Лола из Валенсии (1862), Завтрак на траве (1863), Флейтист (1866), Портрет Э. Золя (1868; все — Париж, музей Орсе). Мане прокладывает новые пути в эстетическом познании действительности, умеет найти красоту и пластику современного костюма. "Это подлинный живописец, — писал Ш. Бодлер, — он заставил нас увидеть наше собственное величие, со всеми нашими галстуками и лакированными сапогами". Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе). Оказав влияние на импрессионистов, художник сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Мастер выбирает из бесконечного потока бытия мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. "Случайность" выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей возможность продолжения изображенного за пределы холста. Светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры теряют четкость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком, иногда он работает вместе с Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе: Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). К 1870-м относится ряд шедевров, поражающих красотой и светоносностью цвета: Железная дорога (1873, Вашингтон, Нац. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Мане был прекрасным рисовальщиком. В последние годы жизни он сближается с поэтом С. Малларме и выполняет иллюстрации для его перевода Ворона Эдгара По.
Лит.: Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935; Эдуард Мане: Альбом / Сост. и авт. предисл. А. Барская. М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика / Сост., вступ. статья и коммент. В. Н. Прокофьев. М., 1965; Чегодаев А. Д. Эдуард Манэ. М., 1985; Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988; Эдуард Мане: Альбом / Авт. вступ. статьи и сост. М. Н. Прокофьева. М., 1988; Wildenstein D. Edouard Manet, catalogue raisonne. Paris, 1975. 2 vol.; Cachin F. Manet. "J’ai fait ce que J’ai vu". Paris, 1994.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
Мане
, Эдуард (Manet, Edouard) 1832, Париж — 1883, Париж. Французский живописец и график. Предшественник и вдохновитель импрессионистов. Происходил из состоятельной, культурной семьи. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила, и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Но в творческом плане на него большее влияние оказали Тициан, Веласкес, Гойя, которых он копировал в Лувре. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. В 1857 он посетил старого мастера и попросил разрешения копировать в Люксембургском музее его Барку Данте (копии сохранились в музее Метрополитен и в Лионе). Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон. 1860-х), Италии, Голландии (1872), посещая музеи и копируя картины Рембрандта, Тициана и др. В 1861 посылает в Салон Портрет родителей (Париж, музей Орсе) и Гитариста (Нью-Йорк, музей Метрополитен), которые были замечены критикой и удостоились "Почетного упоминания". Мане, как и реалисты середины XIX в., плоть от плоти эпохи. Он находит своих героев в разношерстной толпе парижских бульваров, в саду Тюильри, среди завсегдатаев кафе; это пестрый и яркий мир богемы — поэты, актеры, художники, натурщицы, персонажи испанской корриды: Музыка в Тюильри (ок. 1860, Лондон, Нац. галерея); Уличная певица (1862, Бостон, Музей изящных искусств); Лола из Валенсии (1862), Завтрак на траве (1863), Флейтист (1866), Портрет Э. Золя (1868; все — Париж, музей Орсе). Мане прокладывает новые пути в эстетическом познании действительности, умеет найти красоту и пластику современного костюма. "Это подлинный живописец, — писал Ш. Бодлер, — он заставил нас увидеть наше собственное величие, со всеми нашими галстуками и лакированными сапогами". Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе). Оказав влияние на импрессионистов, художник сам не остался безучастен к их поискам и открытиям. Мастер выбирает из бесконечного потока бытия мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. "Случайность" выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей возможность продолжения изображенного за пределы холста. Светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры теряют четкость, как бы растворяясь в световоздушной среде, пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе всю картину целиком, иногда он работает вместе с Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет художника на природе: Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). К 1870-м относится ряд шедевров, поражающих красотой и светоносностью цвета: Железная дорога (1873, Вашингтон, Нац. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Мане был прекрасным рисовальщиком. В последние годы жизни он сближается с поэтом С. Малларме и выполняет иллюстрации для его перевода Ворона Эдгара По.
Лит.: Золя Э. Эдуард Мане. Л., 1935; Эдуард Мане: Альбом / Сост. и авт. предисл. А. Барская. М., 1961; Эдуард Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика / Сост., вступ. статья и коммент. В. Н. Прокофьев. М., 1965; Чегодаев А. Д. Эдуард Манэ. М., 1985; Перрюшо А. Жизнь Мане. М., 1988; Эдуард Мане: Альбом / Авт. вступ. статьи и сост. М. Н. Прокофьева. М., 1988; Wildenstein D. Edouard Manet, catalogue raisonne. Paris, 1975. 2 vol.; Cachin F. Manet. "J’ai fait ce que J’ai vu". Paris, 1994.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006