Манна

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Манна
круповидный, как иней на земле) - пища, которую древние евреи получали с неба во время сорокалетнего странствования по пустыне на пути в обетованную землю каждое утро (за исключением субботы). Согласно преданию, это происходило во время исхода под водительством Моисея (12 в. до н.э.). Пища эта прекратилась, как только они прибыли в Ханаан.

Источник: Исторический словарь

Манна
«и увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исход, 16, 15). Манна была «хлебом небесным», ниспосланным Богом для пропитания народа израильского. По виду она напоминала кориандровое семя, а по вкусу лепешку с медом. Манна выпадала каждое утро в течение 40 лет и перестала падать с неба тогда, когда иудеи встали станом в Галгале, после праздника Пасхи, в первый раз отмеченного в Земле Обетованной.

Источник: Православная энциклопедия.

манна
Исх 16.31-33,35; Чис 11.6,7,9; Вт 8.3; Нав 5.12; Неем 9.20; Пс 77.24; Ин 6.31,49,58; Евр 9.4; От 2.17)-небесный хлеб, который Бог давал Своему народу во время его странствования по пустыне, хотя израильтяне пользовались также и другой пищей (Вт 2.6,28; Нав 1.11). Манна выпадала каждый день (кроме субботы) в течение 40 лет, напоминала зерна, которые можно было варить или молоть и делать лепешки, и была очень вкусной. Истинно верующим и верным Господь дает Свою сокровенную манну (От 2.17).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Манна
евр. ман ху, то-есть, что это? (Исх. 16:15,31) — название, данное израильтянами тому небесному хлебу (Неем. 9:15,20), которым Бог кормил их во время 40-летнего странствования по пустыне. Это были маленькие круглые зерна, подобные кориандровому семени, видом как бдолах, как роса, которая падала и лежала каждое утро около стана; ее должно было собирать рано, пока она не растаяла от солнца. Манна не падала в день субботний; потому в пятницу ее нужно было собирать в двойном количестве. Из нее или пекли хлебы или просто ее варили. Ее вкус напоминал печенье с маслом и медом; долго она не сохранялась (Исх. 16:14 и дал.; Чис. 11:7 и дал.; Втор. 29:6. Срав. Пс. 77:23 и дал ). Каждому следовало собирать «по гомеру на человека» (Исх. 16:16 и дал.; 2 Кор. 8:15). По Исх. 16:35 и И. Нав. 5:12 манна перестала падать только тогда, когда израильтяне вошли в Ханаан; все-таки из Втор. 2:6,28 и И. Нав. 1:11 видно, что израильтяне и раньше, во время прохождения через области Едома и Моава покупали себе пищу у жителей этих стран. На Синайском полуострове растет кустарник Тамарикс маннифера, арабск. Эль Тарфа, который на местах уколов, сделанных маленьким насекомым (Coccus mannibarus — коккус маннипарус), выпускает красновато-желтый сок, который вытекает особенно обильно в июне и вкусом напоминает мед. Арабы назвали его манной. Некоторые сравнивали этот сок с упоминаемой в Библии манной, хотя его невозможно ни молоть, ни печь, ни даже варить, что делали с библейской манной. В воспоминание питания манной в пустыне впоследствии сохранили гомер манны в святилище в сосуде (Исх. 16:32 и дал.), который в Евр. 9:4 назван золотым сосудом. Манна являлась прекрасным прообразом небесного хлеба (Иоан. б), Иисуса Христа, Который дает побеждающим сокровенную манну (Отк. 2:17).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МАННА
от Еврейского слова, выражающего удивление — man-lu — что это такое? Исх 16:15-31, Ин 6:31, Евр 9:4). Когда сыны Израилевы в первый раз увидали (манну), то говорили друг другу: что это? И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу” (Исх 16:15). Манна была питательное вещество, чудесно ниспосланное Богом с неба сынам Израилевым, во время их странствования по пустыне Аравийской, взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого пути. Она называется хлебом, падавшим с неба в виде дождя (Исх 16:4). “И когда роса сходила на стан ночью, говорится об этой чудесной пище в кн. Числ, тогда сходила на него манна (11:3). И когда роса поднялась, говорится в другой свящ. книге, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, как иней на земле” (Исх 16:14). Видом она походила на кориандровое семя, была белая, вкусом же как лепешка с медом (ст. 31). Собирали ее рано по утру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, она таяла (ст. 27). Народ ходил и собирал ее и молол в жерновах или толок в ступе, варил в котле и делал из нее лепешки (Чис 11:7). Если ее оставляли до утра, то в ней заводились черви и она начинала смердеть (Исх 16:20). Накануне субботнего дня манну собирали в двойном количестве, потому что в субботу она не выпадала (ст. 23). Эта чудесная пища ниспосылалась с неба ежедневно в течении 40 лет 3-4 миллионам Еврейского народа (Вт 29:5-6). Падение манны с неба прекратилось, когда сыны Израилевы стояли станом в Галгале, на другой день после празднования ими первой Пасхи в земле Обетованной (Ис Нав. 5:10-12). Чтобы увековечить означенное, столь долго продолжавшееся чудо, Моисей поручил Аарону взять один золотой сосуд и положить в него полный гомор манны для хранения и поместить оный перед Ковчегом или в самом Ковчеге, дабы последующие роды могли лично видеть тот чудесный хлеб, которым Господь питал Евреев в пустыне во время их долговременного и опасного странствования из Египта в землю Ханаанскую (Исх 16:33). Питательное вещество, известное в настоящее время под названием манны, названо так от предполагаемого сходства оной с манною Израильтян. Но манна Израильская была существенно отлична от обыкновенной настоящей манны многими особенностями. Настоящую манну нельзя найти в пустыне, она добывается только весною, не тает на солнце, не зарождает в себе червей и не портится, если хранить ее даже в течении нескольких дней; ее нельзя молоть или толочь в ступе, как манну Израильтян. Израильтяне никогда не видали ее прежде, и после прекращения выпадения оной с неба, в последний раз в Галгале, она уже никогда более не выпадала (ср. Вт 8:3-16, Исх 16:15-32). Настоящая манна собирается с тамариксового кустарника или тарфы, преимущественно на Синайском полуострове. В июне месяце она падает каплями в обилии из хвои тамариска на ветви, листья и шипы, которые постоянно падают и покрывают землю под означенным кустарником; манну собирают до солнечного восхода, когда она сгущается. Арабы тщательно очищают листья, грязь и другие нечистоты, пристающие к ней, варят ее, процеживают сквозь чистую тонкую ткань и кладут в кожаные мешки. Таким образом манна хорошо сохраняется даже до будущего года и Бедуины употребляют ее в пищу, как мед, мажут ею свои пресные лепешки или обмакивают свой хлеб в сладкий раствор манны. Значительная часть манны доставляется в Синайский монастырь св. Екатерины. В Псалтири манна называется хлебом небесным, хлебом ангельским (77:24-25), очевидно потому, что она ниспадала с неба чудесным образом. Выражение в кн. Апокалипсис: сокровенная манна — иносказательно указывает на ту защиту и покров, которые Господь оказывает каждому истинно верующему в Него. Но главнее всего, манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии (Ин 6:31-58).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
325.57 кб

Творчество Т. Манна в немецкой научной литературе (1920 1960-е годы)

Шатова Е. Н.
Читать PDF
128.32 кб

Постмодерные тенденции в позднем творчестве Томаса Манна

Гладилин Никита Валерьевич
В поздних романах Т. Манна намечается отход от модернистской художественной парадигмы.
Читать PDF
106.47 кб

Роман Т. Манна «Доктор Фаустус» в советском литературоведении: проблема жанровой дефиниции

Пузырникова Евгения Юрьевна
В статье рассматриваются основные подходы советского литературоведения к проблеме жанровой дефиниции романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Читать PDF
258.07 кб

«Эмансипация» главного героя в романе г. Манна «Учитель Гнус» и фильме Дж. Фон Штернберга «Голубой а

Половинкина Ольга Ивановна
Роман Г.Манна «Учитель Гнус» традиционно интерпретируется с точки зрения его политической актуальности. В статье предлагается новый взгляд на сущность «эмансипации» главного героя. На основе сопоставления романа с фильмом Дж.
Читать PDF
189.26 кб

К юбилею Ю. В. Манна

Тамарченко Натан Давидович
Читать PDF
5.69 мб

Общественно-политические взгляды г. Манна в 1930-е гг. (на материале дилогии о Генрихе IV)

Кривенцова С.Ю.
Читать PDF
408.32 кб

Традиции Шиллера и Клейста в концепции культуры Томаса Манна

Бент М.И.
Читать PDF
25.11 мб

О символизме Томаса Манна

Толмачёв Василий Михайлович
Читать PDF
310.17 кб

БЕЗДНЫ ТОМАСА МАННА. О РОМАНЕ ХАНСА ПЛЕШИНСКИ "КОРОЛЕВСКАЯ АЛЛЕЯ"

Яраус Оливер
Читать PDF
133.31 кб

Итальянское путешествие Доктора Фаустуса (заметки об одной из глав романа Т. Манна «Доктор Фаустус»)

Селезнёва Е. В.
Статья отвечает на вопрос о том, почему ключевая сцена романа «Доктора Фаустус» перенесена в итальянский город Палестрину, путем анализа ряда связанных с ним биографических, литературных и музыкальных ассоциаций.
Читать PDF
266.81 кб

Очерк Т. Манна «в зеркале»: автобиография писателя в диалоге с романом воспитания

Габдулатзянова Лилия Кариповна
В статье анализируется автобиографический очерк Т.Манна «В зеркале» с точки зрения столкновения в нем двух восходящих к И.В.Гете родственно-антитетичных концепций становления личности.
Читать PDF
364.86 кб

Мотив дома в социально-историческом аспекте (роман «Будденброки» Томаса Манна)

Безе Надежда Юрьевна
В статье обсуждаются изменения, происходящие в институте семьи как в романе «Будденброки», так и в обществе.
Читать PDF
260.07 кб

Образ города Любека в пространственной организации романа «Будденброки» Томаса Манна

Безе Надежда Юрьевна
В пространственной организации романа «Будденброки» Томаса Манна особое место занимает образ города Любека. В предлагаемой статье городское пространство романа рассматривается в связи с историческим и мифопоэтическим рядом.
Читать PDF
0.00 байт

"русская Антология" и немецкая идея Т. Манна

Аверкина Светлана Николаевна
В статье рассматривается восприятие Т. Манном русской литературы в контексте немецкого культурного опыта. Для изучения художественного метода Т.
Читать PDF
145.19 кб

«Романтическая традиция в малой прозе Клауса Манна: на материале «Легенд о Каспаре Хаузере»

Сутягина Н. Н.
В «Легендах о Каспаре Хаузере» Клаус Манн обращается к традиционным для романтиков образам и мотивам. Повествованию писатель придает атмосферу сказочности.

Похожие термины:

  • МАННА НЕБЕСНАЯ

    согласно Библии, пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время сорокалетних скитаний после исхода из Египта. Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал