Манна

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАННЫ
   • Manni,
         порода малорослых галльских лошадей, употреблявшихся римлянами для езды в легких повозках.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Манна
круповидный, как иней на земле) - пища, которую древние евреи получали с неба во время сорокалетнего странствования по пустыне на пути в обетованную землю каждое утро (за исключением субботы). Согласно преданию, это происходило во время исхода под водительством Моисея (12 в. до н.э.). Пища эта прекратилась, как только они прибыли в Ханаан.

Источник: Исторический словарь

манна
Исх 16.31-33,35; Чис 11.6,7,9; Вт 8.3; Нав 5.12; Неем 9.20; Пс 77.24; Ин 6.31,49,58; Евр 9.4; От 2.17)-небесный хлеб, который Бог давал Своему народу во время его странствования по пустыне, хотя израильтяне пользовались также и другой пищей (Вт 2.6,28; Нав 1.11). Манна выпадала каждый день (кроме субботы) в течение 40 лет, напоминала зерна, которые можно было варить или молоть и делать лепешки, и была очень вкусной. Истинно верующим и верным Господь дает Свою сокровенную манну (От 2.17).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Манна
«и увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исход, 16, 15). Манна была «хлебом небесным», ниспосланным Богом для пропитания народа израильского. По виду она напоминала кориандровое семя, а по вкусу лепешку с медом. Манна выпадала каждое утро в течение 40 лет и перестала падать с неба тогда, когда иудеи встали станом в Галгале, после праздника Пасхи, в первый раз отмеченного в Земле Обетованной.

Источник: Православная энциклопедия.

МАНН
Mann), Том (15.IV.1856 - 13.III.1941) - деятель англ. рабочего движения. Род. в Шотландии в семье мелкого клерка угольной компании. С 1866 работал на угольной шахте, с 1870 - металлист на разл. заводах Бирмингема и Лондона. В 1885 вступил в Социал-демократическую федерацию, от имени которой вел пропагандистскую работу на Тайне и в Ланкашире. В 1889 был одним из организаторов стачки лондонских докеров; в 1890-93 - председатель союза докеров. В 1893 участвовал в создании т. н. Независимой рабочей партии, в 1894-97 был секретарем партии. В 1901-10 М. находился в Новой Зеландии и Австралии, где активно участвовал в создании тред-юнионов и в социалистич. движении. Вернувшись в Англию, М. издавал в 1910-12 журналы "The Industrial Syndicalist" и "The Syndicalist". В 1919-21 - ген. секретарь Объединенного союза машиностроителей. В 1916 вступил в Британскую социалистич. партию. В 1920 был одним из основателей компартии Великобритании. Участник I конгресса Коммунистич. Интернационала. В 1924-32 - пред. "Движения меньшинства".

Соч. в русском пер.: Воспоминания, М.-Л., 1924.

Лит.: Torr D., Tom Mann and his times (1856-1890), v. 1, L., 1956; его же, Tom Mann and his times 1890-1892, L., 1962.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Манна
евр. ман ху, то-есть, что это? (Исх. 16:15,31) — название, данное израильтянами тому небесному хлебу (Неем. 9:15,20), которым Бог кормил их во время 40-летнего странствования по пустыне. Это были маленькие круглые зерна, подобные кориандровому семени, видом как бдолах, как роса, которая падала и лежала каждое утро около стана; ее должно было собирать рано, пока она не растаяла от солнца. Манна не падала в день субботний; потому в пятницу ее нужно было собирать в двойном количестве. Из нее или пекли хлебы или просто ее варили. Ее вкус напоминал печенье с маслом и медом; долго она не сохранялась (Исх. 16:14 и дал.; Чис. 11:7 и дал.; Втор. 29:6. Срав. Пс. 77:23 и дал ). Каждому следовало собирать «по гомеру на человека» (Исх. 16:16 и дал.; 2 Кор. 8:15). По Исх. 16:35 и И. Нав. 5:12 манна перестала падать только тогда, когда израильтяне вошли в Ханаан; все-таки из Втор. 2:6,28 и И. Нав. 1:11 видно, что израильтяне и раньше, во время прохождения через области Едома и Моава покупали себе пищу у жителей этих стран. На Синайском полуострове растет кустарник Тамарикс маннифера, арабск. Эль Тарфа, который на местах уколов, сделанных маленьким насекомым (Coccus mannibarus — коккус маннипарус), выпускает красновато-желтый сок, который вытекает особенно обильно в июне и вкусом напоминает мед. Арабы назвали его манной. Некоторые сравнивали этот сок с упоминаемой в Библии манной, хотя его невозможно ни молоть, ни печь, ни даже варить, что делали с библейской манной. В воспоминание питания манной в пустыне впоследствии сохранили гомер манны в святилище в сосуде (Исх. 16:32 и дал.), который в Евр. 9:4 назван золотым сосудом. Манна являлась прекрасным прообразом небесного хлеба (Иоан. б), Иисуса Христа, Который дает побеждающим сокровенную манну (Отк. 2:17).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МАНН
Томас (1875–1955) — крупнейший немецкий писатель, был одним из первых европейских мастеров слова, обратившихся к исследованию различных сфер деятельности буржуазии. В романе «Буденброки» он не только раскрывает деловые и семейные устои немецких бюргеров, их идеологию, мораль, но и прослеживает процесс разрушения старой бюргерской культуры. «До-кументом духовного состояния Европы и духовной проблематики в первую треть
XX века» стал, по словам писателя, его роман «Волшебная гора», в котором размеренная, созерцательная жизнь обитателей высоко-горного санатория, их раздумья, интеллектуальные споры, тоска олицетворяют духовный застой европейского общества накануне первой мировой войны. В философ-ско-исторической эпопее «Иосиф и его братья», обратившись к библейскому мифу как средству выражения коллективной памяти человечества, Манн рассматривает вопрос о природе человека, о становлении человеческой личности во всем многообразии ее связей с окружающим миром, о ее обогащении в процессе развития. Наиболее полному, глубокому и всестороннему рассмот-рению творческих и общественных проблем посвящен роман Манна «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого ком-позитора Андриана Леверкюна, рассказанная его дру-гом». Писатель трансформирует фаустовскую тему: талантливый музыкант Андриан Леверкюн, замкнутый в сфере своих мыслей и творчества, утверждающий антигуманизм и бесчеловечность, вступает в сговор с темными силами, которые таятся в нем самом. Путь Леверкюна ведет к мраку и катастрофе, как и путь Германии, со-рвавшейся «в кромешную тьму, где пляшут языки адского пламени». Так тема Германии сплетается с фаустовской темой, раскрытие которой приобретает антифашист-скую, гуманистическую направленность. Писатель называл свои романы симфониями, основанными на «музыкальных» принципах формирования материала, на сочетании реалистических традиций с новыми приемами — «потоком сознания».

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

МАНН
Mann) Томас (1875, Любек – 1955, Цюрих), немецкий писатель. Долгое время жил в Мюнхене (до 1933). Под влиянием старшего брата, Г. Манна, занимался литературой, работал в редакции журнала «Симплициссимус». После первого сборника новелл «Маленький господин Фридеман» (1898) получил от издательства С. Фишера заказ на написание романа. Роман «Будденброки» (1901), семейная сага о четырех поколениях состоятельной семьи, имеет биографическую основу и написан под влиянием Л. Н. Толстого и скандинавского психологического романа. Роман сразу же принес Т. Манну успех в Германии, а с годами и мировую славу. Женитьба в 1905 г. на наследнице крупного состояния позволила Т. Манну заниматься исключительно литературой. Однако роман «Королевское высочество» (1909) не обладал глубиной проблематики и наряду с публицистикой свидетельствовал о мировоззренческом кризисе писателя. Во время 1-й мировой войны Т. Манн не разделяет пацифистских идей Г. Манна (антивоенная статья «Золя») и вступает в полемику с ним («Размышления аполитичного»). Роман «Волшебная гора» (1924) выходит после завершения кризиса самоопределения и примирения братьев. Швейцарский туберкулезный санаторий, в котором собирается интернациональная публика, становится метафорой культуры в целом. Болезнь героя романа Ганса Касторпа заставляет осмыслить идеи из самых разных сфер человеческого знания, что позволяет автору подвести итог развития европейской мысли Новейшего времени.
Самое крупное по объему произведение – тетралогию на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (с 1926 по 1942) Т. Манн писал в Швейцарии, где остался в 1933 г., не вернувшись на родину после лекционного турне по Европе. Опасаясь за судьбу романа в фашистской Германии, писатель в первые годы после прихода к власти национал-социалистов воздерживается от политической деятельности и не выступает с публичными заявлениями о своем отношении к новому режиму. Он был лишен германского гражданства в 1936 г. и в 1938 г. эмигрировал в США. Три тома романа были к тому времени опубликованы в Германии. В США развернулась публицистическая и просветительская деятельность Т. Манна-антифашиста. После публикации романа «Лотта в Веймаре» (1939), посвященного И. В. Гете, одному из важнейших для Т. Манна немецких мыслителей, был завершен четвертый роман тетралогии – «Иосиф-кормилец». Грандиозный романный комплекс не является собственно историческим – писатель исследует древний миф и в то же время рассказывает современным языком о проблемах современного человека. Роман «Доктор Фаустус» (1947), используя хорошо известный сюжет (прежде всего по «Фаусту» Гете), повествует не только о проблемах художника в современном мире, но и о становлении немецкого национального характера. Т. Манн оставил огромное и значительное наследие как публицист и историк культуры. В 1929 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

МАНН
Mann) Генрих (1871, Любек – 1950, Санта-Моника, штат Калифорния), немецкий писатель. Старший сын сенатора вольного города Любека. Был учеником книготорговца в Дрездене, стажером в издательстве, посещал лекции в Берлинском ун-те. Первые публикации – в журналах натуралистического направления «Общество» и «Современность». Живя с 1893 по 1898 г. в основном в Италии, занимался литературной и публицистической деятельностью. Единственный из крупных немецких писателей начала 20 в., последовательный демократ по политическим убеждениям, противник монархии и поклонник Французской республики, Г. Манн с годами подчинил свое литературное творчество политическим целям. Роман «Страна кисельных берегов» (1900), а также трилогия «Богини» (1903) и роман «Маленький город» (1909) свидетельствуют об интересе Г. Манна к различным литературным направлениям рубежа веков. После выхода романа «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905) Г. Манн стал предводителем демократического движения молодых литераторов. Изображение кайзеровской Германии продолжено в романе «Верноподданный» (1914). Публикация его в немецком журнале была запрещена, рус. перевод (1915) был сделан с еще не изданной рукописи, в Германии роман вышел в 1918 г. Отталкиваясь от романа воспитания, писатель изображает историю своего антигероя Дидериха Геслинга – от забитого ребенка до преклоняющегося перед системой буржуа. Роман выходит за рамки сатиры, становясь символическим обобщением целой эпохи. Однако попытки продолжить роман, включив его в трилогию «Империя», удались меньше: романы «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в которых идет речь о пролетариате и интеллигенции, не принесли писателю успеха. Известность Манна упрочил фильм по роману «Учитель Гнус» – «Голубой ангел» (1930, режиссер Дж. Стернберг, с участием М. Дитрих и Э. Яннингса).
В 1933 г. эмигрировал во Францию, после оккупации Парижа – в Америку. Г. Манн был талантливым публицистом, свои последовательно антивоенные и антифашистские, а позднее социалистические взгляды он излагал в многочисленных статьях (сборники «Ненависть», 1933; «Настанет день», 1936; «Мужество», 1939; книга «Обзор века», 1946). Он активно участвовал в общественно-политической жизни и руководил секцией художественной литературы Германской академии искусств. Исторические романы «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) – в числе лучших произведений немецкой литературы времен фашизма, когда многие авторы прибегали к историческому иносказанию для изображения современных проблем. «Народный король» Г. Манна объединяет в себе идеи «власти» и «духовности», бывшие в непримиримом противоречии во всех предшествующих произведениях писателя. Язык и стиль поздних произведений Г. Манна, написанных в США, где он вел трудную жизнь, работая сценаристом в Голливуде, отличается особой усложненностью и необычным сочетанием разных техник письма.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

МАННА
от Еврейского слова, выражающего удивление — man-lu — что это такое? Исх 16:15-31, Ин 6:31, Евр 9:4). Когда сыны Израилевы в первый раз увидали (манну), то говорили друг другу: что это? И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу” (Исх 16:15). Манна была питательное вещество, чудесно ниспосланное Богом с неба сынам Израилевым, во время их странствования по пустыне Аравийской, взамен хлеба, которого они не могли достать во время своего долгого пути. Она называется хлебом, падавшим с неба в виде дождя (Исх 16:4). “И когда роса сходила на стан ночью, говорится об этой чудесной пище в кн. Числ, тогда сходила на него манна (11:3). И когда роса поднялась, говорится в другой свящ. книге, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, как иней на земле” (Исх 16:14). Видом она походила на кориандровое семя, была белая, вкусом же как лепешка с медом (ст. 31). Собирали ее рано по утру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, она таяла (ст. 27). Народ ходил и собирал ее и молол в жерновах или толок в ступе, варил в котле и делал из нее лепешки (Чис 11:7). Если ее оставляли до утра, то в ней заводились черви и она начинала смердеть (Исх 16:20). Накануне субботнего дня манну собирали в двойном количестве, потому что в субботу она не выпадала (ст. 23). Эта чудесная пища ниспосылалась с неба ежедневно в течении 40 лет 3-4 миллионам Еврейского народа (Вт 29:5-6). Падение манны с неба прекратилось, когда сыны Израилевы стояли станом в Галгале, на другой день после празднования ими первой Пасхи в земле Обетованной (Ис Нав. 5:10-12). Чтобы увековечить означенное, столь долго продолжавшееся чудо, Моисей поручил Аарону взять один золотой сосуд и положить в него полный гомор манны для хранения и поместить оный перед Ковчегом или в самом Ковчеге, дабы последующие роды могли лично видеть тот чудесный хлеб, которым Господь питал Евреев в пустыне во время их долговременного и опасного странствования из Египта в землю Ханаанскую (Исх 16:33). Питательное вещество, известное в настоящее время под названием манны, названо так от предполагаемого сходства оной с манною Израильтян. Но манна Израильская была существенно отлична от обыкновенной настоящей манны многими особенностями. Настоящую манну нельзя найти в пустыне, она добывается только весною, не тает на солнце, не зарождает в себе червей и не портится, если хранить ее даже в течении нескольких дней; ее нельзя молоть или толочь в ступе, как манну Израильтян. Израильтяне никогда не видали ее прежде, и после прекращения выпадения оной с неба, в последний раз в Галгале, она уже никогда более не выпадала (ср. Вт 8:3-16, Исх 16:15-32). Настоящая манна собирается с тамариксового кустарника или тарфы, преимущественно на Синайском полуострове. В июне месяце она падает каплями в обилии из хвои тамариска на ветви, листья и шипы, которые постоянно падают и покрывают землю под означенным кустарником; манну собирают до солнечного восхода, когда она сгущается. Арабы тщательно очищают листья, грязь и другие нечистоты, пристающие к ней, варят ее, процеживают сквозь чистую тонкую ткань и кладут в кожаные мешки. Таким образом манна хорошо сохраняется даже до будущего года и Бедуины употребляют ее в пищу, как мед, мажут ею свои пресные лепешки или обмакивают свой хлеб в сладкий раствор манны. Значительная часть манны доставляется в Синайский монастырь св. Екатерины. В Псалтири манна называется хлебом небесным, хлебом ангельским (77:24-25), очевидно потому, что она ниспадала с неба чудесным образом. Выражение в кн. Апокалипсис: сокровенная манна — иносказательно указывает на ту защиту и покров, которые Господь оказывает каждому истинно верующему в Него. Но главнее всего, манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии (Ин 6:31-58).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
325.57 кб

Творчество Т. Манна в немецкой научной литературе (1920 1960-е годы)

Шатова Е. Н.
Читать PDF
128.32 кб

Постмодерные тенденции в позднем творчестве Томаса Манна

Гладилин Никита Валерьевич
В поздних романах Т. Манна намечается отход от модернистской художественной парадигмы.
Читать PDF
106.47 кб

Роман Т. Манна «Доктор Фаустус» в советском литературоведении: проблема жанровой дефиниции

Пузырникова Евгения Юрьевна
В статье рассматриваются основные подходы советского литературоведения к проблеме жанровой дефиниции романа Т. Манна «Доктор Фаустус».
Читать PDF
189.26 кб

К юбилею Ю. В. Манна

Тамарченко Натан Давидович
Читать PDF
5.69 мб

Общественно-политические взгляды г. Манна в 1930-е гг. (на материале дилогии о Генрихе IV)

Кривенцова С.Ю.
Читать PDF
408.32 кб

Традиции Шиллера и Клейста в концепции культуры Томаса Манна

Бент М.И.
Читать PDF
25.11 мб

О символизме Томаса Манна

Толмачёв Василий Михайлович
Читать PDF
310.17 кб

БЕЗДНЫ ТОМАСА МАННА. О РОМАНЕ ХАНСА ПЛЕШИНСКИ "КОРОЛЕВСКАЯ АЛЛЕЯ"

Яраус Оливер
Читать PDF
133.31 кб

Итальянское путешествие Доктора Фаустуса (заметки об одной из глав романа Т. Манна «Доктор Фаустус»)

Селезнёва Е. В.
Статья отвечает на вопрос о том, почему ключевая сцена романа «Доктора Фаустус» перенесена в итальянский город Палестрину, путем анализа ряда связанных с ним биографических, литературных и музыкальных ассоциаций.
Читать PDF
266.81 кб

Очерк Т. Манна «в зеркале»: автобиография писателя в диалоге с романом воспитания

Габдулатзянова Лилия Кариповна
В статье анализируется автобиографический очерк Т.Манна «В зеркале» с точки зрения столкновения в нем двух восходящих к И.В.Гете родственно-антитетичных концепций становления личности.
Читать PDF
364.86 кб

Мотив дома в социально-историческом аспекте (роман «Будденброки» Томаса Манна)

Безе Надежда Юрьевна
В статье обсуждаются изменения, происходящие в институте семьи как в романе «Будденброки», так и в обществе.

Похожие термины:

  • МАННА НЕБЕСНАЯ

    согласно Библии, пища, которой Бог кормил Моисея и его соплеменников во время сорокалетних скитаний после исхода из Египта. Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Бог послал