МАНСИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАНСИ
устаревшее - вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско-угорской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Манси
вогулы, - народ в Ханта – Мансийском автономном округе (6,6 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 8,3 тыс. чел. (1989). Говорят на мансийском языке, который относится у угорской ветви финно-угорской семьи языков, многие говорят на русском. По религии с начала 17 в. считаются православными, но сохранили различные дохристианские верования (родовой культ, шаманизм). Как этническая общность манси сложились, вероятно, в 1 тыс. н.э. в процессе слияния продвинувшихся с юга угров с древними племенами охотников и рыболовов таежного Зауралья. Манси родственны хантам. В письменных источниках известны с 11 в. под именем «югры», а с 14 в. под именем «вогулы». Основные занятия – рыболовство, охота, оленеводство, а также земледелие, скотоводство, пушное звероводство. Антропологически принадлежат к уральской расе. См. Россияне, Уральская раса, Угры, Ханты.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МАНСИ
народность Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл. РСФСР. Расселены в басс. р. Оби, гл. обр. в р-не г. Березова и по pp. Конде и Сев. Сосьве, а также по верховьям pp. Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Числ. 6,45 т.ч. (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с нач. 17 в. считались православными, но сохраняли разл. дохристианские верования (в т.ч. тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.). Как этнич. общность М. сложились, вероятно, в 1-м тыс. н.э. в процессе влияния на древние племена охотников и рыболовов горнотаежного Зауралья, продвинувшихся с Ю. угров. М. близки хантам. В письм. источниках известны с 11 в. под именем "югры" (вместе с хантами), а с 14 в. - под именем "вогуличей", "вогулов". Занятия: рыболовство, охота, частично оленеводство, а также скотоводство, земледелие и пушное звероводство; часть М. работает в пром-сти. Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956, с. 570-607.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Манси
маньси - самоназв., вогулы - устаревшее рус. назв.), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском авт. окр. Тюменской обл., ч. живет в Свердл. обл. Числ. 8400 чел. (1989). Делятся на четыре этнографические группы: сев., юж., вост., зап. Сев. М. расселены в басс. Сев. Сосьвы и Ляпина (левобережье Нижней Оби), вост. - в басс. ср. и верхнего течения р. Конды (приток Иртыша), зап. - по рекам Пелым, Лозьва, Вагиль (приток Тавды). Юж., жившие по рекам Тура, Тавда, к нач. XIX в. смешались с татарским и рус. нас. М. родственны и близки по культуре к хантам. Яз. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., делится на ряд диалектов, существенно отличающихся друг от друга.    М. сформировались в результате слияния продвинувшихся с Ю. угров с древними племенами охотников и рыболовов тайги. На этническую историю М. большое влияние оказали контакты с ненцами, татарами, хантами, рус. Считается, что сев. М. сложились достаточно поздно (в XVIII-XIX вв.) в результате смешения переселявшихся с Ю.-З. М. и хантов. В письменных источниках М. изв. с XII в. под именем "югры" (вместе с хантами), с XIV в. - под именем "вогулы", "вогуличи", с XVII в. сев. М. называли "остяками". Термин М. получил распространение с 1930-х.    Осн. занятия М.: охота, рыболовство, оленеводство, а также жив-во (разведение лошадей, рогатого скота), сбор лесных ягод и орехов. По сравнению с хантами, у М. больше развит охотничий промысел. Оленеводством занимаются М. в предгорьях У. Сев., вост. и зап. М. до нач. XX в. вели таежный полуоседлый образ жизни, летом занимались рыболовством, зимой преобладала охота. Осн. типом жилищ был срубный дом, у сев. М.-оленеводов -чум. В летний период сооружали разнообразные по форме каркасные постройки из жердей с берестяным покрытием. Одежда по покрою различалась у разных групп, шилась из меха, сукна, тканей. Одежда и предметы домашнего обихода (особенно берестяные изделия) украшались орнаментом. В мат. и духовной культуре разных групп М. имеется своя специфика, наиб. сильны различия между сев. и вост. М.    В сер. II тыс. н.э. у М. существовали "княжества" - Ляпинское, Пелымское, Кондинское. В XVII-XIX вв. осн. единицами обществ. орг-ции были вол., община-пос., семья. Ч. промысловых угодий находилась в семейном владении, ч. - в коллективном.    С нач. XVIII в. среди М. стало распространяться христианство., но они сохранили различные дохристианские верования (шаманизм, анимизм, промысловый культ). Для религиозно-мифологической картины характерно представление о трехчастном делении мира по вертикали и горизонтали. Гл. божествами считались Торум, Калтась-эква, Куль-отыр. Особое положение в пантеоне занимал Мир-сусне-хум, посредник между людьми и богами. Из животных наиб. почитанием пользовался медведь, занимающий важное место в мифологических представлениях, верованиях, обрядах, изобр. иск-ве. В честь медведя устраивались спорадические и периодические медвежьи праздники. Почитание др. животных имело менее развернутые формы. Самобытная культура М. находит яркое выражение в фольклоре (особенно в муз.-песенном и декоративно-прикладном иск-ве).    Лит.: Носилов К.Д. У вогулов. М., 1904; Народы Сибири. М., Л., 1956; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX - начала XX в. Новосибирск, 1986; Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990.    Мартынова Е.П.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

МАНСИ
(самоназвание). В письменных источниках XII в. известны под именем югры (вместе с хантами), с XIV в. — под названием вогулы, вогуличи. Этноним «манси» начал распространяться с 1930-х гг. Северных манси вместе с хантами называли остяками. Язык манси принадлежит к обско-угорской подгруппе финно-угорской группы уральской языковой семьи. Имеет много диалектов. Этногенез манси происходил в ходе слияния племён уральской неолитической культуры, угорских и индоевропейских племён, двигавшихся в 2— 1 тыс. до н.э. с юга через Зап. Сибирь и Сев. Казахстан. В Прикамье манси предположительно проникли из Зауралья в начале 2 тыс. н.э. Кроме этого, существует версия об автохтонном (пермском) происхождении этнической общности на основе местных угорских племен. Первоначально манси были расселены на Юж. Урале и его зап. склонах. Под влиянием колонизации коми и русских переселились в Зауралье. В настоящее время компактно проживают на территории Ханты-Мансийского автономного окр., северо-востоке Свердловской обл., значительная часть — в Тюменской обл. Большое влияние на становление этноса оказали контакты с ненцами, татарами, хантами, русскими. В 2002 г. на территории РФ насчитывалось 11 432 манси, из них 10 561 проживали в Тюменской обл., 9894 — в Ханты-Мансийском автономном окр., 259 — в Свердловской обл. На территории Перм. Края, по письменным источникам XVI в., манси населяли верховья р. Косьвы и Яйвы, позднее эта группа в документах больше не отмечалась, часть их обрусела, часть ушла в Зауралье. В XVIII—XIX вв. ареалами компактного поселения манси оставались верховье р. Вишеры (вишерские, или чердынские манси) и несколько деревень по р. Чусовой (чусовские, или кунгурские манси). В 1897 г. на территории Перм. губ. (включавшей современную территорию Свердловской обл.) проживало 2838 манси, из них 272 человека — в границах современного Перм. края. В 2002 г. на территории Перм. края насчитывался 31 манси. Большая их часть — 10 человек — проживает в Красновишерском р-не. Традиционными занятиями манси являются охота и рыболовство. Данный тип хозяйства был присущ чердынским манси, которые, кроме промыслов, занимались оленеводством. У чусовских манси в XIX в. преобладало земледелие и скотоводство. Поселения чердынских манси дольше сохраняли традиционные черты, в отличие от обрусевших чусовских (кунгурских). В поселении (пауль) проживало по 2—3 семьи, они располагались на расстоянии 1—2 дней пути друг от друга. Жилище представляло собой срубную избу с берестяной крышей, часто без фундамента, с земляным полом. В стене прорубалось одно небольшое окно. Внутри жилища находился открытый очаг (чувал), нары для ночлега. Временным жилищем для манси служил чум, изготовленный из жердей, покрытый шкурами или берестой. У обрусевших манси с конца XVIII в. распространяется северорусский тип жилища. Традиционная женская одежда манси — платье на кокетке, халат, на голову накидывали большой платок; мужская — штаны, рубаха, пояс. Верхней одеждой мужчин и женщин была сшитая из оленьих шкур мехом внутрь малица (моолча) или мехом наружу парка. В сильные морозы надевали меховую накидку с капюшоном (гусь). Охотничьей промысловой одеждой был луз (суконная одежда без рукавов, с незашитыми боками, пришитыми изнутри спереди и сзади карманами). На ногах носили меховые или суконные чулки, обувь из кожи и меха. С конца XVIII в. в быту манси распространяется одежда, схожая по крою с русской. Элементы традиционного костюма дольше оставались в быту промысловиков. Чердынские манси с 1751 г. православные, но сохраняют традиционную систему верований — почитание природных стихий, промысловые культы. Долгое время продолжали практиковаться обряды поклонения медведю. Фольклор манси богат преданиями, мифами, сказками, песнями, драматическими сценками. На современном этапе традиционный уклад жизни манси в Прикамье сохраняет семья Бахтияровых, проживающая в верховьях р. Вишеры в Красновишерском р-не. Общественных организаций манси в Пермском крае не создано.
Лит.:Асланьян, Ю. Последний манси Прикамья // Жизнь национальностей. 2001. № 4. С. 29—31; Глушков, И.Н. Чердынские вогулы: этногр. очерк // Этнографическое обозрение. 1900. Т. 45, № 2. С. 15—78; Орлов, А.П. Сведения о вогулах, обитающих в Пермской губернии. Пермь, 1973; Чагин, Г.Н. Этнокультурные взаимовлияния русских и манси Северного Урала в XVIII—XIX вв.
// Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. C. 73—78; Черных, А.В. Народы Пермского края. История и этнография. Пермь, 2007; Чупин, Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь, 1873. С. 334—339; Шишонко, В.Н. Пермская летопись с 1263—1881 гг.: III период. Пермь, 1884. С. 206—247.
Т.Г. Голева

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

О ПОСТУПЛЕНИИ ИМПОРТНЫХ ТКАНЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ПРОЖИВАНИЯ МАНСИ В XVI-XVIII вв.

Богордаева Аксана Александровна
Рассматриваются пути и способы проникновения импортных шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей на территорию проживания манси в XVI-XVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Термины родства манси в свете их духовной культуры

Попова С. А.
В статье рассматриваются мансийская терминология, отражающая разные виды родства: кровное, приобретенное и связанное с духами-покровителями. Показана связь терминов родства с духовной культурой народа.
Читать PDF
0.00 байт

Краниологический тип пелымских манси

Багашев Анатолий Николаевич
Анализируется краниологическая коллекция, собранная автором в окрестностях дер. Лямъяпауль Ивдельского района Свердловской области.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование вежакорской группы манси

Бардина Раиса Калистратовна
Манси Вежакорской группы расселены на р. Горная, или Большая Обь, они относятся к обской территориальной группе, которая входит в состав северной этнографической группы.
Читать PDF
0.00 байт

Покрой и украшения обрядовых халатов северных манси

Богордаева Аксана Александровна
Анализируются покрой обрядовых халатов северных манси, способы и расположение украшений на них.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности изображения Самсай-ойки домашнего духа-покровителя северных манси

Богордаева Аксана Александровна
Дается описание восьми изображений домашнего духа-покровителя северных манси Самсай-ойки и определяются характерные для него признаки, которые проявляются в составе частей его фигуры, а также в материале, цвете и покрое его одежды
Читать PDF
0.00 байт

Манси Северного Урала: хозяйство, мировоззрение, связи с другими народами в первой трети ХХ в

Чагин Г. Н.
Рассматриваются традиции в материальной и духовной культуре одной из дисперсных групп манси. Особое внимание уделено взаимным контактам манси с русскими, ненцами, коми-ижемцами и последствиям этих контактов.
Читать PDF
0.00 байт

Атрибуция изображения духа-покровителя северных манси

Богордаева Аксана Александровна
Дается описание изображения духа-покровителя северных манси Али-Няхланг-эква, изготовленного из лоскутов ткани и одежды.
Читать PDF
0.00 байт

Сохранение национальных традиций в промыслах хантов и манси

Рязанова-даури Вера Сергеевна
В статье рассматриваются процессы и явления, происходящие в условиях современной глобальной трансформации Тюменского Севера.
Читать PDF
0.00 байт

О творении мира и человека по фольклорным данным северных манси

Иванова Валентина Селиверстовна
Читать PDF
0.00 байт

Христианизация этнографических групп манси и православное миссионерство (конец xix – начало ХХ В. )

Беспокойный А. В.
В статье рассмотрены вопросы христианизации манси в свете эволюции религиозных ландшафтов Урала и Западной Сибири конца имперского периода.
Читать PDF
0.00 байт

К истории пелымских манси и их фамилий

Дмитриева Т. Н.
В статье рассматриваются вопросы этнодемографической истории пелымских манси, носителей пелымского диалекта мансийского языка, ассимилированных русским окруже­нием и утративших этничность в середине XX в.
Читать PDF
0.00 байт

Текстильная атрибутика медвежьего праздника на святилищах северных манси начала XXI в

Богордаева Аксана Александровна
Систематизируются текстильные атрибуты медвежьего праздника, обнаруженные в ходе экспедиционных исследований на святилищах северных манси.
Читать PDF
0.00 байт

Этническая экология священных мест манси

Боукал Томаш
Предложено рассматривать феномен священных мест манси как важный аспект этнической экосистемы.
Читать PDF
0.00 байт

Время в традиционной культуре манси

Ремизов С.А.

Похожие термины:

  • Манси фольклор

    Нач. изучения М.Ф. положено в XIX в. венгерскими (А.Регули, Б.Мункачи) и финскими (А.Алквист, А.Каннисто) учеными. Они выделили такие жанровые формы, как эрыг (песня), мойт (сказка, сказание), потыр (рассказ
  • Манси Яков

    Манси (Maunsey), Яков - последний русский архиятер, очень молодым прибыл в Россию из Англии, поселился в Москве, где стал известен как хороший практик. По смерти Кондоиди , в 1760 г., императрица Елизавета П
  • Манси Яков (Maunsey)

    Манси (Maunsey), Яков - последний русский архиятер, очень молодым прибыл в Россию из Англии, поселился в Москве, где стал известен как хороший практик. По смерти Кондоиди , в 1760 г., императрица Елизавета П