устаревшее - вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско-угорской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные.
МАНСИ
МАНСИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Манси
вогулы, - народ в Ханта – Мансийском автономном округе (6,6 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 8,3 тыс. чел. (1989). Говорят на мансийском языке, который относится у угорской ветви финно-угорской семьи языков, многие говорят на русском. По религии с начала 17 в. считаются православными, но сохранили различные дохристианские верования (родовой культ, шаманизм). Как этническая общность манси сложились, вероятно, в 1 тыс. н.э. в процессе слияния продвинувшихся с юга угров с древними племенами охотников и рыболовов таежного Зауралья. Манси родственны хантам. В письменных источниках известны с 11 в. под именем «югры», а с 14 в. под именем «вогулы». Основные занятия – рыболовство, охота, оленеводство, а также земледелие, скотоводство, пушное звероводство. Антропологически принадлежат к уральской расе. См. Россияне, Уральская раса, Угры, Ханты.
МАНСИ
народность Ханты-Мансийского нац. округа Тюменской обл. РСФСР. Расселены в басс. р. Оби, гл. обр. в р-не г. Березова и по pp. Конде и Сев. Сосьве, а также по верховьям pp. Туры, Тавды, Пелыма, Лозьвы. Числ. 6,45 т.ч. (1959). Мансийский язык родствен языкам хантов и венгров, он входит в угорскую ветвь финно-угорских языков. По религии с нач. 17 в. считались православными, но сохраняли разл. дохристианские верования (в т.ч. тотемизм, шаманизм, культ медведя и др.). Как этнич. общность М. сложились, вероятно, в 1-м тыс. н.э. в процессе влияния на древние племена охотников и рыболовов горнотаежного Зауралья, продвинувшихся с Ю. угров. М. близки хантам. В письм. источниках известны с 11 в. под именем "югры" (вместе с хантами), а с 14 в. - под именем "вогуличей", "вогулов". Занятия: рыболовство, охота, частично оленеводство, а также скотоводство, земледелие и пушное звероводство; часть М. работает в пром-сти. Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956, с. 570-607.
Манси
маньси - самоназв., вогулы - устаревшее рус. назв.), народ угорской группы ур. яз. семьи. Проживают в Ханты-Мансийском авт. окр. Тюменской обл., ч. живет в Свердл. обл. Числ. 8400 чел. (1989). Делятся на четыре этнографические группы: сев., юж., вост., зап. Сев. М. расселены в басс. Сев. Сосьвы и Ляпина (левобережье Нижней Оби), вост. - в басс. ср. и верхнего течения р. Конды (приток Иртыша), зап. - по рекам Пелым, Лозьва, Вагиль (приток Тавды). Юж., жившие по рекам Тура, Тавда, к нач. XIX в. смешались с татарским и рус. нас. М. родственны и близки по культуре к хантам. Яз. относится к обско-угорской группе финно-угорских яз., делится на ряд диалектов, существенно отличающихся друг от друга. М. сформировались в результате слияния продвинувшихся с Ю. угров с древними племенами охотников и рыболовов тайги. На этническую историю М. большое влияние оказали контакты с ненцами, татарами, хантами, рус. Считается, что сев. М. сложились достаточно поздно (в XVIII-XIX вв.) в результате смешения переселявшихся с Ю.-З. М. и хантов. В письменных источниках М. изв. с XII в. под именем "югры" (вместе с хантами), с XIV в. - под именем "вогулы", "вогуличи", с XVII в. сев. М. называли "остяками". Термин М. получил распространение с 1930-х. Осн. занятия М.: охота, рыболовство, оленеводство, а также жив-во (разведение лошадей, рогатого скота), сбор лесных ягод и орехов. По сравнению с хантами, у М. больше развит охотничий промысел. Оленеводством занимаются М. в предгорьях У. Сев., вост. и зап. М. до нач. XX в. вели таежный полуоседлый образ жизни, летом занимались рыболовством, зимой преобладала охота. Осн. типом жилищ был срубный дом, у сев. М.-оленеводов -чум. В летний период сооружали разнообразные по форме каркасные постройки из жердей с берестяным покрытием. Одежда по покрою различалась у разных групп, шилась из меха, сукна, тканей. Одежда и предметы домашнего обихода (особенно берестяные изделия) украшались орнаментом. В мат. и духовной культуре разных групп М. имеется своя специфика, наиб. сильны различия между сев. и вост. М. В сер. II тыс. н.э. у М. существовали "княжества" - Ляпинское, Пелымское, Кондинское. В XVII-XIX вв. осн. единицами обществ. орг-ции были вол., община-пос., семья. Ч. промысловых угодий находилась в семейном владении, ч. - в коллективном. С нач. XVIII в. среди М. стало распространяться христианство., но они сохранили различные дохристианские верования (шаманизм, анимизм, промысловый культ). Для религиозно-мифологической картины характерно представление о трехчастном делении мира по вертикали и горизонтали. Гл. божествами считались Торум, Калтась-эква, Куль-отыр. Особое положение в пантеоне занимал Мир-сусне-хум, посредник между людьми и богами. Из животных наиб. почитанием пользовался медведь, занимающий важное место в мифологических представлениях, верованиях, обрядах, изобр. иск-ве. В честь медведя устраивались спорадические и периодические медвежьи праздники. Почитание др. животных имело менее развернутые формы. Самобытная культура М. находит яркое выражение в фольклоре (особенно в муз.-песенном и декоративно-прикладном иск-ве). Лит.: Носилов К.Д. У вогулов. М., 1904; Народы Сибири. М., Л., 1956; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места XIX - начала XX в. Новосибирск, 1986; Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990. Мартынова Е.П.
МАНСИ
(самоназвание). В письменных источниках XII в. известны под именем югры (вместе с хантами), с XIV в. — под названием вогулы, вогуличи. Этноним «манси» начал распространяться с 1930-х гг. Северных манси вместе с хантами называли остяками. Язык манси принадлежит к обско-угорской подгруппе финно-угорской группы уральской языковой семьи. Имеет много диалектов. Этногенез манси происходил в ходе слияния племён уральской неолитической культуры, угорских и индоевропейских племён, двигавшихся в 2— 1 тыс. до н.э. с юга через Зап. Сибирь и Сев. Казахстан. В Прикамье манси предположительно проникли из Зауралья в начале 2 тыс. н.э. Кроме этого, существует версия об автохтонном (пермском) происхождении этнической общности на основе местных угорских племен. Первоначально манси были расселены на Юж. Урале и его зап. склонах. Под влиянием колонизации коми и русских переселились в Зауралье. В настоящее время компактно проживают на территории Ханты-Мансийского автономного окр., северо-востоке Свердловской обл., значительная часть — в Тюменской обл. Большое влияние на становление этноса оказали контакты с ненцами, татарами, хантами, русскими. В 2002 г. на территории РФ насчитывалось 11 432 манси, из них 10 561 проживали в Тюменской обл., 9894 — в Ханты-Мансийском автономном окр., 259 — в Свердловской обл. На территории Перм. Края, по письменным источникам XVI в., манси населяли верховья р. Косьвы и Яйвы, позднее эта группа в документах больше не отмечалась, часть их обрусела, часть ушла в Зауралье. В XVIII—XIX вв. ареалами компактного поселения манси оставались верховье р. Вишеры (вишерские, или чердынские манси) и несколько деревень по р. Чусовой (чусовские, или кунгурские манси). В 1897 г. на территории Перм. губ. (включавшей современную территорию Свердловской обл.) проживало 2838 манси, из них 272 человека — в границах современного Перм. края. В 2002 г. на территории Перм. края насчитывался 31 манси. Большая их часть — 10 человек — проживает в Красновишерском р-не. Традиционными занятиями манси являются охота и рыболовство. Данный тип хозяйства был присущ чердынским манси, которые, кроме промыслов, занимались оленеводством. У чусовских манси в XIX в. преобладало земледелие и скотоводство. Поселения чердынских манси дольше сохраняли традиционные черты, в отличие от обрусевших чусовских (кунгурских). В поселении (пауль) проживало по 2—3 семьи, они располагались на расстоянии 1—2 дней пути друг от друга. Жилище представляло собой срубную избу с берестяной крышей, часто без фундамента, с земляным полом. В стене прорубалось одно небольшое окно. Внутри жилища находился открытый очаг (чувал), нары для ночлега. Временным жилищем для манси служил чум, изготовленный из жердей, покрытый шкурами или берестой. У обрусевших манси с конца XVIII в. распространяется северорусский тип жилища. Традиционная женская одежда манси — платье на кокетке, халат, на голову накидывали большой платок; мужская — штаны, рубаха, пояс. Верхней одеждой мужчин и женщин была сшитая из оленьих шкур мехом внутрь малица (моолча) или мехом наружу парка. В сильные морозы надевали меховую накидку с капюшоном (гусь). Охотничьей промысловой одеждой был луз (суконная одежда без рукавов, с незашитыми боками, пришитыми изнутри спереди и сзади карманами). На ногах носили меховые или суконные чулки, обувь из кожи и меха. С конца XVIII в. в быту манси распространяется одежда, схожая по крою с русской. Элементы традиционного костюма дольше оставались в быту промысловиков. Чердынские манси с 1751 г. православные, но сохраняют традиционную систему верований — почитание природных стихий, промысловые культы. Долгое время продолжали практиковаться обряды поклонения медведю. Фольклор манси богат преданиями, мифами, сказками, песнями, драматическими сценками. На современном этапе традиционный уклад жизни манси в Прикамье сохраняет семья Бахтияровых, проживающая в верховьях р. Вишеры в Красновишерском р-не. Общественных организаций манси в Пермском крае не создано.
Лит.:Асланьян, Ю. Последний манси Прикамья // Жизнь национальностей. 2001. № 4. С. 29—31; Глушков, И.Н. Чердынские вогулы: этногр. очерк // Этнографическое обозрение. 1900. Т. 45, № 2. С. 15—78; Орлов, А.П. Сведения о вогулах, обитающих в Пермской губернии. Пермь, 1973; Чагин, Г.Н. Этнокультурные взаимовлияния русских и манси Северного Урала в XVIII—XIX вв.
// Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. C. 73—78; Черных, А.В. Народы Пермского края. История и этнография. Пермь, 2007; Чупин, Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь, 1873. С. 334—339; Шишонко, В.Н. Пермская летопись с 1263—1881 гг.: III период. Пермь, 1884. С. 206—247.
Т.Г. Голева
Лит.:Асланьян, Ю. Последний манси Прикамья // Жизнь национальностей. 2001. № 4. С. 29—31; Глушков, И.Н. Чердынские вогулы: этногр. очерк // Этнографическое обозрение. 1900. Т. 45, № 2. С. 15—78; Орлов, А.П. Сведения о вогулах, обитающих в Пермской губернии. Пермь, 1973; Чагин, Г.Н. Этнокультурные взаимовлияния русских и манси Северного Урала в XVIII—XIX вв.
// Взаимодействие древних культур Урала. Пермь, 1990. C. 73—78; Черных, А.В. Народы Пермского края. История и этнография. Пермь, 2007; Чупин, Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь, 1873. С. 334—339; Шишонко, В.Н. Пермская летопись с 1263—1881 гг.: III период. Пермь, 1884. С. 206—247.
Т.Г. Голева
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.