Род. 1896, ум. 1983. Художник-конструктивист. В 20-е гг. — одна из видных фигур петроградского художественного авангарда. Работал в ИНХУКе. В 1928 г. эмигрировал.
Мансуров, Павел Андреевич
МАНСУРОВ Павел Андреевич
2.03.1896 (С.-Петербург) - 2.02.1983 (Ницца). Живописец, график, художник прикладного искусства. Сын певчего в церковном хоре. С 1909 учился в ЦУТР, изучал гравюру и офорт под руководством В. В. Матэ. В 1912 поступил в Рисовальную школу ОПХ, учился у Н. П. Химоны и П. С. Наумова. В 1915, по окончании школы, был мобилизован в армию. Служил в 1-м авиационном полку и в Управлении военно-воздушного флота. В 1917 создавал декорации и костюмы для номеров артистического кабаре «Привал комедиантов». Написал первые абстрактные картины. В конце 1917 познакомился с В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, М. В. Матюшиным, предложил свое сотрудничество А. В. Луначарскому. В 1918 по приглашению Татлина переехал в Москву и некоторое время работал в его мастерской. По возвращении в Петроград, летом 1918. исполнил декорации к балету «Упманн» на музыку А. С. Лурье (балетм. Б. Г. Романов), осенью 1918 участвовал в праздничном украшении Исаакиевской площади к 1-й годовщине революции и в оформлении первой постановки спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в декорациях Малевича. В 1919 помогал Татлину в работе над проектом памятника 111 Интернационалу. В конце 1919 уехал к родителям в Казань. По подозрению в дезертирстве был арестован ЧК и несколько недель провел в тюрьме. С осени 1920 руководил мастерской на живописном факультете Казанского художественного училища. Исполнил декорации к опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. В 1920-х создавал беспредметные композиции в духе конструктивизма, комбинировал простейшие геометрические фигуры и применял технику коллажа. Некоторые работы перекликались с супрематизмом Малевича, контррельефами Татлина и колористическими экспериментами Матюшина. Эпизодически обращался к книжной графике. Исполнил иллюстрации к книге «Нападение на почту» О’Генри (1927). В 1921 организовал в Москве Выставку художников всех направлений для делегатов 3-го Конгресса III Интернационала, на которой показал вертикальные абстрактные композиции на досках. Исполнил эскизы праздничного оформления Лобного места на Красной площади. В 1921 стал одним из инициаторов создания петроградской группы ИНХУКа, в 1923 участвовал в создании ГИНХУКа в Петрограде и возглавил экспериментальный отдел состоящего при нем Музея художественной культуры. Одновременно работал ассистентом по технологии живописных материалов во ВХУТЕИНе. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), Выставке петроградских художников всех направлений (1923), выставках работ Музея художественной культуры - ИНХУКа (1922-26), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922) и 14-м Международном биеннале в Венеции (1924). В 1926, в связи с идеологической кампанией, нацеленной на закрытие ГИНХУКа, подвергся травле в официальной печати. В августе 1928 уехал в командировку ВОКСа для устройства персональной выставки в Италии и остался за границей. В 1929 при содействии переводчицы русской литературы Ольга Синьорелли провел выставку в галерее Bragaglia в Риме и участвовал в Венецианском биеннале, где получил серебряную медаль за театральные эскизы для балетов С. П. Дягилева (постановки не осуществлены). В июне 1929 переехал в Париж. Из-за общего упадка интереса к абстрактному искусству надолго оставил живопись и обратился к декоративно-прикладному творчеству. В 1930 при содействии Робера и Сони Делоне, с которыми познакомился благодаря рекомендательному письму В. В. Маяковского, начал исполнять рисунки тканей для Домов высокой моды Пату, Шанель, Ланвен и др. В 1930-е жил на Монпарнасе, где к нему перешла мастерская Р. Делоне на авеню du Maine, 80. Вращался в кругу русской эмиграции, был дружен с С. И. Шаршуном и X. Сутиным. Супруги Делоне ввели его во французское художественное общество. Участвовал в выставках русских художников в галереях Zak (1930) и d ’Alignan (1931), в выставке, организованной журналом «Наш Союз» в галерее Zak (1936), в салоне Сверхнезависимых (1934), на 6-м триеннале искусств в Милане (1936), в Международной выставке в Париже (1937), салоне Тюильри (1939) и в объединенном «Салоне 1940» во дворце Шайо (1940). Показал пейзажи в традиционной манере на нескольких групповых выставках в галерее le Niveau (1935-37). В 1933 провел персональную выставку в галерее Art et Decoration при содействии одноименного журнала. После II мировой войны исполнял заказы Домов высокой моды - создавал модели костюмов, галстуков, головных уборов, тростей. Реставрировал картины. Вернулся к фигуративной живописи. Участвовал в Выставке современных русских живописцев и скульпторов, организованной комитетом «Франция-СССР» XIV округа Парижа (1945), и выставке «В честь Победы», устроенной Союзом советских патриотов (1946). В 1957 показал работы на выставке «50 лет абстрактного искусства» и снова вернулся к беспредметному творчеству. Проводил персональные выставки во многих европейских городах: во Франкфурте-на-Майне (1961), Каннах (1962, 1965), Берлине (1963), Милане (1963, 1967, 1975, 1979), Париже (1968, 1971, 1972/73, 1973/74), Ницце (1974), Генуе (1974) и др. Участвовал в групповых выставках, в том числе «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и «Еще русские» в Париже (Frangoise Toumie, 1975). В 1968 получил награду президента Французской Республики на биеннале в Ментоне. В 1973 в Национальном музее современного искусства в Париже состоялась персональная выставка, которая определила его роль в истории русского авангарда. В последние годы подолгу жил в Ницце и Сен-Поль-де-Вансе. Умер в госпитале Пастера в Ницце. В 1995 мемориальная выставка состоялась в Петербурге и Ницце.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999