Маратти

Найдено 1 определение
Маратти
, Карло (Maratti, Carlo), прозв. Маратта (Maratta) 1625, пров. Марки — 1713, Рим. Итальянский живописец. С 1736 работал в Риме. Сначала учился у А. Сакки (ученика Ф. Альбани), известного живописца, последователя традиций мастеров болонской школы, поклонника искусства Рафаэля. Большое влияние на формирование его манеры оказала дружба с Дж. П. Беллори, антикварием папы Климента X, библиотекарем королевы Христины Шведской, автором книги о Рафаэле (1695) и известного труда Idea (1672), в котором теоретически обосновывался метод работы художника-классициста, призванного соотносить натурные наблюдения с идеалами прекрасного в создании возвышенных образов — т. н. теория "bello ideale", или "теория отбора". Маратти стал для Беллори образцом воплощения его теоретических взглядов, во многом определивших устои преподавания в европейских Академиях. В Риме художник обрел много покровителей, среди которых был маркиз Н. М. Паллавиччини, крупный римский коллекционер. На его вилле в Дженцано Маратти имел мастерскую и исполнил для заказчика около 20 произведений. На полотне Аллегорический портрет маркиза Никколо Мария Паллавиччини (1692—1695, частное собрание) художник изобразил себя сидящим за мольбертом, стоящим слева от своего покровителя и в центре фигуру прекрасного обнаженного юноши, возможно, воплощающего аллегорию Искусства, символизирующего дружбу покровителя и художника. Пользовавшийся протекцией пап (Александра VII, Климента IX, Климента X, Иннокентия XI, Климента XI), Маратти писал портреты многих из них. В образах известных особ (Климент IX, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Кардинал А. Барберини, Рим, Нац. галерея; Мужской портрет, Берлин, Нац. галерея) всегда подчеркнуты аристократизм, импозантная поза, придающая значительность портретируемому. Более живо и естественно трактован образ дочери художника — Фаустины Маратти (Рим, Нац. галерея). В доме этой известной римской красавицы был литературный салон, в котором собирались члены римской Академии Аркадия. Здесь читали стихи известные поэты, в том числе и ее муж, поэт Дж. Ф. Дзаппи, звучала музыка А. Корелли. Выполняя заказы Людовика XIV на маленькие полотна для украшения его дворцов, Маратти создал портрет архитектора короля, выдающегося создателя прекрасных парков Франции, таких как Тюильри и Во-ле-Виконт, Андре Ленотра (Версаль, Нац. музей). Уже в 1660—1680-е Карло Маратти был самым авторитетным живописцем Рима. Он написал много алтарных образов в римских церквах (Сант Андреа аль Квиринале, Сан Карло аль Корсо, Санта Кроче ин Иерусалим, дель Джезу, Сан Джованни ин Фонте, Сан Джузеппе деи Фаленьями, Сан Исидоро, Сан Марко, Санта Мария сопра Минерва, Санта Мария ин Монтессанто, Санта Мария делла Паче, Санта Мария дель Пополо, Санта Мария ин Валичелла, Санта Мария деи Сетте Долори, Сан Пьетро, Санта Мария дельи Анджели), а в Дженцано — фрески церкви Санта Мария делла Чима. В алтарных картинах Мадонна с Младенцем, св. Франциском и св. Яковом Старшим (1686—1689, Рим, церковь Санта Мария ин Монте Санто) и Крещение Христа (1699, Рим, церковь Санта Мария дельи Анджели), созданных уже зрелым мастером, с великолепным умением проявился талант Маратти соединять элементы стилистики барокко и римской классицистической традиции. Барочная экспрессия выглядит словно пригашенной и смягченной, поданной в классицистическом обрамлении. В облагороженных образах святых угадываются реминисценции из произведений Рафаэля, Сакки, болонцев. Уже в эти годы Маратти получил прозвище "Апеллес Рима", в 1662 стал членом Академии Св. Луки, а в 1664—1665 и затем в 1700—1713 — почетным президентом. В написанной на вилле Альбани фреске Смерть Девы Марии и своей самой знаменитой работе — росписи плафона палаццо Альтьери Триумф имени Христа (1670—1674) — художник предстает столпом академизма, создателем официального "большого стиля", названного в теории академизма понятием "decorum", означающим "пристойные", т. е. облагороженные, тщательно отобранные сюжеты и формы. От Климента XI в 1704 он получает титул "кавалера ордена Христа"; в 1702 назначается главным хранителем античных древностей Рима; руководит вместе со скульптором К. Рускони созданием скульптурного и живописного убранства базилики Сан Джованни ин Латерано (1710-е). Прекрасный знаток античности, назначенный Иннокентием XI хранителем живописи Рафаэля Маратти был приглашен в годы понтификата Иннокентия XI (1700—1721) реставрировать с учениками Лоджии Рафаэля. В академических кругах эта работа была признана неудачной и в нач. XVIII в. вызвала широкую полемику о правомочности реставрации подобных шедевров. Если во фресковых росписях стиль Маратти ознаменовал новую римскую классицистическую манеру, противоположную барочному иллюзионизму Пьетро да Кортона, то в станковых произведениях художника барочная патетика обретала иной характер, получая рокайльный, аркадийский оттенок. Маленького кабинетного формата полотна Маратти (Аполлон и Дафна, 1681, Брюссель, Королевский музей изящных искусств; Святая ночь, Дрезден, Картинная галерея; Св. Семейство, Рим, Нац. галерея) на религиозные и мифологические сюжеты высоко ценились заказчиками. Не лишенные эротики и сентиментальности сюжеты трактовались в манере венецианцев, Корреджо, предвосхищая вкусы рококо. Стиль Маратти произвел большое впечатление на мастеров молодого поколения. В Риме главным последователем художника стал А. Мазуччи, а влияние испытали почти все мастера, работавшие в Риме (Ф. Солимена, Б. Лути, Дж. Кьяри и др.).
Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006