Марциал, Марк Валерий

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Марциал Марк Валерий
(лат. Martialis, ок. 40 – ок. 104 гг.) — классик римской эпиграммы, имел поддержку со стороны Сенеки Младшего и Лупана, но не мог снискать расположение императоров Нервы и Траяна. Написал 15 книг эпиграмм, которые отличались тонким юмором, совершенством языка, блистательной игрой слов. В них он клеймит человеческие слабости, глупость, лицемерие, падение нравов знати. Был популярен на протяжении всей эпохи поздней античности.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Марциал, Марк Валерий
лат. Marcus Valerius Martialis)
(ок. 40 - 102 н.э.)
   римский поэт; происходил из Испании, в Риме жил на правах клиента с 64 по 98 г. н.э. При Домициане положение М. упрочилось, он был принят в богатых и влиятельных кругах. Весной 99 г. с крушением режима Домициана он навсегда покинул столицу и уехал в Испанию.
   М. оставил после себя свыше 1500 эпиграмм, изображающих подлинную жизнь Римской империи; их содержание и эмоциональная окраска чрезвычайно разнообразны, они проникнуты спокойным юмором и тонкой насмешкой, отличаются полнотой мысли и лаконичностью.
   Марк Валерий Марциал. Эпиграммы / Пер. и вступ. ст. Ф. Петровского. М., 1968; История Римской империи: В 2 т. Т.2. М., 1962. С. 195-211.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 40-104)
   Римский поэт, автор эпиграмм и коротких стихотворений. Среди стихов Марциала есть и лирические, и непристойные, и сатирические. Марциал приехал из Испании и после тридцати пяти лет жизни в Риме снова удалился туда на покой. Мимо Марциала не прошла ни одна сторона римской жизни, так что его произведения "Зрелища", "Гостинцы", "Подарки" и др. до сих пор служат источником исторической информации.
   Начиная с эпохи Возрождения его творчество оказывало влияние на литературную эпиграмму. Почитателем Марциала был Гете ("Римские элегии").
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(ок. 40 - между 101 и 104)
   рим. поэт-эпиграмматист. Род. в Бильбиле (Испания), где получил начальное грамматико-ритор. образ. В 64 переехал в Рим в надежде сделать карьеру. Был знаком со многими знаменитыми людьми, в т. ч. с Сенекой Младшим. Вслед, раскрытия заговора против Нерона в 65 лишился своих покровителей и стал клиентом богатых патронов.
   После 34-летнего пребывания в Риме вернулся в Испанию, где провел посл. годы жизни. Лит. наследие М. включает в себя посвященный имп. Титу (79- 81) сб. «О зрелищах», состоящий из 32 стихотв., написанных по поводу освящения амфитеатра Флавиев в 80; сб. «Ксении» («Подарки») - надписи к подаркам, подносимым гостям за обедом; сб. «Анафореты» («Уносимое») - надписи к подаркам, уносимым гостями после обеда. Наибол. славу принесли М. эпиграммы, в к-рых высмеиваются пороки окружавшей его действительности. Осн. собрание составляет 12 кн. эпиграмм, написанных преим. элегическим дистихом. Одн. встречаются и др. стихотв. размеры: ямбы и холиямбы. Темы для эпиграмм автор брал из совр. ему жизни: это и унизительное положение клиентов, вынужденных жить подачками патронов, и бесправное существование рабов, жизнь философов, врачей, цирюльников и т. д. Мн. эпиграммы посвящены лит. темам. Желая укрепить свое положение, М. щедро расточал похвалы императору и власть имущим. Критикуя общественные пороки, он делает это недостаточно объективно, помня о своей зависимости. Сила эпиграмм М. заключается в метком, остроумном слове, в использовании гиперболы, неожиданных концовок.
   Е.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Марциал, Марк Валерий
из Библа в Испании, ок. 40-104 гг. н. э., римский эпиграмматик. Получив основательное образование в риторической школе в родной Испании, в 64 г. переехал в Рим. Там он завязал отношения со знатными семействами по большей части испанского происхождения: Сенеками, семействами Юния Галиона и Аннея Мелия, отца поэта Лукана. Также он подружился с корифеями литературного и культурного мира: Силием Италиком, Квинталианом, Плинием Младшим, Ювеналом, Фронтином. Особенно он хлопотал о налаживании отношений с императорским двором и высокими особами, посвящая им свои (часто полные униженности и лести) произведения. Хотя трудолюбие и несомненный поэтический талант помогли ему завладеть скромным домиком в Риме и небольшим имением под Номентаном, он так и не смог достичь полной материальной независимости и никогда не прекращал добиваться внимания сильных мира сего. В 98 г. при помощи Плиния Младшего, который оплатил путешествие, М. возвратился на родину. Там богатая почитательница его таланта Марцелла подарила ему сельское имение, дав возможность вести спокойную и обеспеченную жизнь. Еще в юности М. пробовал силы в поэзии, но первые его произведения пропали. Он работал, как представляется, только в одном поэтическом жанре — эпиграмматическом и довел его до высшей точки развития. Сегодня нам известно 15 книг эпиграмм М., которые делятся на три группы: не имеющая номера книга Эпиграмматон (Epigrammaton liber), известная также под названием Книга зрелищ (Spectaculorum liber), в которую вошли эпиграммы, написанные в 80 г. и в последующие годы; кн. XIII и XIV изданные в декабре 85 или 86 г. и кн. I-XII (из них первые 11 были созданы в Риме до 98 г., а кн. XII — в Испании в конце 101 или в начале 102 г.). Книга зрелищ включает эпиграммы, связанные с играми, организованными Титом по поводу открытия построенного им амфитеатра, названного Колоссием. Из нее сохранилось только 33 коротких эпиграммы, описывающие великолепие амфитеатра, эпизоды празднования его открытия, сражения гладиаторов, экзотических животных и т. д. Кн. XIII, названная Подарки (Xenia) содержит короткие стихи, выполняющие роль надписей на подарках, которыми обмениваются друзья в дни Сатурналий; подобные же произведения, посвященные безделушкам, разыгрываемым во время пира и уносимым домой, составляют кн. XIV под названием Гостинцы (Apophoreta). Эти сборники были предварены вступительными произведениями, объясняющими назначение идущих после них эпиграмм. Книги I-XI М., видимо, издавал постепенно, некоторые книги отдельно по несколько раз, производил изменения в повторных изданиях. Это богатое собрание эпиграмм (1557), известное по последней редакции М. и им самим разделенное на книги закрепил за ним место мэтра мировой литературы. М., одаренный наблюдательностью и остроумием, показал потомкам ряд деталей, складывающихся в красочный образ общественно-культурных отношений и нравов эпохи. На фоне прекрасных публичных и частных зданий шумной столицы тогдашнего мира — Рима, поэт показывает повседневную жизнь людей разных общественных прослоек, партий и профессий: очерчивает фигуры сенаторов, всадников, но также и представителей низших общественных слоев — рабов и ремесленников. В карикатурном виде представляет он философов, лекарей, певцов, ведет в баню, на рынок и т. д. Особенно удачно он представляет характерные черты человеческих типов: баловня судьбы, паразита, мошенника, пройдохи и т.д. По понятным соображениям он не называет имен современников, которые являются предметом его насмешек, в таких случаях он пользуется символическими именами: Селий — прихлебатель-паразит, Фиденций — плагиатор и т.д. М. говорит о том, что он осуждает ошибки, но не людей. Чаще всего он показывает такие слабости и изъяны, как доносительство, наглость выскочки, излишества в моде, сексуальные злоупотребления и шалости. Он описывает окружающий его мир с большим реализмом, долей иронии и меткой критики, но обращается и к собственным мыслям, чувствам и переживаниям. Иногда у него проскальзывают автобиографические детали, например, упоминание о своей отчизне, о своей земельной собственности и т.д. Относительно много и с воодушевлением говорит он о собственном поэтическом творчестве и об искусстве; рассказывает о судьбах своих публикаций. Разнородное содержание он оформил разными стихотворными размерами; наиболее часто использовал элегических дистих, пользовался также холиямбом (вслед за Катуллом), ямбическим триметром, дактилическим гекзаметром и др. Эпиграммы М. отличает стройная и продуманная композиция, их глубинный смысл часто раскрывается через игру слов, они лишены искусственной риторичности, знаменательной для литературы того времени. Хотя М. и ориентируется на творчество своих римских предшественников: Катулла, Домиция Марса и др., перени у них поэтическую фразеологию, но делает это так, что заимствования незаметны. Также и в тех эпиграммах, где он подражает греческим поэтам, М. проявляет свою индивидуальность и нередко превосходит образцы. Можно возражать против панегирического, а порой и подобострастного характера его поэзии, но все же М. является, несомненно, оригинальным художником. Он пользовался известностью на протяжении всей античности и в новое время.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
332.03 кб

Ценностный статус дихотомии «Богатство-бедность» в «Эпиграммах» Марка Валерия Марциала

Фирсова Л. В.
Статья посвящена проблеме исследования прагматических ценностей в римском обществе. В работе применен методологический подход медиевиста А.Я.