Мардук

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

МАРДУК
бог-покровитель города Вавилон, верховное божество вавилонского пантеона. Отождествлялся с шумерским Энлилем. Олицетворение сил мирового порядка.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МАРДУК
аккадское; Амар-уту (к) - шумерское) - бог-покровитель г. Вавилона, после 18 в. до н.э. - верховное божество вавилонского пантеона. По вавилонскому мифу (космогонич. эпос "Когда вверху" и др.), М. - сын Эа, бога мировых пресных вод и мудрости; избранный царем в совете богов, М. возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат ("Море"), после чего создал землю и людей для обслуживания богов. Отождествлялся с Энлилем (Белом). В богословских спекуляциях вавилонских жрецов сер. 1-го тыс. до н.э. все божества объявлялись воплощениями М.

Лит.: Bott?ro J., La religion babylonienne, P., 1952.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МАРДУК
цент. божество вавилонск. пантеона, гл. бог г. Вавилона. Первые письмен. сведения об этом божестве восходят примерно к сер. 3-го тыс. до н.э., как бог-покровитель Вавилона упомин. уже во время III династии Ура (22 в. до н.э.). Цент. божеством становится с возвыш. Вавилонии во время I Вавилонской династии (19 — 16 вв. до н.э.), в связи с чем приобретает черты и эпитеты др. божеств, в основном шумерских. Уже в прологе кодекса Хаммурапи М., первород. сыну Эйя (шумер. Энки), Ану (Ан) и Энлиль передают господство («энлильство») над людьми и возвышают над всеми игигами (небесными богами). Видимо, в это же время М. идентифиц. с шумерским Асаллухи. Среди многочисл. заимствов. эпитетов и кач-в М. преобладают связанные с Энки и Асаллухи: подчеркиваются мудрость М. иск-во врачевания, заклинат. силы, М. получает также функции водного бо-жества и божества растительности. От бога Шамаша (Уту), чьим братом он иногда называется, к М. переходит титул «судья богов», «отец богов». Супруга М. — Царпаниту, сын — Набу. Главный храм — Эсагила. С 14 в. до н.э. культ М. распростр. в Ассирии, но там ему противостоит местное божество Ашшур, нередко с М. идентиф. и заменяющий его. Известны гимны и молитвы к М., а также стихотворное произв. времени царя Синаххериба (705 — 680 до н.э.). Символы М. — секировидный топор, зверь — дракон Мушхуш. В тексте новоассир. времени с частями тела М. сравниваются разные звери, растения и металлы, возможно, они играли определ. роль в его культе: «его гл. внутренности — львы, его малые внутренности — собаки, его спинной хребет — кедр, его пальцы — тростник, его череп — серебро, излияние его семени — золото».

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Похожие термины:

  • МАРДУК-АПАЛ-ИДДИН

    Меродахбаладан — царь халдейск. госуд. Бит-Якин, вел упорную борьбу с ассир. царями Саргоном II и Синахерибом и дважды владел вавилонским престолом (721 — 710 и 703 — 702 до н.э.). Конфискация М. сокровищ ва
  • Мардусин, Виктор

    Командир Балтийской военно-морской базы (г. Балтийск Калининградской области) с мая 2001 г., контр-адмирал; родился в 1958 г.; окончил Высшее военно-морское училище им. Нахимова (г. Севастополь), Военно-мо