Марк
ученик апостола Петра, автор второго канонического евангелия, в датировке которого исследователи сильно расходятся. В том виде, в каком оно дошло до нас, евангелие от Марка оформилось не ранее середины 2 в. См. Евангелия.
Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.
МАРK
(ум. 63) – святой евангелист, апостол из 70, епископ Александрийский. Ученик апостолов Петра и Павла, составил по рассказам апостола Петра Евангелие. Стал первым епископом в Александрии, принял мученическую смерть. Память 4 (17) января, 25 апреля (8 мая), 27 сентября (10 октября), 30 октября (12 ноября).
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Марк
Деян 12.12,25; 15.39; 1Пет 5.13; Кол 4.10; 2Тим 4.11; Флм 1.23)-первоначальное имя Иоанна (см. Иоанн,г), сына Марии из Иерусалима (см. Мария,е) (об отце сведений нет), племянник Варнавы, евангелист, автор второго Евангелия. Он отправился с ап. Павлом в его первое миссионерское путешествие, но по каким-то причинам оставил его и вернулся в Иерусалим, из-за чего ап. Павел не взял его с собой во второй раз. Из-за этого у него произошла размолвка с Варнавою, но зато сам Марк, по-видимому, получил замечательную возможность стать верным служителем, что мы и видим в дальнейшем.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
Марк
— старец Саровской пустыни, схимонах и пустынник (1739—1817); происходил из курского купечества; постригся в 1778 г., при чем наречен Мефодием, а в 1811 г. принял схиму с наречением М. Пустынная и подвижническая жизнь М. привлекала к нему народ, славивший его как святого.
Ср. "Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника М." (М., 1839).
{Брокгауз}
Марк
инок Топоозерской обители, старообрядец, авт. путешествия в Опонское царство нач. ХVIII в.
{Венгеров}
Марк
иеромонах, авт. "Руковод. к благочест. христ. странствованиям" (1872).
{Венгеров}
Марк
игумен, духовн. писатель 1890 гг.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Марк
или Иоанн Марк — сын той Марии, в доме которой апостолы собирались после мученической смерти Иакова старшего (Деян. 12:12). По мнению некоторых это юноша, о котором говорится у Map 14:51 и дал., что он, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Иисусом. Он был племянником Варнавы (Кол. 4:10), который и взял его к себе в Антиохию. После этого он поехал с Павлом и Варнавою в их первое миссионерское путешествие (Деян. 12-25; 13:5) и сопровождал их до тех пор, пока в Памфилии не отделился от них и возвратился в Иерусалим (13:13). Когда Павел отказался взять его с собою во 2-е путешествие, он сопутствовал Варнаве в Кипр (15:37 и дал.); затем говорится, что он был сотрудником Петра. Из выражения 1 Пет. 5:13: «Марк, сын мой», заключают, что он через Петра обратился к Господу. Впоследствии Павел говорит о нем, как о верном и необходимом сотруднике (Кол. 4:10 и дал.; 2 Тим 4:11; Филим 23 ст.). Предание говорит, что он — автор второго из четырех Евангелий, и что он умер мучеником в Александрии.
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
Марк
, Франц (Marc, Franz) 1880, Мюнхен — 1916, Верден. Немецкий живописец. Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств Мюнхена (1900—1902). В 1902 совершил поездку по Италии, в 1903 и 1907 — в Париж. Знакомство с живописью Мане, импрессионистов, Гогена и Ван Гога оказало значительное влияние на становление его собственного стиля. В 1909 поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария). Основные сюжеты живописи Марка — образы животных в ландшафтном окружении. Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, художник стремился передать "органический ритм, который пульсирует во всех существах". В таких картинах, как Лошадь в пейзаже (1910, Эссен, Музей Фолькванг), Лисица (1911, Вупперталь, Музей фон дер Хейдта), изгибы тел животных перекликаются с волнообразными линиями холмов, являя единство природных ритмов. Чистые насыщенные цвета, по замыслу художника, должны передавать "сущность", скрытую за "видимостью", и потому наделяются символическим значением: синий соответствует мужскому, духовному началу, желтый — женственной мягкости и душевности, красный — грубой и тяжелой материальности. В 1911 Марк присоединился к созданному Кандинским "Новому союзу художников Мюнхена", затем был активным членом объединения "Синий всадник", соредактором (наряду с Кандинским) одноименного альманаха (1912). В период пребывания в Париже в 1912 познакомился с Делоне. Под влиянием Делоне и итальянского футуризма его стиль меняется: появляются отвлеченные лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты (Мечтающая лошадь, 1913, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Судьба животных, 1913, Базель, Художественный музей). Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму (Тироль, 1914; Борющиеся формы, 1914; обе — Мюнхен, Гос. галерея современного искусства). Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его участием в сражениях Первой мировой войны и гибелью под Верденом.
Лит.: Lankheit K. Franz Marc. Sein Leben und seine Kunst. Koln, 1976; Franz Marc: Schriften / Hrsg. K. Lankheit. Koln, 1978; Levine F. S. The Apocaliptic Vision. The Art of Franz Marc as German Ezpressionism. New York, 1979.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
Марк
, Франц (Marc, Franz) 1880, Мюнхен — 1916, Верден. Немецкий живописец. Изучал теологию и философию в Мюнхенском университете, затем учился в Академии художеств Мюнхена (1900—1902). В 1902 совершил поездку по Италии, в 1903 и 1907 — в Париж. Знакомство с живописью Мане, импрессионистов, Гогена и Ван Гога оказало значительное влияние на становление его собственного стиля. В 1909 поселился в Зиндельсдорфе (Нижняя Бавария). Основные сюжеты живописи Марка — образы животных в ландшафтном окружении. Восприняв мистико-пантеистические идеи немецких романтиков, художник стремился передать "органический ритм, который пульсирует во всех существах". В таких картинах, как Лошадь в пейзаже (1910, Эссен, Музей Фолькванг), Лисица (1911, Вупперталь, Музей фон дер Хейдта), изгибы тел животных перекликаются с волнообразными линиями холмов, являя единство природных ритмов. Чистые насыщенные цвета, по замыслу художника, должны передавать "сущность", скрытую за "видимостью", и потому наделяются символическим значением: синий соответствует мужскому, духовному началу, желтый — женственной мягкости и душевности, красный — грубой и тяжелой материальности. В 1911 Марк присоединился к созданному Кандинским "Новому союзу художников Мюнхена", затем был активным членом объединения "Синий всадник", соредактором (наряду с Кандинским) одноименного альманаха (1912). В период пребывания в Париже в 1912 познакомился с Делоне. Под влиянием Делоне и итальянского футуризма его стиль меняется: появляются отвлеченные лучевидные и параболические формы, рассекающие изображение на фрагменты (Мечтающая лошадь, 1913, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Судьба животных, 1913, Базель, Художественный музей). Дальнейшие поиски сверхчувственной сущности влекут художника к абстракционизму (Тироль, 1914; Борющиеся формы, 1914; обе — Мюнхен, Гос. галерея современного искусства). Стремительная творческая эволюция Марка была прервана его участием в сражениях Первой мировой войны и гибелью под Верденом.
Лит.: Lankheit K. Franz Marc. Sein Leben und seine Kunst. Koln, 1976; Franz Marc: Schriften / Hrsg. K. Lankheit. Koln, 1978; Levine F. S. The Apocaliptic Vision. The Art of Franz Marc as German Ezpressionism. New York, 1979.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006