, Альбер (Marquet, Albert) 1875, Бордо — 1947, Париж. Французский живописец. Учился в Париже, в Школе декоративных искусств (1890—1895) и в Школе изящных искусств в мастерской Моро (1895—1898). В годы учебы завязалась его многолетняя дружба с Матиссом, сложились близкие отношения с Ж. Руо, Ш. Камуэном, А. Мангеном, позднее — с Дереном, Вламинком, Дюфи и Фриезом. В Осеннем салоне 1905 и Салоне независимых 1906 Марке выставлялся вместе с художниками этой группы, получившей название фовистов. В фовистских пейзажах Марке, при всей хроматической насыщенности, сохраняются пространственные отношения, распределение интенсивных цветов следует за движением планов в глубину (Гавань в Ментоне, 1905, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Регата в Фекане, 1906, Париж, Нац. музей современного искусства). В ранних портретах Марке выразительность осанки, жеста выявлена четко очерченным силуэтом фигуры, выделяющейся на нейтральном фоне (Андре Рувейр, 1904, Париж, Нац. музей современного искусства; Сержант колониальных войск, 1906, Бордо, Музей изящных искусств). С 1907 Марке, отказавшись от условной экспрессии фовизма, вырабатывает собственную живописную систему. В его городских пейзажах отстраненно-созерцательная позиция сочетается с интимным переживанием натуры. Виды Парижа написаны с высокой точки наблюдения, открывающей дали, гладь Сены, пересеченной дугами мостов, перспективы улиц и набережных, уплывающих в сторону и теряющихся за крышами домов. Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков (Солнце над Парижем, 1907, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Дождливый день в Париже. Нотр-Дам, 1910, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Набережная Бурбон зимой, 1908, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). С конца 1900-х Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 совершил поездку в Советский Союз. В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление (Везувий, 1909, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Порт в Роттердаме, 1914, Париж, Нац. музей современного искусства; Гамбургский порт, 1909, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Гаврский порт, 1934, Париж, частное собрание). Некоторые работы 1920-х сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций (Ла Рошель. Выход парусных лодок, 1920; Сабль д’Олонь. Парусные лодки, 1921; Триель, 1931, все — Париж, частные собрания). В период 1930-х в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов (Новый мост ночью, 1937, Париж, Нац. музей современного искусства; Ночной Париж, 1937, Париж, частное собрание). Годы оккупации Марке провел в Алжире. В 1945 вернулся в Париж. Марке проявил себя как талантливый рисовальщик, иллюстратор, мастер акварельной живописи.
Лит.: Марке М. Альбер Марке. М., 1969; Альбер Марке: Альбом / Авт.-сост. М. Герман. М., 1972; Леняшина Н. Альбер Марке. Л., 1975.
В. Крючкова
0.00 байт
Lex Angliorum. К вопросу о первой английской марке Франкской империи
В статье рассматривается вопрос об этнической интерпретации «англов» в названии раннесредневекового франкского законодательного свода Lex Angliorum et Werinorum, hoc est Thuringorum.