система философских, экономических и социально-политических взглядов о познании и революционном преобразовании мира, о законах развития общества, природы и мышления, о законах революционной борьбы рабочего класса, трудящихся за свержение капитализма, построения социалистического и коммунистического общества. Оказала огромное влияние на жизнь всей планеты в XX., привела во второй половине XX в. к созданию стран социалистического содружества во главе с СССР и КНР. Основоположники марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс, выдающийся вклад в его развитие внес В. И. Ленин, под руководством которого партия большевиков (См.) осуществила в октябре—ноябре 1917 г. победоносную Октябрьскую революцию. Марксизм возник на почве критической переработки немецкой классической философии, английской политэкономии и французского утопического социализма. Он стал идеологической основой для действия революционных партий. В. И. Ленин применил метод материалистической диалектики к новым условиям начала XX в. и I мировой войны, вызванной всеобщим кризисом. В результате победы коммунистов и образования могучего тоталитарного государства — СССР с единой господствующей государственной идеологией - М. Л., единственной легальной партией — КПСС выросло и международное противостояние с буржуазным миром, и в первую очередь США. Однако эффективность социалистического производства, производительность труда — вечная забота советских руководителей — значительно отставали от капиталистической, и достичь военного паритета Советскому Союзу вместе со странами Варшавского договора в противовес НАТО стоило значительно больших усилий, что отрицательно сказывалось на жизненном уровне трудящихся. Глубокие внутренние противоречия системы, тщательно скрываемые, исподволь подтачивали ее могущество. Этому же способствовала неустанная борьба западных держав за превращение СССР в страну типа западных демократий. «Научный характер» М. Л., о котором неустанно говорили идеологи, все же не дал возможность закосневшим коммунистическим лидерам увидеть критическую опасность сложившегося положения, и на рубеже 90-х годов, во многом благодаря неуклюжести затеянной в стране «перестройки», которая была начата без серьезной проработанной концепции, советская социалистическая система стала разрушаться. В 1991 году СССР формально прекратил существование. Перед этим сменили ориентацию и бывшие страны социалистического содружества. Идеи М. Л., дополненные вкладом Мао Дзедуна, продолжат официально пропагандировать в КНР. В России их используют неокоммунисты, в первую очередь КПРФ Г. Зюганова и РКРП В. Тюлькина, ВКП(б) Н. Андреевой и ряд других общественных движений.
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
учение о наиболее общих законах развития природы и общества, о революции рабочего класса, угнетенных и эксплуатируемых масс, о победе социализма и строительстве коммунистич. общества; идеология, революц. мировоззрение рабочего класса, коммунистич. и рабочих партий. Основоположниками марксизма выступили К. Маркс и Ф. Энгельс. Продолжателем их дела и учения явился В. И. Ленин, развивший марксизм в новых ист. условиях. В совр. эпоху коммунистич. и рабочие партии продолжают развивать М.-л., обогащая его новыми положениями. Марксизм возник в 40-х гг. 19 в., когда в странах Зап. Европы уже сложился капиталистич. строй и обострились клас. противоречия между буржуазией и пролетариатом, когда пролетариат вышел на историч. сцену как самостоят. обществ. сила. Марксизм явился научным выражением коренных интересов рабочего класса и в то же время закономерным результатом предшествующего идейного развития общества. Маркс дал ответы на вопросы, к-рые поставила передовая мысль человечества и революц. движение пролетариата. Учение Маркса возникло как прямое продолжение учения великих представителей обществ. науки и революц. борьбы: "оно есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма" (Ленин В. И., Соч., т. 19, с. 3-4). Критически переработав учение своих предшественников, Маркс и Энгельс совершили революц. переворот во взглядах на общество. Вскрыв объективную, материальную основу и закономерности обществ. развития, решающую роль народных масс в истории, они превратили социологию в науку (см. Исторический материализм). Маркс и Энгельс открыли и обосновали всемирно-ист. роль пролетариата как могильщика капитализма и создателя нового, ком-мунистич. общества. Они показали, что клас. борьба рабочего класса неизбежно должна привести к победе социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата, необходимой для подавления сопротивления эксплуататоров и построения социалистич. общества. Маркс и Энгельс соединили теорию социализма и практику клас. борьбы пролетариата, разработали ее программу и тактику. Принимая активное участие в рабочем движении, они основали Союз коммунистов, заложили основы революц. партии нем. рабочего класса и создали Междунар. Товарищество Рабочих - 1-й Интернационал (см. Интернационал 1-й). Маркс и Энгельс вели непримиримую борьбу против бурж. и мелкобурж. влияния на пролетариат, против прудонистов и лассальянцев, реформистов, анархистов, сектантов. В защите и пропаганде марксизма на междунар. арене активно участвовали П. Лафарг, В. Либкнехт, А. Бебель, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов, К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин и др. видные деятели междунар. рабочего движения. Во 2-й пол. 19 в. марксизм одержал победу над мелкобурж. и утопич. формами социализма в рабочем движении. В это время марксизм проник в Россию. Значит. роль в его распространении сыграли Г. В. Плеханов, Группа "Освобождение труда" и др. После смерти Маркса и Энгельса усилились оппортунистич. течения в рабочих партиях Европы и Америки. Признавая марксизм на словах, оппортунисты (Э. Бернштейн и др.) на деле ревизовали его существо, отказывались от теории клас. борьбы, пролетарской революции и диктатуры пролетариата, т.е. от коренных его положений. Против ревизионистов в кон. 19 - нач. 20 вв. выступили Плеханов и др. марксисты России и социалистич. партий Зап. Европы. Решительный отпор ревизионизму дал Ленин, разоблачивший оппортунистов как агентуру буржуазии в рабочем движении. Ленин также разоблачал доктринерство, героев "левой" фразы, боролся со всеми попытками превратить теорию М.-л. в собрание застывших догм. Ленин не только отстоял марксизм; он, творчески применяя это учение в новых ист. условиях, обогатил его многими положениями, развил все его составные части. Ленинизм есть марксизм эпохи империализма, пролетарских и нац.-освободит. революций, эпохи перехода от капитализма к коммунизму. Одна из осн. черт М.-л. - единство теории и практики. Марксистско-ленинская теория вооружает рабочий класс знанием законов обществ. развития и политич. борьбы, помогает вскрыть внутр. связь событий, соотношение клас. сил в настоящем и тенденции их дальнейшего развития. Она освещает пути завоевания диктатуры пролетариата и строительства социализма, является надежным компасом трудящихся на пути к коммунизму. Победа Великой Окт. социалистич. революции 1917 явилась величайшим торжеством марксистско-ленинской теории. Под знаменем М.-л. строят социализм трудящиеся стран социалистич. содружества. На основе М.-л., во главе с революц. пролетариатом, ведут борьбу нар. массы капиталистич. стран против сил реакции и империализма. М.-л. указывает угнетенным народам пути и сродства освобождения от колониализма. М.-л. является методологией совр. науки, особенно истории и всех общественных наук. М.-л. - политич. наука, последовательно отстаивающая интересы рабочего класса, нар. масс, открыто поддерживающая все политич. силы, борющиеся за демократию, нац. освобождение народов, за социализм и коммунизм. Осн. составными частями М.-л. являются диалектич. и историч. материализм, экономич. учение, теория науч. коммунизма. Философией М.-л. является диалектич. и историч. материализм, составляющий основу мировоззрения революц. пролетариата, основу науч. коммунизма. Материализм франц., англ., нем. предшественников Маркса был преим. механическим, метафизическим, недиалектическим. При объяснении явлений обществ. жизни прежние материалисты стояли на позициях идеализма, не понимали значения революц. практич. деятельности. "Философы лишь различным образом объясняли мир, - писал Маркс, - но дело заключается в том, чтобы изменить его" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 4). Маркс и Энгельс устранили эти недостатки и создали диалектич. материализм, появление к-рого было великим переворотом в философии. Диалектич. материализм исходит из признания того, что мир материален, все существующее в природе представляет собой различные формы движущейся материи. Материя и движение неразрывны, движение - это способ существования материи. Осн. формами существования материи являются пространство и время. Совр. естествознание полностью подтверждает положение о неразрывном единстве материи, движения, пространства и времени. Человек с его сознанием сам является продуктом природы и обществ. развития. Сознание - продукт высокоорганизованной материи, функция мозга общественного человека. Осн. положение материализма гласит: бытие первично, сознание вторично. В противоположность агностикам, диалектич. материализм признает возможность познания объективного мира. Наши ощущения, представления и понятия способны давать нам объективную истину, такое содержание, к-рое не зависит от человека. В мире нет непознаваемых вещей и явлений, есть вещи еще не познанные, к-рые познаются и осваиваются нами. Человеч. познание не сразу и не целиком отражает объективную истину, оно углубляется с развитием науки и практики. В каждой относит. истине есть частица абсолютной истины, из суммы относит. истин слагается все более полное знание. Обществ. практика, т. е. произ-во, обществ. деятельность, научный эксперимент, является основой познания и критерием истины. Материалистич. диалектика учит, что мир не состоит из законченных и неизменных предметов, а представляет собой совокупность процессов, где предметы находятся в непрерывном изменении, как и отражающие их наши понятия и представления. Идею развития не отрицают мн. бурж. философы и социологи, но они понимают развитие лишь как постепенную эволюцию. М.-л. признает диалектич. концепцию развития, к-рая неизмеримо богаче содержанием, полнее и глубже отражает процесс развития объективного мира. Ядром диалектики является единство и борьба противоположностей, противоречие, т. к. именно оно вскрывает источник самодвижения всех процессов и явлений. Диалектика - душа марксизма-ленинизма. Маркс и Энгельс последовательно продолжили, распространили материализм на область обществ. явлений, на историю. Историч. материализм устранил недостатки прежних ист. теорий, к-рые рассматривали лишь идейные мотивы деятельности людей и не могли вскрыть объективных законов развития общества, не учитывали действия нар. масс, обществ. условий их жизни и изменений этих условий. В основе жизни общества, учит М.-л., лежит произ-во материальных благ, необходимых для существования людей. Характер общества определяется способом производства материальных благ. Совокупность определенных производств. отношений с присущим им делением общества на классы и всеми формами надстройки, вырастающими на основе данного способа произ-ва, составляет общественно-экономич. формацию, конкретное общество, к-рое развивается как естественно-ист. процесс. Ни одна обществ. формация не погибает, пока она дает простор для развития производит. сил, и новая формация не возникает раньше, чем созреют для нее материальные условия. История знает 5 осн. типов производств. отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический (первая фаза коммунизма). Производит. силы являются той общей основой, к-рая создает связь и преемственность между формациями. Каждое новое поколение застает готовые производит. силы и достижения науки, техники, культуры и развивает их дальше. На экономич. базисе общества вырастает сложная надстройка учреждений и идей. Передовые идеи и учреждения играют огромную прогрессивную роль. М.-л. вскрыл решающую роль нар. масс как подлинных творцов истории. В антагонистич. обществах массы делятся на классы, к-рые отличаются между собой по своему отношению к средствам произ-ва, по условиям жизни и положению в обществе, причем одни классы эксплуатируют др. классы. Различие в экономич. положении, противоположность коренных интересов порождают борьбу между классами. Клас. борьба представляет собой в антагонистич. формациях движущую силу ист. развития. Прежние ист. теории рассматривали противоречивую жизнь общества как нагромождение случайных событий. Марксизм своей теорией классов и классовой борьбы дал руководящую нить, к-рая позволяет открыть в этом кажущемся хаосе закономерную связь и последовательность ист. явлений. В новых ист. условиях, обобщив итоги развития естествознания, обществ. наук и революц. борьбы пролетариата, Ленин обогатил диалектич. и ист. материализм рядом новых положений. Он развил учение о материалистич. диалектике, о единстве и борьбе противоположностей как ее ядре, о закономерностях обществ. развития в период империализма и социалистич. революций, о двух фазах коммунистического общества и др. Ленин дал развернутую критику идеалистич. течений кон. 19 и нач. 20 вв. - неокантианства, махизма, эмпириокритицизма и др., а также вульгарного материализма. Экономическое учение М.-л. исследует производств. отношения капиталистич. общества в их возникновении, развитии и упадке, развитие производств. отношений социалистич. и коммунистич. общества. Предшественники Маркса, особенно англ. экономисты А. Смит и Д. Рикардо, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс не только строго обосновал и последовательно развил эту теорию, но создал теорию прибавочной стоимости, вскрыл источник и сущность капиталистич. эксплуатации пролетариата. Теория прибавочной стоимости является краеугольным камнем экономич. учения Маркса. Погоня за прибавочной стоимостью и ее увеличением является целью капиталистов, осн. экономич. законом развития капиталистич. произ-ва. Гл. труд Маркса "Капитал" посвящен открытию закона движения бурж. общества, всестороннему анализу экономич. строя капитализма. По мере развития капитализма обостряются его противоречия, конкуренция, анархия обществ. произ-ва, особенно его осн. противоречие - между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. присвоением продуктов этого произ-ва. Капитализм создает материальные условия для более высокого способа произ-ва, объединяет массы пролетариата и тем самым подготовляет революц. переход к социализму. Ленин развил дальше экономич. учение Маркса, дал всестороннюю разработку теории империализма, как высшей и последней стадии капитализма. Обострение всех противоречий капитализма: между трудом и капиталом, между империалистич. гос-вами, между колониями и метрополиями - говорит о том, что империализм есть канун социалистич. революции. Огромное значение имеет открытый Лениным закон неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в период империализма. Ленин дал анализ общего кризиса капитализма, наступившего в период 1-й мировой войны и усилившегося после победы Окт. революции в СССР. Ленин вскрыл закономерности перехода от капитализма к социализму, разработал основы политич. экономии социализма. Обобществление средств производства и плановое ведение нар. х-ва ликвидируют анархию обществ. производства, экономич. кризисы и безработицу. Социалистич. производств. отношения обеспечивают полный простор для развития производит. сил и действия закона планомерного, пропорционального развития нар. х-ва. В новых социалистич. условиях используются система товарно-денежных отношений и экономич. рычаги развития производства: цена, прибыль, хозрасчет, рентабельность, кредит, материальная заинтересованность и др. Плановое руководство нар. х-вом, использование достижений научно-технич. прогресса, экономич. и моральных стимулов производства, творческое участие нар. масс в социалистич. строительстве обеспечивают неуклонный рост производительности труда, высокие темпы развития производства и расширяющееся удовлетворение растущих потребностей народа - цель социалистич. производства. Важнейшими положениями плана построения социалистич. общества в СССР, разработанного Лениным, являются: индустриализация страны, коллективизация с. х-ва и культурная революция. Исходя из экономич. учения М.-л. и анализа конкретных условий каждой страны, коммунистические партии разрабатывают экономич. политику социалистич. государств. Теория научного коммунизма охватывает вопросы клас. борьбы рабочего класса, социалистич. революции, диктатуры пролетариата, строительства социализма и коммунизма. Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку и соединили науч. социализм с рабочим движением. До Маркса социалисты-утописты - А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др., дали критику пороков капиталистич. общества, однако, не понимая законов развития общества, не могли вскрыть сущность наемного рабства, революц. роль пролетариата. Предшественниками науч. социализма в России были революц. демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский (см. Утопический социализм). Маркс и Энгельс разработали вопросы социализма в соответствии со своим диалектико-материалистич. мировоззрением. Они показали, что неизбежность превращения капиталистич. общества в социалистическое определяется объективными экономич. законами движения капитализма. Пролетариат - единств. обществ. сила, способная покончить с эксплуатацией и создать коммунистич. общество. Революция нужна ему не только для свержения господства эксплуататоров, но и для того, чтобы в ходе ее самому очиститься от бурж. пережитков, перевоспитаться, стать способным построить коммунизм. Пролетариат, как наиболее революц. класс, имеющий ясную перспективу и разработанную программу борьбы, опирающуюся на науч. теорию, как организованный и закаленный авангард трудящихся, выступает руководителем борьбы масс против капитала. Маркс и Энгельс, исходя из ист. условий 19 в., считали, что социалистич. революция может победить только одновременно в осн. капиталистич. странах. Это положение было правильно для эпохи домонополистич. капитализма. Ленин, исходя из закона неравномерности развития капитализма в эпоху империализма и учитывая неравномерное созревание рабочего движения в разных странах, сделал вывод о возможности победы социализма первоначально в неск. странах или даже в одной, отдельно взятой капиталистич. стране и невозможности одновременной победы пролетариата во всех странах. Опираясь на идеи Маркса о непрерывной революции, Ленин разработал теорию перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую, отбросив оппортунистич. теорию о длительном (в 50-100 лет) разрыве между ними. Это были новые положения, обогатившие марксизм и имевшие большое значение для рабочего движения. Опираясь на положения Маркса и Энгельса, Ленин разработал стратегию и тактику как науку о руководстве клас. борьбой пролетариата. На основе этой теории рабочий класс России совершил Окт. социалистич. революцию. Социалистич. революция приводит к установлению диктатуры пролетариата в той или иной форме. Общие положения о диктатуре пролетариата впервые сформулировали Маркс и Энгельс на основе обобщения опыта клас. борьбы пролетариата в 1848 и особенно на опыте Парижской Коммуны 1871. Обобщив революц. опыт рабочего класса России и др. стран, Ленин всесторонне разработал теорию диктатуры пролетариата, выдвинул положение о разнообразии форм диктатуры пролетариата, что вызывается различными условиями жизни, ист. и нац. традициями разных народов. Маркс и Энгельс указывали на необходимость союза рабочего класса с крестьянством. Ленин развил это положение, он считал этот союз, руководимый рабочим классом, высшим принципом диктатуры пролетариата. Ленин определил диктатуру пролетариата как новый тип и высшую форму демократии, к-рой пользуются широчайшие нар. массы. Важное место в М.-л. занимает национальный вопрос, осн. идеи по к-рому дали еще Маркс и Энгельс. Ленин связал нац. вопрос с колониальным, развил положения об условиях освобождения колониальных и угнетенных народов от гнета империализма. В качестве осн. требования он выдвинул право наций на самоопределение, вплоть до отделения. Марксистско-ленинская нац. политика нашла свое воплощение в дружбе народов в СССР, в пролетарском интернационализме и тесном сотрудничестве народов стран социалистич. содружества, в помощи социалистич. стран делу освобождения народов колоний и зависимых стран от ига империализма. М.-л. дал науч. характеристику коммунистической обществ. формации, двух фаз в развитии коммунизма (см. Социализм, Коммунизм). Победа пролетарской революции, строитедьство социализма и коммунизма возможны только при руководстве марксистской партии. Исходя из положений о партии, данных Марксом и Энгельсом, и обобщив опыт рабочего движения, Ленин создал целостное учение о партии. Партия является высшей формой клас. орг-ции, объединяющей деятельность всех орг-ций рабочего класса и направляющей их к единой цели. Сила партии в ее неразрывной связи с массами, в пролетарском интернационализме. Ленин разработал орг. основы партии, учение о демократическом централизме. Под руководством Ленина рабочий класс России создал партию нового типа - Коммунистическую партию Советского Союза. Вел. Окт. социалистич. революция, совершенная рабочим классом России под руководством Коммунистич. партии, возглавляемой Лениным, на основе теории М.-л. открыла новую эпоху всемирной истории - эпоху перехода от капитализма к социализму, положила начало мощному подъему революц. борьбы междунар. рабочего класса и нац.-освободит. движения. На идейной основе М.-л., по инициативе и под руководством Ленина, в 1919 был создан 3-й, Коммунистический Интернационал, к-рый сыграл большую роль в формировании и развитии молодых коммунистич. партий, в разработке революц. тактики пролетариата в период между двумя войнами (борьба за единый рабочий и народный фронт, мобилизация масс на борьбу против опасности фашизма и новой мировой войны и др.). После 2-й мировой войны 1939-45 сложилась мировая система социализма. На основе нового опыта коммунистич. партии в решениях своих съездов и конференций, в док-тах междунар. совещаний, в теоретич. произведениях своих руководителей продолжают разрабатывать М.-л. Коллективный опыт социалистич. стран обогатил теорию М.-л. рядом новых положений: была создана и исторически проверена новая форма диктатуры пролетариата - строй народной демократии; применены новые формы экономич. политики с широким использованием разнообразных форм гос. капитализма; разные формы кооперирования крестьянства; особенности во взаимоотношении классов и в способах ликвидации эксплуататоров; доказана необходимость нового типа междунар. разделения труда на основе социализма; наличие общих закономерностей строительства социализма, несмотря на экономич., нац., историч., культурные и т. п. особенности отдельных стран, к-рые необходимо учитывать, и др. Большой вклад в развитие теории М.-л. вносит КПСС. Прокладывая неизведанные пути к коммунизму, она вскрывает закономерности строительства нового общества, активно участвует в разработке вопросов междунар. коммунистич. и рабочего движения, нац.-освободит. борьбы. В борьбе за победу Окт. социалистич. революции Коммунистич. партия развила, конкретизировала и впервые в мире осуществила на практике марксистско-ленинскую теорию, стратегию и тактику социалистич. революции. Программа РКП(б), разработанная под руководством Ленина и принятая VIII съездом партии в 1919, осветила пути социалистич. строительства в Сов. стране. В выступлениях Ленина на X и XI парт. съездах, в его статьях и письмах партия получила научно обоснованный план строительства социализма, глубокий анализ путей развития мирового революц. движения. В материалах и решениях XII, XIII, XIV, XV, XVI и XVII съездов партии были конкретизированы ленинские указания о путях социалистич. индустриализации страны и социалистич. перестройки с. х-ва. В идейно-политич. борьбе против троцкистов, правых уклонистов и бурж. националистов Коммунистич. партия отстояла и развила ленинскую теорию социалистического строительства и обеспечила построение социализма. Серьезным препятствием на путях творч. развития теории М.-л. был культ личности Сталина. Разоблачение вредных последствий культа Сталина, восстановление ленинских норм партийной и обществ. жизни имело огромное значение для творч. развития идей М.-л. Двадцатый съезд КПСС (1956) развил ленинское положение о возможности мирного сосуществования стран с разным общественно-политич. строем, обосновал возможность предотвращения войн в совр. эпоху, выдвинул вопрос о неизбежности различных форм перехода разных стран к социализму, а также возможности разных путей осуществления социалистич. революции - вооруженного восстания рабочего класса или - при определенных условиях, на основе мощного развития классовой борьбы трудящихся - мирного завоевания власти пролетариатом. Двадцать первый съезд КПСС (1959) выдвинул важное теоретич. положение, что социализм в СССР победил не только полностью, но и окончательно, что Сов. Союз вступил в период развернутого строительства коммунистич. общества. Двадцать второй съезд КПСС (1961) принял новую Программу Коммунистической партии Советского Союза - программу построения коммунистич. общества в СССР. В ней обоснован ряд важнейших положений, развивающих теорию науч. коммунизма и М.-л. в целом: о завершении диктатурой пролетариата своей историч. миссии в СССР и процессе перерастания гос-ва диктатуры пролетариата в общенародное социалистич. гос-во, о превращении КПСС во всенародную партию. Программа определила основные задачи строительства коммунизма: построение его материально-технич. базы, формирование коммунистич. обществ. отношений и воспитание всесторонне развитого человека коммунистич. общества, указала пути и средства развития и совершенствования социалистич. государственности и демократии. В ней разработаны вопросы о характере совр. эпохи, о новом этапе общего кризиса капитализма, о путях и условиях победы социалистич. революции, о соотношении общедемократич. и социалистич. задач рабочего класса, о союзе сил социализма и нац.-освободит. движения. Новая программа КПСС является выдающимся док-том творческого М.-л., представляющего науч. фундамент внутр. и внеш. политики партии. Принципиальное значение имеют решения Октябрьского (1964), Мартовского и Сентябрьского (1965) пленумов ЦК КПСС, развивающие ленинские положения о научных основах руководства народным хозяйством, в соответствии с объективными законами социализма, к-рые исключают субъективизм и волюнтаризм в руководстве. Документы XXIII съезда КПСС являются новым шагом в развитии всех составных частей М.-л. - философии, политич. экономии, науч. коммунизма, а также в науч. обосновании внутриполитич. и внешнеполитич. курсов партии и Сов. гос-ва. В решениях съезда нашло воплощение неразрывное единство теории и практики. В них нашли отражение и развитие те вопросы М.-л., к-рые непосредственно связаны с переходом от социализма к коммунизму. В работе и решениях съезда получила свое дальнейшее развитие экономич. политика КПСС. В соответствии с ней съезд определил главные политич. и социально-экономич. задачи новой пятилетки (1966-1970) - крупного шага на пути к коммунизму, поставил задачи всемерного использования достижений науки и техники, ускорения научно-технич. прогресса, повышения эффективности производства. В материалах съезда нашли марксистско-ленинское обоснование коренные вопросы мирового обществ. развития: обобщен опыт борьбы КПСС и др. коммунистич. партий за укрепление мировой системы социализма, показана возрастающая роль этой системы в мировом революц. процессе, дан анализ процессов, происходящих в капиталистич. мире, показано углубление общего кризиса капитализма, рост агрессивности и реакционности империализма; содержится характеристика коммунистич. движения, его роста и усиливающегося влияния на судьбы человечества, дана развернутая характеристика нац.-освободит. движения, обоснована внешняя политика СССР в борьбе против империалистич. агрессии, за мир и международную безопасность. Учение М.-л., проникнутое идеями пролетарского интернационализма, включает в себя обязат. требование учитывать национальные особенности в подходе компартий каждой страны к решению единых задач междунар. коммунистич. и рабочего движения. М.-л. - идейная основа единства взглядов и действий нац. отрядов мирового коммунистич. движения. Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве 1957 и 1960, а также съезды братских коммунистич. партий обогатили теорию М.-л. рядом важных новых положений. В их решениях отмечается неизбежность разнообразных форм и методов строительства социализма в разных странах, сформулированы общие закономерности завоевания власти трудящимися и построения социализма: руководство трудящимися массами со стороны рабочего класса и марксистских партий, проведение пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата в той или иной форме, союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся масс, ликвидация капиталистич. собственности на средства произ-ва, социалистич. преобразование с. х-ва и др.; возможность не только немирного, но при известных условиях и мирного пути развития революции, без вооруж. восстания и гражд. войны; возможность переходных форм в процессе строительства социализма; необходимость творч. использования общих закономерностей, с учетом особенностей отдельных стран. Большое значение имеют такие теоретич. положения, как характеристика совр. эпохи - перехода от капитализма к социализму, основным противоречием к-рой является борьба между социализмом и империализмом; оценка совр. этапа общего кризиса капитализма; определение задач совр. рабочего движения; разработка вопросов теории и политики единого фронта трудящихся в борьбе против сил реакции; вскрытие обострения противоречия между монополистич. буржуазией и нар. массами; лозунг о сочетании борьбы за демократию и мир с борьбой за социализм и др. Важную роль играет вывод о том, что мировая социалистич. система превращается в решающий фактор развития человеч. общества. "В центре современной эпохи стоит международный рабочий класс и его главное детище - мировая система социализма. Они являются залогом победы в борьбе за мир, демократию, национальное освобождение, социализм и прогресс человечества" ("Заявление Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий"). В решениях Совещаний уделяется особое внимание единству мирового коммунистич. движения на идейной основе М.-л. и пролетарского интернационализма, в борьбе против империализма. Сплочение и единство рядов коммунистич. и рабочих партий - гл. источник силы и непобедимости социалистич. содружества в целом и каждой его страны в отдельности, гарантия успеха междунар. рабочего движения в борьбе за демократию и социализм. В решениях Совещаний дано науч. освещение мощного нац.-освободит. движения, развернувшегося после 2-й мировой войны и приведшего к крушению колониальной системы. Обоснован ряд положений, развивающих учение М.-л. о нац.-колониальных революциях, напр. дальнейшая разработка ленинской идеи о некапиталистич. пути развития ранее отсталых стран, о тактике и руководстве нац.-освободит. движением, о взаимоотношениях между социальными группами населения, об отношении к нац. буржуазии на разных этапах, о едином нац. фронте борьбы против империализма и внутр. реакц. сил, о переходных формах экономич. и политич. орг-ций общества отсталых стран на путях к социализму; о принципах связи с социалистич. странами и др. Междунар. совещания, съезды коммунистич. и рабочих партий, их программы требуют от коммунистов решит. борьбы против бурж. идеологии и ее влияния на трудящихся, против правого и левого оппортунизма, догматизма и сектантства. М.-л. - не догма, а руководство для действия, науч. познания действительности и революц. борьбы пролетариата. Диалектич. метод М.-л. требует конкретного применения теории, учета изменяющихся условий. Суть его состоит, как учил Ленин, в конкретном анализе конкретной ситуации. Однако творческое применение положений М.-л. с учетом изменяющихся условий и особенностей той или иной группы стран не означает, что могут быть разные виды М.-л. по нац. или терр. признаку - один М.-л. для зап. стран, другой - для стран Востока. Есть единый, целостный М.-л., принципы, осн. положения к-рого разработаны Марксом, Энгельсом и Лениным и к-рые творчески развиваются дальше коммунистич. и рабочими партиями на основе обобщения нового опыта революц. борьбы масс. Опыт СССР и др. социалистич. стран, революц. борьбы рабочего класса в капиталистич. странах и нац.-освободит. движения полностью подтверждает правоту М.-л. Под знаменем М.-л. строит социализм уже третья часть человечества. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Маркс К., К критике политич. экономии, там же, т. 13; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же, Тезисы о Фейербахе, там же, т. 21; его же, Капитал, т. 1-4, там же, т. 23-26; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; его же, Людвиг Фейербах и конец классич. немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, его же, Фридрих Энгельс, там же, т. 2; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 7; его же, Две тактики социал-демократии в демократической революции, там же, т. 9; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Марксизм и ревизионизм, там же, т. 15; его же, Исторические судьбы учения Карла Маркса, там же, т. 18; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, Марксизм и реформизм, там же; его же, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, О компромиссах, там же; его же, Марксизм и восстание, там же, т. 26; его же, Советы постороннего, там же; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 31; его же, О кооперации, там же, т. 33; XX съезд КПСС. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд КПСС. Стенографич. отчет, ч. 1-2, М., 1959; XXII съезд КПСС. Стенографич. отчет, ч. 1-3, М., 1962; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Программа КПСС, M., 1961, Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа и устав Коммунистич. Интернационала, М., 1937; Коммунистич. Интернационал в документах. 1919-1932, М., 1933; Плеханов Г. В., Наши разногласия, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его же, К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, там же; его же, Бернштейн и материализм, там же, т. 2; его же, Критика наших критиков, там же; его же, Основные вопросы марксизма, там же, т. 3; его же, Materialismys militans (ответ т. Богданову), там же; Лафарг П., Экономический детерминизм Карла Маркса, пер. с франц., 2 изд., М.-Л., 1928; Меринг Ф., К. Маркс и Ф. Энгельс - создатели научного коммунизма, (пер. с нем.), М., 1960. П. С. Черемных. Москва.