МАРСИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРСИИ
персонаж греческой мифологии, вначале — речное божество, хозяин одноименной реки в Малой Азии, позднее, в общегреческом пантеоне – спутник в свите Диониса.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МАРСИЙ
в греч. миф. первонач. бог одноим. притока р. Меандра (М. Азия), затем один из силенов, спутников бога Диониса. Согл. мифу, М. дерзнул вступить в муз. состязание с богом Аполлоном, к-рый победив М., велел содрать с него кожу.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Марсий
(лат. Marsyas), в греч. мифологии фригийский сатир или силен; когда Афина бросила флейту, потому что при игре у нее искажалось лицо, М. подобрал музыкальный инструмент и достиг величайшего мастерства. Аполлон, которого М. вызвал на состязание, победил его и ободрал с него живого кожу. Его кровь (или пролитые по нему слезы) превратились в одноим. поток (статуи Мирона и Микеланджело). Наказание М. отображено в живописи (Тинторетто, Рубенс, Тьеполо).

Источник: Словарь античности. 1989

Марсий
в греческой мифологии сатир или силен, сын Эагра. Был родом из Фригии. Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной. Последняя бросила флейту, т. к. увидела, как безобразно раздувались ее щеки при игре. Марсий достиг совершенства в игре на флейте и, возгордясь, вызвал на состязание Аполлона. Дерзкое соперничество завершилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия (его музыка отличалась фригийским исступленным характером — флейта с бубнами, трещотками), но и ободрал с него кожу. Эта кожа висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр. При звуках флейты кожа начинала шевелиться, но становилась неподвижной при исполнении песен в честь Аполлона. Марсий был оплакан нимфами, сатирами. Его кровь превратилась в одноименный поток. Флейта Марсия была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды и принесена в дар Аполлону.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МАРСИЙ
   • Marsўas,
         ???????,
       1. сын Олимпа, или Гиагниса, или Эагра, фригийский силен, представлявший собой, олицетворение игры на флейте в культе Кибелы, в противоположность Аполлоновой кифаристике у греков. Рассказывают, что он нашел флейту, брошенную Афиною, и вступил в состязание с Аполлоном, но был побежден. Аполлон содрал с него кожу и повесил ее в пещере, во фригийском городе Келенах, где находились источники реки М.; рассказывали, что эта кожа трепещет как бы от радости, когда в пещере играют на флейте. Hdt. 7, 26. Хеn. Anab. 1, 2, 8. Ov. met. 6, 382. Ov. fast. 6, 703. Состязание М. часто служило темой для скульптуры и живописи;
       2. историк из города Пеллы, сводный брат Антигона, воспитывался вместе с Александром и впоследствии был полководцем Деметрия Полиоркета; написал 10 книг ?????о????, где изложил события от первого царя до похода Александра из Египта в Сирию; он же, говорят, написал и о воспитании Александра; приписываемые же ему 12 книг ??????, по всей вероятности, принадлежат младшему М., сыну Критофема из города Филиппы, которому приписываются еще и другие сочинения. ср.: M?ller, fragm. script. Alex. m. p. 40;
       3. географическое название:
         a) небольшая река во Фригии, которая, по Ксенофонту (An. 1, 2, 8), вытекала из скалы на торговой площади в Келенах (ср. Hdt. 7, 26. Curt. 3, 1), а по Страбону и Плинию, она имела свои источники в долине Авлокрене, лежащей в 10 римских милях от Апамеи; оба известия можно согласовать предположением подземного течения реки. У Апамеи она соединяется с рекой Меандром;
         b) другой приток Меандра в Карии, протекавший мимо города Алабанд и впадающий в главную реку при городе Траллах, н. Чина. Hdt. 5, 118.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Марсий
греч. Marsyas)
   в греческой мифологии сатир, один из спутников Диониса. Найдя выброшенную Афиной флейту, он настолько овладел искусством игры на ней, что осмелился вызвать на поединок Аполлона. Победив М., Аполлон содрал с него кожу, повесил во Фригии на дерево, которое всегда содрогалось от звуков флейты.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Фригийский флейтист, которого иногда считали Силеном. Марсий подобрал флейту, которую Афина сначала сделала, а потом выбросила, и научился на ней играть. Марсий был настолько доволен своими успехами, что осмелился вызвать на музыкальное соревнование самого Аполлона. Судьями на этом соревновании стали Музы. Аполлон победил и, привязав Марсия к дереву, содрал с него кожу. Овидий добавляет к этому, что все лесные боги и звери оплакивали Марсия, и из этих слез возникла река Меандр. Наверное, этот случай - самое жестокое проявление нетерпимости олимпийцев к любому посягательству на их превосходство. По римским копиям известна скульптурная группа, изображающая Афину и Марсия, работы греческого скульптора 5 в. до н. э. Мирона; известно также изображение Марсия, узнавшего свою судьбу и пришедшего в ужас (Пергам, 3 в. до н. э.). Платон в своем "Государстве" говорит, что в противоположность благозвучной аполлоновской лире флейта вызывает только темные дионисийские страсти. Неоплатоники считали, что, играя на флейте, Марсий таинственным образом приобщает себя к богу; а содранную кожу они считали символом внешней косной оболочки, сбросив которую Марсий обнажает свое истинное внутреннее бытие.
   Данте использует этот образ в своем воззвании к Аполлону ("Божественная комедия", Рай, 1). Для христианских моралистов Марсий был символом наказанной человеческой гордыни, позже победу Аполлона над Марсием стали считать символом превосходства божественной гармонии над земными страстями и разума над неразумием. Марсия изображали Рафаэль, Тинторетто и Тициан. На замечательной картине Перуджино холодные и самодовольные олимпийцы контрастируют с хрупкой фигурой Марсия.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

И. Х. Черняк ранняя христианская апологетика и трактат Марсилио Фичино "о христианской религии"

И.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Концепты духовной власти из трактата Марсилия Падуанского «Защитник мира»

Ключко Борис Игоревич
В статье автор анализирует концепты духовной власти из трактата «Защитник мира». Эта тема практически не была исследована в историографии.
Читать PDF
0.00 байт

«Колье принцессы» И. Северянина и «Флейта Марсия» Б. Лившица: о способах формирования контекста в ав

Морева Юлия Сергеевна
Цель статьи рассмотреть две авторские лирические книги с точки зрения художественной циклизации и выделить основные приемы, используемые поэтами в этих поэтических книгах для формирования контекста и особой организации художествен
Читать PDF
0.00 байт

2006. 04. 010. Ача В. , Марсили О. , Нэльсон Р. Что мы знаем об инновациях? Acha V. , Marsili O. , N

Ализаде А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Непредустановленная гармония и другие «Марсианские» понятия Канта

Воронина Наталья Юрьевна
Реформирование Кантом классической новоевропейской рациональности выражается в нескольких ключевых концептах его трансцендентализма, которые без учета того нового способа мыслить, который носит название «коперниканского поворота»
Читать PDF
0.00 байт

Особенности эстетики Марсилио Фичино на основе «Комментария на “Пир” Платона» (el libro dell`amore)

Хитрун Николай Владимирович
Анализируется эстетическая концепция Фичино на базе итальянской версии комментария на «Пир» Платона (названного книгой «О любви»).
Читать PDF
0.00 байт

2010. 02. 016. Фалко Р. Марсилио Фичино и пророческий миф. Falco R. Marsilio Ficino and Vatic myth /

Лозинская Е. В.
Читать PDF
0.00 байт

Платоническое учение о «Брачном числе» и его рецепция Марсилио Фичино

Гурьянов Илья Геннадьевич
В статье рассматривается учение о «брачном числе», получившее большое распространение в платонической философской традиции, его истоки и рецепция.
Читать PDF
0.00 байт

Рецепция Михаила Пселла в контексте физических и медицинских рассуждений Марсилио Фичино

Гурьянов Илья Геннадьевич
В статье рассмотрены рецепции философского наследия византийского ученого и богослова XI в. Михаила Пселла в работах флорентийского философа-неоплатоника XV в. Марсилио Фичино.
Читать PDF
0.00 байт

Рецепция Михаила Пселла в контексте физических и медицинских рассуждения Марсилио Фичино

Гурьянов И.Г.
Статья посвящена рассмотрению рецепции философского наследия византийского ученого и богослова XI в. Михаила Пселла в работах флорентийского философа-неоплатоника XV в. Марсилио Фичино.
Читать PDF
0.00 байт

АРХИТЕКТОНИКА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (ТЕОРИЯ ФИЛОСОФИИ МАРСИАЛЯ ГЕРУ)

Кротов Артем Александрович
В статье анализируются главные положения метафилософии Марсиаля Геру: дедукция условий возможности истории философии; отличие ее от истории науки; отсутствие в ней прогресса, понимаемого как вытеснение устаревшего содержания более
Читать PDF
0.00 байт

“pacis civilium” Марсилия Падуанского: социальное благоденствие, «Здоровье» государства и функции вл

Гладков А.К.
Рассматривается «Защитник мира» Марсилия Падуанского, одно из наиболее значительных и влиятельных в интеллектуальном плане политических произведений эпохи Средневековья, представляющее оригинальные рассуждения автора о власти, зак
Читать PDF
0.00 байт

МАРСИАЛЬ ГЕРУ И АНРИ БЕРГСОН: КРАХ ИНТУИТИВИСТСКОЙ МОДЕЛИ?

Кротов Артем Александрович
В статье ставится целью анализ перспектив интуитивистской модели применительно к области историко-философского знания.
Читать PDF
0.00 байт

СЕКУЛЯРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Афанасов Николай, Павлов Александр
Текст является кратким введением в политическую философию теолога и философа Марсилия Падуанского, изложенную им главным образомв трактате «Защитник мира», а также попыткой описать эту одну из первых светских политических теологий

Похожие термины:

  • Азмадеев, Марсил Гумерович

    Ректор Татарского института переподготовки кадров и агробизнеса; родился 13 мая 1939 г. в с. Астапово; окончил Казанский государственный педагогический институт в 1972 г., доцент, кандидат экономически
  • Фичино, Марсилио

    1433—1499) — ит. гуманист, философ, представитель флорентийского неоплатонизма. Родился в семье врача в тосканском местечке Фильине. Изучал медицину и философию в ун-те Флоренции, знаток греч. языка. В
  • Марсий Младший

    греческий историк III в. до Р.Х., родом из города Филиппы. Марсий был автором несохранившейся «Истории Македонии» в 10 книгах.  
  • МАРСИЙСКАЯ ВОЙНА

       • Mars?cum bellum.          Тот гнет, под которым были у римского сената, особенно после последней Пунической войны, италийские союзники, храбрости и усилиям которых Рим и обязан был достижением свое
  • МАРСИЛЬИ

    1. (Marsili, Marsigli), Луиджи (ум. 21.VIII.1394) - итал. гуманист, последователь Петрарки. Род. во Флоренции. Монах-августинец; получил в Париже (в Сорбонне) степень магистра богословия. С 1379 жил во Флоренции. В своей
  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

    Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 - ок. 1343) - итал. политич. мыслитель, идеолог верхушки бюргерства. Род. в Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию - в Париже. Автор трактата "Защитник мира" ("Defensor pacis",
  • Элджина-Марси договор

    (ElginMarcy Treaty) первый в дипл. практике договор (подписан 5.06.1854) о взаимном снижении тарифов: при торговле США с Канадой, брит. колониями в Сев. Америке, если одна сторона снижала тарифы, другая была обяза
  • Марси поправка

    (Магсу Amendment) попытка госсекр. США У. Л. Марси добиться пересмотра Париж. декларации о запрете каперства. Во время Крымской войны Марси энергично содействовал русско-амер. сближению на антиангл. поч
  • Марси Уильям Лернд

    (Магсу William Learned), 12.12.1786-4.07.1857 --полит. деятель, дипломат. Из родовит, массачусет. семьи. В 1808-23 жил в г. Трой, Н.-Й., адвокат, финансист, близкий Олбани регентству, участник войны 1812-14. Затем в Олбани, в 1829-31
  • Твид Уильям Марси

    (Tweed William Marcy), 3.04.1823-12.04.1878парт. «босс» Н.-Й. Получил начал. образование, обучался ремеслам, вел бухгалт. книги на фабрике отца. Рано проявивш. способности к лидерству привели к избранию в 1850 старшиной д