персонаж греческой мифологии, вначале — речное божество, хозяин одноименной реки в Малой Азии, позднее, в общегреческом пантеоне – спутник в свите Диониса.
МАРСИИ
МАРСИИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАРСИЙ
в греч. миф. первонач. бог одноим. притока р. Меандра (М. Азия), затем один из силенов, спутников бога Диониса. Согл. мифу, М. дерзнул вступить в муз. состязание с богом Аполлоном, к-рый победив М., велел содрать с него кожу.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Марсий
(лат. Marsyas), в греч. мифологии фригийский сатир или силен; когда Афина бросила флейту, потому что при игре у нее искажалось лицо, М. подобрал музыкальный инструмент и достиг величайшего мастерства. Аполлон, которого М. вызвал на состязание, победил его и ободрал с него живого кожу. Его кровь (или пролитые по нему слезы) превратились в одноим. поток (статуи Мирона и Микеланджело). Наказание М. отображено в живописи (Тинторетто, Рубенс, Тьеполо).
Источник: Словарь античности. 1989
Марсий
в греческой мифологии сатир или силен, сын Эагра. Был родом из Фригии. Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной. Последняя бросила флейту, т. к. увидела, как безобразно раздувались ее щеки при игре. Марсий достиг совершенства в игре на флейте и, возгордясь, вызвал на состязание Аполлона. Дерзкое соперничество завершилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия (его музыка отличалась фригийским исступленным характером — флейта с бубнами, трещотками), но и ободрал с него кожу. Эта кожа висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр. При звуках флейты кожа начинала шевелиться, но становилась неподвижной при исполнении песен в честь Аполлона. Марсий был оплакан нимфами, сатирами. Его кровь превратилась в одноименный поток. Флейта Марсия была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды и принесена в дар Аполлону.
МАРСИЙ
• Marsўas,
???????,
1. сын Олимпа, или Гиагниса, или Эагра, фригийский силен, представлявший собой, олицетворение игры на флейте в культе Кибелы, в противоположность Аполлоновой кифаристике у греков. Рассказывают, что он нашел флейту, брошенную Афиною, и вступил в состязание с Аполлоном, но был побежден. Аполлон содрал с него кожу и повесил ее в пещере, во фригийском городе Келенах, где находились источники реки М.; рассказывали, что эта кожа трепещет как бы от радости, когда в пещере играют на флейте. Hdt. 7, 26. Хеn. Anab. 1, 2, 8. Ov. met. 6, 382. Ov. fast. 6, 703. Состязание М. часто служило темой для скульптуры и живописи;
2. историк из города Пеллы, сводный брат Антигона, воспитывался вместе с Александром и впоследствии был полководцем Деметрия Полиоркета; написал 10 книг ?????о????, где изложил события от первого царя до похода Александра из Египта в Сирию; он же, говорят, написал и о воспитании Александра; приписываемые же ему 12 книг ??????, по всей вероятности, принадлежат младшему М., сыну Критофема из города Филиппы, которому приписываются еще и другие сочинения. ср.: M?ller, fragm. script. Alex. m. p. 40;
3. географическое название:
a) небольшая река во Фригии, которая, по Ксенофонту (An. 1, 2, 8), вытекала из скалы на торговой площади в Келенах (ср. Hdt. 7, 26. Curt. 3, 1), а по Страбону и Плинию, она имела свои источники в долине Авлокрене, лежащей в 10 римских милях от Апамеи; оба известия можно согласовать предположением подземного течения реки. У Апамеи она соединяется с рекой Меандром;
b) другой приток Меандра в Карии, протекавший мимо города Алабанд и впадающий в главную реку при городе Траллах, н. Чина. Hdt. 5, 118.
???????,
1. сын Олимпа, или Гиагниса, или Эагра, фригийский силен, представлявший собой, олицетворение игры на флейте в культе Кибелы, в противоположность Аполлоновой кифаристике у греков. Рассказывают, что он нашел флейту, брошенную Афиною, и вступил в состязание с Аполлоном, но был побежден. Аполлон содрал с него кожу и повесил ее в пещере, во фригийском городе Келенах, где находились источники реки М.; рассказывали, что эта кожа трепещет как бы от радости, когда в пещере играют на флейте. Hdt. 7, 26. Хеn. Anab. 1, 2, 8. Ov. met. 6, 382. Ov. fast. 6, 703. Состязание М. часто служило темой для скульптуры и живописи;
2. историк из города Пеллы, сводный брат Антигона, воспитывался вместе с Александром и впоследствии был полководцем Деметрия Полиоркета; написал 10 книг ?????о????, где изложил события от первого царя до похода Александра из Египта в Сирию; он же, говорят, написал и о воспитании Александра; приписываемые же ему 12 книг ??????, по всей вероятности, принадлежат младшему М., сыну Критофема из города Филиппы, которому приписываются еще и другие сочинения. ср.: M?ller, fragm. script. Alex. m. p. 40;
3. географическое название:
a) небольшая река во Фригии, которая, по Ксенофонту (An. 1, 2, 8), вытекала из скалы на торговой площади в Келенах (ср. Hdt. 7, 26. Curt. 3, 1), а по Страбону и Плинию, она имела свои источники в долине Авлокрене, лежащей в 10 римских милях от Апамеи; оба известия можно согласовать предположением подземного течения реки. У Апамеи она соединяется с рекой Меандром;
b) другой приток Меандра в Карии, протекавший мимо города Алабанд и впадающий в главную реку при городе Траллах, н. Чина. Hdt. 5, 118.
Марсий
греч. Marsyas)
в греческой мифологии сатир, один из спутников Диониса. Найдя выброшенную Афиной флейту, он настолько овладел искусством игры на ней, что осмелился вызвать на поединок Аполлона. Победив М., Аполлон содрал с него кожу, повесил во Фригии на дерево, которое всегда содрогалось от звуков флейты.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Фригийский флейтист, которого иногда считали Силеном. Марсий подобрал флейту, которую Афина сначала сделала, а потом выбросила, и научился на ней играть. Марсий был настолько доволен своими успехами, что осмелился вызвать на музыкальное соревнование самого Аполлона. Судьями на этом соревновании стали Музы. Аполлон победил и, привязав Марсия к дереву, содрал с него кожу. Овидий добавляет к этому, что все лесные боги и звери оплакивали Марсия, и из этих слез возникла река Меандр. Наверное, этот случай - самое жестокое проявление нетерпимости олимпийцев к любому посягательству на их превосходство. По римским копиям известна скульптурная группа, изображающая Афину и Марсия, работы греческого скульптора 5 в. до н. э. Мирона; известно также изображение Марсия, узнавшего свою судьбу и пришедшего в ужас (Пергам, 3 в. до н. э.). Платон в своем "Государстве" говорит, что в противоположность благозвучной аполлоновской лире флейта вызывает только темные дионисийские страсти. Неоплатоники считали, что, играя на флейте, Марсий таинственным образом приобщает себя к богу; а содранную кожу они считали символом внешней косной оболочки, сбросив которую Марсий обнажает свое истинное внутреннее бытие.
Данте использует этот образ в своем воззвании к Аполлону ("Божественная комедия", Рай, 1). Для христианских моралистов Марсий был символом наказанной человеческой гордыни, позже победу Аполлона над Марсием стали считать символом превосходства божественной гармонии над земными страстями и разума над неразумием. Марсия изображали Рафаэль, Тинторетто и Тициан. На замечательной картине Перуджино холодные и самодовольные олимпийцы контрастируют с хрупкой фигурой Марсия.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии сатир, один из спутников Диониса. Найдя выброшенную Афиной флейту, он настолько овладел искусством игры на ней, что осмелился вызвать на поединок Аполлона. Победив М., Аполлон содрал с него кожу, повесил во Фригии на дерево, которое всегда содрогалось от звуков флейты.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Фригийский флейтист, которого иногда считали Силеном. Марсий подобрал флейту, которую Афина сначала сделала, а потом выбросила, и научился на ней играть. Марсий был настолько доволен своими успехами, что осмелился вызвать на музыкальное соревнование самого Аполлона. Судьями на этом соревновании стали Музы. Аполлон победил и, привязав Марсия к дереву, содрал с него кожу. Овидий добавляет к этому, что все лесные боги и звери оплакивали Марсия, и из этих слез возникла река Меандр. Наверное, этот случай - самое жестокое проявление нетерпимости олимпийцев к любому посягательству на их превосходство. По римским копиям известна скульптурная группа, изображающая Афину и Марсия, работы греческого скульптора 5 в. до н. э. Мирона; известно также изображение Марсия, узнавшего свою судьбу и пришедшего в ужас (Пергам, 3 в. до н. э.). Платон в своем "Государстве" говорит, что в противоположность благозвучной аполлоновской лире флейта вызывает только темные дионисийские страсти. Неоплатоники считали, что, играя на флейте, Марсий таинственным образом приобщает себя к богу; а содранную кожу они считали символом внешней косной оболочки, сбросив которую Марсий обнажает свое истинное внутреннее бытие.
Данте использует этот образ в своем воззвании к Аполлону ("Божественная комедия", Рай, 1). Для христианских моралистов Марсий был символом наказанной человеческой гордыни, позже победу Аполлона над Марсием стали считать символом превосходства божественной гармонии над земными страстями и разума над неразумием. Марсия изображали Рафаэль, Тинторетто и Тициан. На замечательной картине Перуджино холодные и самодовольные олимпийцы контрастируют с хрупкой фигурой Марсия.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)