МАРТИН
МАРТИН
Король Сицилии из династии Арагонских королей, правивший в 1390- 1409 гг. Сын арагонского короля Mapтина и Марии де Луны. Ж.: I) с 1390 г. Мария, дочь короля Сицилии Фридриха III (Умер 1402 г.); 2) с 1403 г. Бланка, дочь короля Неаполя Карла III (Умер 1441 г.). Род. 1375 г. Умер 24 июля 1409 г.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Западная Европа. 2001
Мартин
Апач (чирикауа?недни). Родился ок. 1858 г. В детстве захвачен мексиканцами и продан служкой в семью. Впоследствии его знание испанского языка и южных территорий сделало его ценным следопытом и переводчиком. В 1886 г. генерал Майлз решил начать переговоры с Джеронимо и послал на поиски враждебных чирикауа лейтенанта Чарльза Гейтвуда в сопровождении апачей Мартина и Кайиты. Оба скаута имели родичей среди членов «банды Джеронимо». Узнав о двух апачках, приходивших в мексиканский Фронтерас с предложением заключить мир, 23 августа скауты легко обнаружили их следы, а на следующий день нашли место, где женщины встретились с людьми Джеронимо. Разбив лагерь, лейтенант отправил Мартина и Кайиту на поиски Джеронимо. Мало кто из белых понимал, какому риску они подвергались. Джеронимо настаивал, что их надо пристрелить, но в дело вмешался воин Яноша, пригрозивший убить первого, кто поднимет оружие: Мартин и Кайита были сородичами, пришли с миром, и хладнокровно убивать их не было позволено даже Джеронимо. Другие воины поддержали Яношу. Мартин вернулся к Гейтвуду на закате и сообщил, что Джеронимо и Найче готовы начать переговоры. Кайита остался в стане врагов в качестве заложника. На рассвете Мартин показал Гейтвуду дорогу, встреча с апачами состоялась. После капитуляции Джеронимо генерал Майлз решил полностью очистить Юго?Запад от чирикауа, отправив в заключение во Флориду не только людей Джеронимо, но и верных скаутов, в том числе Кайиту и Мартина. Нет сомнений, что без их помощи на поимку «диких апачей» ушли бы еще многие годы. Они освободились из заключения через 27 лет (1913 г.), а в 1927 г. им была назначена маленькая пенсия за оказанную 41 год назад помощь в поимке Джеронимо. Умер 31 июля 1937 г. в резервации Мескалеро, шт. Нью?Мексико.
Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014
МАРТИН
Из династии Арагонских королей. Король Арагона в 1395-1410 гг. Король Сицилии в 1409-1410 гг. Сын Педро IV. Ж.: 1) с 1372 г. Мария де Луна (Умер 1406 г.); 2) с 1409 г. Маргарита дс Прадо. Умер 31 мая 1410 г.
В 1380 г. арагонский король Педро IV подарил сицилийский престол Мартину, а тот передал его своему сыну Мартину Младшему. В 1390 г. тот был обвенчан с сицилийской королевой Марией и коронован сицилийским королем. Но прошло два года, прежде чем Мартин нашел возможность отплыть в Сицилию и утвердить права сына и невестки. В продолжение этого времени в Сицилии исчезли всякие следы монархической власти; четыре могущественных барона, поддерживаемые папой Бонифацием IX, захватили власть в свои руки и заключили в 1391 г. союз против мужа и свекра своей королевы. Но Мартин явился на ост-ров с многочисленным войском и уже заранее переманил на свою сторону некоторых из сицилийских баронов. Ара- гонцы быстро покорили весь остров, и осенью 1392 г. Мария и ее муж были повсеместно признаны государями. Но едва флот и войско отплыли в Сардинию для восстановления там арагонского владычества, как в Сицилии вспыхнуло всеобщее восстание. В короткое время Мартин был изгнан из всех городов, кроме Мессины, Сиракуз и Катании. В этой крайности он нашел помощь у одного из своих друзей, Бернардо де Кабреры, который, получив от нескольких торговых домов, под залог своих каталонских имений, громадную для того времени сумму в 150 тысяч золотых флоринов, нанял на эти деньги войско и в конце 1393 г. привел его в Сицилию. На острове началась кровопролитная война, в которой каталонцы жестоко отомстили баронам; в следующем году в ней принял участие и арагонский флот. Но жестокость только вызывала сопротивление, и Кабре-ре пришлось бороться со страшными затруднениями, прежде чем в 1396 г. он смог завершить войну. Остров, может быть, не покорился бы и тогда, если бы Мартин не сделался после смерти брата арагонским королем. Сицилийские бароны упали духом и стали искать мира на выгодных условиях. В декабре 1396 г. Мартин уехал в Арагон, учредив при своем сыне особый регентский совет.
После смерти сына Мартин в 1409 г. присоединил Сицилию непосредственно к Арагону. Так как он не имел других наследников, в Арагоне начались беспорядки. Сам король хотел, чтобы престол после него перешел к внуку Федериго, побочному сыну инфанта Мартина, но все его хлопоты об этом остались безуспешны. Явились пять претендентов. Возобновились конфедерации вельмож, города вступали в союзы. При жизни Мартина вопрос о престолонаследии так и не был решен. С его смертью пресеклась Барселонская династия, правившая в Арагоне более трех столетий.
Источник: Справочник. Все монархи мира: Западная Европа. 2001
Мартин
, Джон (Martin, John) 1789, Хейдон Бридж — 1854, о. Мэн. Английский живописец, мастер романтического пейзажа. В 14 лет был отдан в обучение к каретнику, под руководством которого осваивал геральдическую живопись. Вскоре после этого продолжил занятия у итальянского мастера из Пьемонта Б. Муссо. В 1806 вслед за своим наставником переехал в Лондон, где начал работать как мастер росписи по фарфору. В 1811 впервые выставился в Королевской академии художеств. И уже в 1812 его картина Садак в поисках вод забвения (Саутгемптон, Художественная галерея) произвела большое впечатление на публику. Уже в этом раннем полотне мастера практически полностью сложились особенности образного решения композиции и сформировались основные стилистические принципы его искусства. Мартин продолжил линию развития визионерского фантастического пейзажа, среди предшественников ему наиболее близок живописец, изобретатель эйдофузикона (разновидности волшебного фонаря) Ф. Дж. де Лоутербург. Мартин обращался к таким библейским сюжетам, которые давали возможность изобразить грандиозные катастрофы всемирного масштаба (Потоп, 1834; Падение Ниневии, 1827—1828; Падение Вавилона, 1819). Апофеозом его творчества стали три полотна, посвященные теме Страшного Суда, написанные в последние годы жизни. Обычно воображение мастера рождало фантастические пейзажи громоздящихся и разрушающихся скал, несущихся водных потоков. Горы и небеса плавятся, объятые адским огнем то ли подземных, то ли небесных извержений. В их отблесках, рождающих резкие контрасты света и тени, мечутся в поисках спасения маленькие человеческие фигурки. В этом хаосе исчезает линия горизонта, небо и земля оказываются охваченными единым, мощным водоворотом стихий. Полотна Мартина частично или полностью залиты интенсивным красным цветом. Такое колористическое решение привлекло к его холстам внимание французских романтиков, в частности Делакруа. Вместе с тем в чрезмерном нагнетании красного освещения, в нарочитости форм, в хорошо различимой за нагромождением деталей кулисности построения сцен ощущаются театральность, склонность к постановочному решению сюжета. Это особенно ясно чувствуется в ряде композиций, где художник обращается к изображению архитектурных декораций. Картины Мартина гравировались и имели широкое распространение, благодаря чему мастер приобрел европейскую известность. После его смерти три последних полотна, посвященных теме Страшного Суда, были отправлены в путешествие по странам Европы и Америки, которое продлилось около 20 лет. Мартин занимался также акварелью и создал иллюстрации к Библии и поэме Мильтона Потерянный рай. Художник обладал эксцентричным характером, за что получил прозвище "сумасшедший Мартин", он конфликтовал с Королевской академией художеств из-за своих картин, брался за самые неожиданные проекты: например, за разработку систем улучшения качества воды и водопровода в Лондоне. Еще при жизни слава мастера стала клониться к забвению. Его стали обвинять в надуманности композиций, нарочитости колорита, находить многочисленные ошибки в рисунке. Лишь в середине XX в. стал возрождаться интерес к творчеству художника. Основные произведения: Иисус, приказывающий солнцу остановиться (1816, Лондон, Музей Объединенной большой масонской ложи), Пир Вальтасара (1821, частное собрание), Разрушение Геркуланума (1822, Манчестер, Гор. художественная галерея), Седьмая печать (ок. 1823, Бостон, Музей изящных искусств), Коронация королевы Виктории (1839, Лондон, галерея Тейт), Успокоение вод (1840, Эдинбург, Шотландская церковь), Великий день Его гнева (1851—1853, Лондон, галерея Тейт), Страшный Суд (1853, Великобритания, собрание Франк).
Лит.: Balston T. John Martin, 1789—1854, his Life and Works. London, 1947; Feaver W. The Art of John Martin. Oxford, 1975.
Т. Воронина
Лит.: Balston T. John Martin, 1789—1854, his Life and Works. London, 1947; Feaver W. The Art of John Martin. Oxford, 1975.
Т. Воронина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006