Мартини, Симоне

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Мартини Симоне
ок.1284—1344) — ит. живописец Проторенессанса, крупнейший мастер сиенской живописи; работал в Сиене, Ассизи, Неаполе (при дворе короля Робера Анжуйского), в последние годы жизни — при папском дворе в Авиньоне, где стал другом Петрарки. Возможно, учился у Дуччо. Автор фресок, украшающих зал Маппамондо (Карта Мира) в сиенском палаццо Публико: «Маэста» (1315), «Кондотьер Гвидориччо да Фольяно» (1328) и др. Изображение военачальника да Фольяно — первое в истории искусства изображение конкретного ист. события с портретом современника. В 1333 г. М. написал алтарный образ «Благовещение». В 1340 г. он получил приглашение папы Бенедикта XII и переехал в Авиньон, где тогда находился папский двор.
Направление, созданное им в сиенской живописи первой пол. XIV в., было связано с фр. готикой и сохраняло верность идеалам рыцарской куртуазной культуры.
Лит.: Бернсон Б. Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Мартини, Симоне
Martini, Simone) Ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон. Итальянский живописец. Мастер сиенской школы. Работал в Сиене, Неаполе (1317), Орвието (ок. 1321), Пизе (ок. 1319), Ассизи (1320-е), Авиньоне (с 1339/1340). В 1317 возведен в рыцарский сан королем Неаполя Робертом. Был дружен с Петраркой, выполнил для него миниатюру в кодексе со стихами Вергилия (Милан, Амброзианская библиотека) и портрет возлюбленной Петрарки Лауры (не сохранился). Наряду с Джотто, своим творческим антиподом, С. Мартини — крупнейший итальянский живописец 1-й пол. XIV в. Искусство С. Мартини не имеет равных в Италии его эпохи по утонченной духовности и идеально-возвышенному строю. Унаследовав у Дуччо лучшие традиции сиенской школы — тонкую эмоциональность, мягкие, просветленные интонации повествования, острое чувство красоты цвета и линий, С. Мартини обогатил их более полно и органично воспринятыми элементами нового мировосприятия, формировавшегося в Италии с кон. XIII в., и знакомством с миром западноевропейской готики, ее утонченным спиритуализмом и светской рыцарской культурой, рафинированным языком изобразительного искусства. Последнее особенно проявляется в его многочисленных алтарных композициях, где сияющие на золотом фоне светло-красные, синие, ярко-голубые, сиреневые тона приобретают светоносность и драгоценность эмали, а безукоризненно отточенная линия — внутреннюю подвижность, одухотворенность и изысканную стилизованность. Поздние алтарные композиции С. Мартини, входившие в т. н. Полиптих Орсини, отмечены более открытой и драматической эмоциональностью. Широта диапазона и светские тенденции творчества С. Мартини особенно полно сказались в его фресковых росписях. Уже в первой из его сохранившихся работ — грандиозной росписи Маэста (Величание Мадонны, 1315, Сиена, палаццо Пубблико) — С. Мартини вступает в полемику с одноименной работой Дуччо. Триумф Мадонны трактован художником как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне светлыми, легкими оттенками голубых, розовых, золотистых тонов. В то же время все изображение, окаймленное широким декоративным бордюром, уподобляется великолепному ковру, облик Девы Марии лишен иконописной строгости, а среди окружающих ее святых выделяются белолицые и розовощекие юноши и молодые женщины с задумчивым взглядом узких глаз. Этот новый идеал красоты и светское начало еще более решительно утверждаются во фресковом цикле История св. Мартина, где юный белокурый святой предстает скорее как герой рыцарского романа, чем персонаж традиционной житийной литературы. Фреска С. Мартини Кондотьер Гвидориччо да Фольяно (1328, Сиена, палаццо Пубблико) — первый дошедший до нас монументальный портрет современника, выполненный в Италии XIV в. Вместе с фреской С. Мартини Маэста и батальными сценами, написанными во 2-й пол. XIV в., он входит в живописный декор зала Маппамондо, объединенный идеей государственного могущества Сиены. В изображении полководца, проезжающего верхом на боевом коне на фоне покоренных замков и пустынного скалистого пейзажа, художник нашел необычные для него скупые и энергичные интонации и продемонстрировал незаурядное дарование портретиста. С. Мартини оказал большое влияние на творчество ряда итальянских мастеров XIV в., а также на развитие западноевропейской живописи поздней готики. Основные произведения: алтарь Св. Людовик Тулузский (1317, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте), серия алтарных полиптихов Мадонна со святыми (1319, Пиза, музей Сан Маттео; ок. 1312, Орвието, музей Опера дель Дуомо; ок. 1312—1325, Бостон, Музей И. Гарднер; ок. 1320—1325, Кембридж, Музей Фицуильям), фресковый цикл История св. Мартина (1320-е, Ассизи, базилика Сан Франческо, нижняя церковь), Алтарь Сант Агостино, Благовещение (обе — ок. 1328, Сиена, Нац. пинакотека), Благовещение (ок. 1333, Флоренция, галерея Уффици), Полиптих Орсини (ок. 1333, отдельные композиции в музеях Антверпена, Берлина, Парижа), росписи фасада церкви Нотр Дам де Дом (ок. 1341, Авиньон), Дева Мария из Благовещения (ок. 1340—1341, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Лит.: Marle R. van. Simone Martini et les peintures de son ecole. Strasbourg, 1920; Paccagnini G. Simone Martini. Milano, 1959; Bologna F. Simone Martini. Milano, 1966.
И. Смирнова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006