МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ
игумен (ок. 1397 - 12.01.1483). В 1410 бедные крестьяне из окрестностей Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому своего сына Михаила, который был пострижен в монашество с именем Мартиниан. Юный инок много времени уделял св. книгам, их переписке и изучению. В Кирилло-Белозерском монастыре до последнего времени хранили переписанный его рукой "Правильник". С благодарностью принимал прп. Мартиниан учения своего духовного наставника и хранил их в своем сердце. Рукоположили святого в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любила его за ровное и спокойное отношение ко всем им. По кончине прп. Кирилла прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на о. Воже, где основал маленькую обитель, а затем по просьбе братии Ферапонтова монастыря присоединился к ним. После благословения и предсказания успеха вел. кн. Московскому Василию II в борьбе за престол преподобный был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, которым руководил до 1455. Затем он удалился в свою родную Белозерскую обитель, где по просьбе братии снова стал игуменствовать. Управлял монастырем преподобный вплоть до своей кончины. Перед тем как отойти ко Господу, святой сказал братии: "Отцы и братья! Поступайте во всем, как я поступал, и да пребудет с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!"
Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Мартиниан Белозерский
Мартиниан Белозерский (в миру Михаил) (ок. 1400 – 11 I 1483) – игумен Троице-Сергиева монастыря, ученик Кирилла Белозерского; устные рассказы М. послужили Пахомию Сербу основой для Жития Кирилла; книгописец. Согласно местному преданию, М. происходил из рода крестьян Стомонаховых, потомки которых и сейчас живут в д. Березники (в 70 км от Вологды). Из Жития Мартиниана Белозерского известно, что он родился в д. Сяма – соседней с д. Березники. В юном возрасте М. был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. По просьбе Кирилла грамоте его обучил живший вблизи монастыря мирской (по некоторым спискам монастырский) дьяк Алексей Павлов. После 1427 г. (когда умер Кирилл) М. основал Вожеозерский Спасский монастырь, а вскоре затем стал игуменом Ферапонтова монастыря. В 1447 г. М. оказал поддержку сосланному Димитрием Шемякой в Вологду Василию II Темному и был приглашен тем в Троице-Сергиев монастырь в качестве игумена. Имя М. стоит первым среди имен игуменов, подписавших обличительную грамоту русского духовенства Димитрию Шемяке 29 декабря 1447 г. (АИ. Т. 1. № 40). Сохранились жалованные грамоты Василия Темного и его матери на имя М. – игумена Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952. Т. 1, № 192, 195, 197, 199, 200, 215, 217, 218, 219, 221, 225, 226, 237, 239, 240, 243, 245). В 1455 г. М. возвратился в Ферапонтов монастырь, В 60-е гг. Пахомий Серб, собирая материал для Жития Кирилла Белозерского, встречался с М. в Кирилло-Белозерском монастыре. Сохранилась также духовная грамота бежецкого вотчинника Григория Львова, написанная «игуменом Мартинианом», возможно М., в 1470-е гг. (Акты... Т. 1. № 472). Похоронен М. в Ферапонтовой монастыре у южной стены Рождественского собора, на которой в нач. XVI в. Дионисий с сыновьями, расписывая этот собор, изобразили архангелов Михаила и Гавриила с коленопреклоненными Ферапонтом и М.
Известно пять книг, в создании которых М. принимал участие как писец. 1-й четв. XV в. датируются два его канонника (ГИМ, Музейск. собр., № 3711; ГРМ, гр. др., № 14, 1423 г.) и Сборник под названием «Богородечник» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 19/1096, л. 143–155 об., 291–322 об.). Две другие рукописи с меньшей определенностью можно считать написанными им (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 762, Сборник 1450-х гг.; № 167, 1-я четв. XV в., Сборник, основную часть которого занимают «Лествица» Иоанна Синайского и поучения Аввы Дорофея). Два этих сборника определяются Р. П. Дмитриевой как энциклопедические. В первом из них содержатся статьи естественнонаучного характера («Галиново на Ипократа», «Громник», «О небеси» и др.). Статьи научно-прикладного назначения («Лунное течение», «Когда сеяти и садити и волосем урезати») встречаются и в канонниках М. Этими и некоторыми другими особенностями рукописи М. родственны книгам Кирилла Белозерского.
Для рукописей М. характерен пунктуационный знак – киноварная точка со штрихом над нею. Он встречается и в некоторых других книгах, написанных в нач. XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, например: ГРМ, гр. др., № 17, Псалтирь; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 16, 1423 г., Часослов.
Лит.: Амвросий [Орнатский]. История Российской иерархии. СПб., 1815. Т. 6, ч. 2. С. 851–853; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850. Ч. 2. С. 14; Макарий. Описание Ферапонтовской волости // Вестн. имп. русского географического общества. СПб., 1854. Т. 3. С. 129–152; Варлаам, архимандрит. Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского // ЧОИДР. 1860. Кн. 2. С. 1–69; Попов А. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI–XIV в.). М., 1875. С. 190; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 356; Строев. Словарь. С. 336; Толстой М. В. Книга, глаголемая описание о Российских святых // ЧОИДР. 1887. Кн. 4. С. 139–140; Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский монастырь – место заключения патриарха Никона. СПб., 1899. С. 15–65; Дмитриева Р. П. 1) Светская литература в составе монастырских библиотек XV–XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского и Троице-Сергиева) // ТОДРЛ. М.; Л., 1968. Т. 23. С. 143–170; 2) Четьи сборники как жанр // Там же. Л., 1973. Т. 27. С. 150–160; Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. М., 1980. С. 127–130, № 107, 109, 110; Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // ТОДРЛ. Л., 1981. Т. 36. С. 353–378.
Е. Э. Терентьева

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987