Мартирий (в миру Мина) (ум. 1 III 1603) – основатель Троицкого Зеленецкого монастыря в Тихвинском уезде, автор автобиографических Записок. Биографические сведения о М. содержатся в его Записках и позднейшем Житии. Как известно из Жития, М. родился в Великих Луках, родителей его звали Козьма и Стефанида. В возрасте восьми лет М. осиротел и воспитывался служителем храма Благовещения в Великих Луках Борисом, который после смерти своей жены принял постриг под именем Боголепа в обители Козьмы и Дамиана, а затем стал строителем Троицкого Сергиева монастыря в Великих Луках. М. в автобиографических Записках сообщает, что был пострижен Боголепом в Троицком Сергиеве монастыре, выполнял там обязанности келаря, казначея и пономаря и имел ученика Авраамия. Из Записок известно также, что М. находился в этом монастыре семь лет, а затем попытался основать свой монастырь в шестидесяти верстах от Великих Лук. Для этого он тайно покинул Сергиев монастырь вместе с поваром «бельцем». Однако вскоре спутник оставил М., сообщив о нем «единому христианину», который стал приносить М. пищу. Некоторое время М. «пустынножительствовал», испытывая «великие страхования» от бесов. Затем он написал своему духовному отцу Боголепу, прося у него благословения жить на этом месте. Получив ответ Боголепа с повелением идти «жити во общее житие», М. покинул избранное место и пошел в Смоленск на поклонение иконе богоматери и чудотворцам Авраамию и Ефрему, которые, «явившись» М. во сне, указали, что ему следует «жити в пустыни». Из Смоленска М. направился в незадолго до того учрежденный (1560 г.) Тихвинский Успенский монастырь, где жил некоторое время в одной келье со своим учеником пономарем Авраамием, который пришел в Успенский монастырь ранее.
Собираясь по-прежнему основать свой монастырь, М. хотел идти в Поморье, но Авраамий рассказал ему о Зеленецком острове, расположенном среди болот, и о том, что над этим местом он видел сияющий крест. Житие М. содержит интересные подробности о приходе его на Зеленецкий остров: М. ушел из Тихвинского монастыря с благословения его игумена, взяв с собой две иконы – Троицы и Богородицы Одигитрии Тихвинской; сопровождал его крестьянин Иосиф из села Буборины, которое находилось на расстоянии четырех поприщ от Зеленецкого острова.
На Зеленецком острове М. удалось создать Троицкий Зеленецкий монастырь (основан в период 1565–1570 гг.: в писцовой книге Обонежской пятины 1564 г., составленной Андреем Лихачевым с товарищами, Зеленецкий монастырь не упоминается; в 1570 г. монастырь уже существовал, так как в этом году был казнен Иваном Грозным богатый новгородец Федор Сырков, который дал М. средства на строительство деревянной церкви Благовещения с трапезою). В автобиографических Записках М. сообщает (без хронологических указаний), что принял сан игумена в Новгороде. По данным писцовой «Книги Обонежской пятины, Заонежской половины, писма Ондрея Васильевича Плещеева и подъячего Семейки Кузмина, 7091 года» можно заключить, что в 1583 г. М. уже был игуменом монастыря и имел 12 человек братии. В монастыре в это время существовали деревянные Троицкая и Благовещенская с трапезою церкви и деревянная ограда.
Из Жития М. известно, что в 1595 г. он был в Москве (этим годом датирована и жалованная грамота царя Федора Иоанновича Зеленецкому монастырю). По пути в Москву М. в Твери встретился с Симеоном Бекбулатовичем и воскресил его сына Иоанна. После этого Симеон пожертвовал средства на строительство в Зеленецком монастыре каменной церкви Богородицы Одигитрии Тихвинской с приделом Иоанна Златоуста. М. был погребен в собственноручно им вырытой могиле около каменной церкви Богородицы Одигитрии. В 70-х гг. XVII в. по приказу новгородского митрополита Корнилия эта церковь была разобрана, и мощи святого с той поры находятся под спудом в нижней церкви Иоанна Богослова, где Корнилий устроил гробницу М.
Автобиографические Записки М. известны по одному списку в составе сборника-конволюта ГПБ, О.I.424, л. 161–177. Список по филиграням датируется 40–50-ми гг. XVII в. В рукописи Записки имеют название: «Повесть о житии преподобнаго отца Мартирия, жившаго во области Великаго Нова Града в Обонежской пятины в Зеленой пустыни тако нарицаемой, яже сам о себе исповеда отцу своему духовному и учеником своим, како и где жительствоваше прежде вселения в пустыню ту, и како обрете ю, како ж и вселися, и храмы созда, и обитель состави. Всели же ся он в пустыню ту при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, всея Руси самодержце, и жил многие лета. Преставися же в той же обители в царство Бориса Годунова». Записки, судя по их содержанию, были написаны в период 1570–1595 гг. В жанровом отношении они представляют собой духовную «помятцу вкратце», содержащую поучение к братии и дополненную более или менее самостоятельными рассказами о жизни и видениях М. Записки М. представляют большой историко-литературный интерес как один из первых в Древней Руси образцов автобиографии; замечателен и разговорный стиль произведения.
До 1670-х гг. (судя по тому, что сообщается о месте погребения М.) на основе автобиографических Записок М. было написано Житие Мартирия.
Изд.: Бычков И. А. Каталог собрания рукописей Ф. И. Буслаева. СПб., 1897. С. 342–351.
Лит.: Амвросий. История российской иерархии. М., 1812. Ч. 4. С. 155–182; Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских // Записки имп. русского географического общества. СПб., 1853. Кн. 8. С. 142; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 391–394; История и древности третьеклассного Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с приложением записи достохвальных событий, по преставлении преподобного Мартирия в нем случившихся. СПб., 1866; Ключевский. Древнерусские жития. С. 346; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 273; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357; Тихомиров Е. А. Церковь и ее служители. М., 1882. Т. 1, март. С. 3–4; Филарет. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. 3-е изд. СПб., 1882. Т. 1. С. 279–283; 2) Обзор. С. 254; Описание Зеленецкого Троицкого монастыря. СПб., 1883; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890. Т. 1. № 194. С. 145–146; Леонид. Святая Русь. СПб., 1891. № 219. С. 52–53; Токмаков И. Ф. Краткий историко-статистический очерк Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. М., 1904; Троицкий Зеленецкий монастырь и его основатель преподобный Мартирий. СПб., 1912; Zenkovsky S. A. Der M?nch Epifanij und die Enstehung der altrussischen Autobiographic // Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1956. Jhrg. 1. H. 3. S. 286–289; Будовниц. Монастыри на Руси. С. 334–336; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история текста. Л., 1974. С. 133, 161–163; Понырко Н. В. Житие Аввакума как духовное завещание // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 39. С. 385–387.
Е. В. Крушельницкая