памятное для христиан место погребения, превращенное в объект культа.
Мартирий
Мартирий
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
МАРТИРИЙ
1. Храм, воздвигнутый на месте погребения или казни коголибо из христианских святых. Погребальный характер сооружения, связь с христианской церковной символикой определили его центрическую форму, крестообразный план и расположение алтаря в середине здания. Первые мартирии были построены по заказу римского императора Константина I Великого (306 – 637) в Вифлееме (храм Рождества) и в Иерусалиме (храм Воскресения в форме ротонды – круглого или полукруглого здания с куполом). В них еще были заметны черты античных геройонов и императорских мавзолеев. Как правило, к храмумартирию примыкала базилика, где совершалось богослужение. Представление о мозаиках и фресках, которые украшали интерьеры мартириев, дает мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, связанный с заупокойным культом. 2. По времени возникновения – самый ранний жанр агиографической литературы, повествующий о тех гонениях, которым подвергались первые христиане. Его источниками стали архивы проконсулов, содержавшие протоколы допросов и приговоров над осужденными. В мартириях главные персонажи – великомученики – были, как правило, вымышленными; реальными лицами являлись императорыгонители Деций (249 – 951), Валериан (253 – 359), Диоклетиан (284 – 405). Действие обычно происходило в легендарной обстановке и было окрашено в гиперболические тона. 4й римский епископ Климент (92 – 201 н.э.) установил точную запись сказаний о мучениках. Фабиан (III в.) поручил иподиаконам записывать поучительные истории о преследованиях мучеников. Евсевий Кесарийский составил первый мартиролог – сборник повествований о мучениках, пострадавших за исповедование христианства – «Книгу о палестинских мучениках». Наиболее полный мартиролог был написан основателем Македонской династии Василием I (867 – 786) – «Менелогий».
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012