МАРТОВ (наст. фам. Цедербаум) Юлий Осипович

Найдено 1 определение
МАРТОВ (наст. фам. Цедербаум) Юлий Осипович
др. псевд.А.Б., Берг, Гамма, Дракон, А.Егоров, Ю.Кедров, Л.М., М., Л.Мартов, М-ов Л.
Л.Сергеев, Нарцисс Тупорылов, Фабр, Эльмар, Ю.О., Ignotus, Martin) (12.11.1873, Константинополь - 4.4.1923, Шемберг, Германия) - политический и общественный деятель, публицист, историк. Дед его был основоположником первых в России еврейских газет, отец служащий Русского общества пароходства и торговли, корреспондент «Петербургских ведомостей» и «Нового времени». Братья Сергей (псевд.
Ежов, расстрелян в 1938, Москва) и Владимир (псевд. Левицкий, умер в следственной тюрьме в 1938, Уфа) - известные политические деятели, литераторы: сестра Лидия общественный деятель (во 2-м браке жена Ф.Дана). После возвращения семьи в Россию М., окончив 1-ю петербургскую гимназию, поступил в 1891 на естественный факультет Петербургского университета. Основал студенческую социал-демократическую группу, принявшую название Петербургская группа «Освобождение труда», которая установила связи с Г.Плехановым, послала ему мандат на конгресс 2-го Интернационала. В июне 1893 выслан в Вильно, где принимал участие в деятельности местной социал-демократической организации, в движении за создание Всеобщего еврейского рабочего союза Литвы, Польши и России (Бунд, 1897), часто выступал на митингах и собраниях. Тогда же состоялся литературный дебют партийного публициста.
В октябре 1895 вместе с Лениным и др. явился инициатором создания единой социалдемократической нелегальной организации Петербургского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. После ареста Ленина 9.12.1895 М. возглавил Союз, в написанном им воззвании были изложены цели и задачи этой организации. 5.1.1896 М. был арестован (передал свой пост руководителя Союза Ф.Дану) и сослан на 3 года в Туруханск.
В ссылке поддерживал письменные контакты с Лениным, находившемся в Шушенском. В 1899 присоединился к «Протесту российских социал-демократов» против «Credo» «экономистов», Находясь в камере предварительного заключения, М. написал первый исторический очерк - «Современная Россия» (Женева, 1898), в ссылке - еще две книги: «Рабочее дело в России» (Женева, 1899, выдержала 6 изд., 1903-17; в 1904 изд. на армян, и груз. яз.) и «Красное знамя в России» - очерк истории русского рабочего движения (Женева, 1900; 4 изд., 19006). Уже в этих работах ярко проявился талант аналитика-историка и публициста.
Отбыв ссылку, направился в Полтаву, участвовал в Псковском совещании (апр. 1900), где обсуждался вопрос о создании общерусской политической газеты, Заключил в связи с этим «тройственный союз» с А.Потресовым и Лениным. Активно работал по подготовке издания газеты «Искра» и журнала «Заря». В марте 1901 приехал в Мюнхен, жил в Париже, Женеве. Вошел в редакцию «Искры» и сыграл большую роль в ее регулярном издании. Период «Искры» и «Зари» (1901-3) - время наибольшей идейной близости М. и Ленина, поддерживавших также тесные дружеские отношения.М. участвовал в подготовке проекта программ РДСРП, выступал против тезиса о национализации земли. Делегат 2-го съезда РСДРП (1903), внес альтернативное ленинскому определение членства в партии - содействие РСДРП под руководством одной из организаций, вместо обязательного участия в ее работе (проект М.
принят 28 голосами против 22), бойкотировал выборы в ЦО. Невключение части членов старой редакции «Искры» в новый состав и избрание в нее лишь Плеханова, Ленина и М. оценил как ограничение вотума доверия «Искре», а свое избрание объявил «пятном на... политической репутации». М. вернулся в редакцию «Искры» лишь после выхода из ее состава Ленина; тогда же вошел в Совет партии. В статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина М. ввел термин «ленинизм». Он оценил как незаслуженное и необоснованное отнесение Лениным меньшинства к оппортунизму и призвал «поднять знамя восстания против ленинизма». В ленинском плане создания партии «нового типа» М. увидел угрозу возникновения будущего тоталитаризма. Одну из причин отсутствия у Ленина объективного анализа меньшинства и большинства и их борьбы М. видел в неспособности Ленина к самокритике, назвал Ленина «русским дикарем» в вопросах политической организации.
В октябре 1905 вернулся в Россию вместе со своим другом и соратником Даном. Убежденный холостяк, плохо умевший устраивать свои житейские дела, М. часто и подолгу проживал в это время (как и позднее, в 1917) на одной квартире с семьей Дана. Он работал в Петербургском Совете рабочих депутатов, вошел в Организационный комитет (меньшевистский партийный центр), в состав ЦК РСДРП (дек. 1905). Отвергал тактику бойкота Государственной думы, активно выступал на митингах и собраниях. В феврале 1906 арестован, содержался в одиночной камере, затем - под надзором полиции: в июле - вновь арестован и по решению Особого совещания был приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край, замененной высылкой за границу. С сентября 1906 - в Женеве, затем в Париже, присутствовал на 5-м съезде РСДРП, Международном социалистическом конгрессе в Штутгарте, Женевской конференции меньшевиков (1908). М. выступал за создание легальной партии: вместе с Даном отстаивал принцип беспартийности профсоюзов.
Его талант журналиста и публициста вновь ярко проявился, когда он работал в «Партийных известиях», «Социал-демократе», «Голосе социал-демократа» (орган меньшевиков, 190811), печатался в таких изданиях как «Отклики», «Товарищ», «Киевская мысль» и др.М. писал обширные аналитические труды об общественных движениях и идейных течениях в России в период с 70-х XIX в. по 1905 (История русской литературы XIX века.М., 1910II, т. 4-5), о развитии промышленности и рабочего движения в XIX - начале XX в. (История России в XIX веке.
СПб., 1908-9, т.6,8), о зарождении политических партий и их деятельности (Общественное движение в России в начале XX века. СПб.
1909-14. т. 1,3, кн.5). Эти труды были изданы посмертно в Москве отдельными книгами в 1923-26 его братом Владимиром. Большой интерес представляет также книга о положении евреев (Русский народ и евреи.
СПб., 1908).
В августе 1912 М. принимал участие в конференции социал-демократов (Вена), выступал с докладом об избирательной тактике. Вошел в Заграничный секретариат Организационного комитета. В начале 1-й мировой войны М. интернационалист, затем «центрист». Участник Циммервальдской (авг. 1915) и Кинтальской (апр. 1916) международных социалистических конференций, представлял левоцентристское крыло.
Возглавил борьбу меньшевиков-интернационалистов за заключение немедленного коалиционного мира, отрицал ленинский план поражения своего правительства и превращения империалистической войны в войну гражданскую. Входил в редакции газет «Известия Заграничного секретариата ОК РСДРП», «Наше слово» (Париж, 1915- март 1916). По получении известий о февральской революции М. выдвинул план возвращения эмигрантов через Германию, в обмен на интернированных в России немцев, который был принят германским правительством. 9.5.1917 вернулся через Германию в Петроград и сразу же занялся активной политической и общественной деятельностью. Один из организаторов Временного центрального бюро и «Летучего листка меньшевиков-интернационалистов». Основал собственный орган меньшевиков-интернационалистов газету «Искра» (окт.-дек. 1917), сотрудничал в «Кронштадтской искре», «Новой жизни», основанной М.Горьким. Делегат 1-го Всероссийского съезда Советов (от Исполкома Петроградского Совета), на котором избран членом ВЦИК. Осуждал политику наступления на фронте, отмежевался от ленинской программы мира. Делегат Объединительного съезда РСДРП (авг.), избран членом ЦК М. принимал участие в работе Всероссийского Демократического совещания (сент.), высказывался против союза с буржуазией: вошел в состав Временного совета Российской Республики (Предпарламента), возглавил фракцию меньшевиков-интернационалистов. Выступая против правительства Керенского, М. тем не менее призвал рабочих и солдат воздержаться от вооруженного восстания. На заседании ВЦИК 24 октября заявил: «Хотя меньшевики-интернационалисты не противятся переходу власти в руки демократии, но они высказываются решительно против тех методов, которыми большевики стремятся к власти».
Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов (25-27 окт.), где сразу же поставил вопрос о мирном разрешении политического кризиса путем образования «единой демократической власти». К заявлению М.
присоединились все делегаты, но оно было сорвано уходом со съезда умеренных социалистов. После чего М. и его сторонники покинули съезд.
Октябрьский переворот стал для М. тяжелым ударом, а сам факт захвата власти и способ, которым он был осуществлен, М. считал «отвратительным». «Необходимым условием соглашения с большевиками» М.
считал «отказ последних от анархистских приемов диктатуры против демократии». Вошел в левоцентристский ЦК, созданный его сторонниками и сторонниками Дана: стал также редактором ЦО РСДРП - «Рабочей газеты». Объясняя причины оппозиции ленинскому правительству, М.
писал 30.12.1917 Н.С.Кристи в Швейцарию: «Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране - бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием социализма и пугачевским пониманием классовой борьбы, которые порождаются, конечно, самым тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве. Получается такой букет, что трудно вынести. Для меня социализм всегда был не отрицанием индивидуальной свободы и индивидуальности, а, напротив, высшим их воплощением, и начало коллективизма я представлял себе прямо противоположно «стадности» и нивелировке. Да не иначе понимают социализм и все, воспитавшиеся на Марксе и европейской истории. Здесь же расцветает такой «окопно-казарменный» квазисоциализм, основанный на всестороннем «опрощении» всей жизни, на культе даже не «мозолистого кулака», а просто кулака, что чувствуешь себя как будто бы виноватым перед всяким культурным буржуа».
В марте 1918 М. переехал в Москву, где находился ЦК РСДРП. В 1918-20 член ВЦИК. депутат Моссовета (1919-20, выдвигался на пост председателя). Делегат 3-го и 4-го Чрезвычайных съездов Советов; выступал против заключения мирного договора с Германией. Делегат Всероссийского совещания меньшевиков (май 1918). М. - один из авторов платформы РСДРП «Что делать?» (июль 1919), требовавшей от советской власти демократизации политического строя, отказа от национализации значительной части промышленности, изменения аграрной и продовольственной политики. Он автор «Апрельских тезисов» (1920), которые были положены в основу меньшевистской платформы «Мировая социальная революция и задачи социал-демократии», принятой Всероссийским партийным совещанием при ЦК РСДРП (апр. 1920). Основная идея - объединение «всех марксистских социалистических партий», включая и РКП (б), на основе последовательного народовластия, самой широкой свободы идейной борьбы и пропаганды. После легализации меньшевиков (30.1 1.1918) вошел в редакцию ЦО РСДРП - «Всегда вперед!» (затем «Интернационал»). В 1918-20 литературнопублицистическая деятельность М. была очень активна: он первым из меньшевиков поднял проблему грядущего «русского термидора», размышлял о судьбах демократии при диктатуре большевиков, открыто заявил о причастности Сталина к экспроприациям в 1907 и утверждал, что тот в этой связи исключался из партии. Революционный трибунал, куда обратился Сталин за защитой, выразил М. общественное порицание «за легкомысленное для общественного деятеля и недобросовестное в отношении народа преступное пользование печатью». Разгул террора заставил М. заявить решительный протест против расстрелов. Брошюра «Долой смертную казнь!» (написанная «кровью сердца и соком нервов») вышла в августе 1918 в Петрограде, а затем и в ряде европейских стран. «Всю силу своего желания, страсти, негодования, бичующего сарказма» М. бросил «в лицо палачам, чтобы остановить их преступную руку». В начале 1918 М. начал писать свои воспоминания, изданные в Берлине под заголовком «Записки социал-демократа» (1922). В 1919 в харьковском социал-демократическом журнале появился цикл его статей, позднее составивших отдельную книгу «Мировой большевизм» (Берлин, 1923). Статьи М. регулярно появлялись в таких изданиях как «Вперед», «Всегда вперед!», «Рабочий Интернационал». М. выступал с лекциями по актуальным политическим проблемам, с докладами на различных конференциях, в том числе профсоюзных.
В 1918-19 подвергался кратковременным арестам (домашним) за резкую критику большевистской диктатуры и красного террора. Он тяжело переживал горькое предчувствие крушения своих идеалов. «Думаю, - писал он своим друзьям за границу, - что лет 15 такого режима достаточно, чтобы люди покрылись шерстью и залаяли». В сентябре 1920 по поручению ЦК своей партии и с согласия пленума ЦК РКП(б) от 16 июля М. выехал в Германию для участия в съезде Независимой социалистической партии Германии (незадолго до этого ВЧК был выписан ордер на его арест). 15.10.1920 по поручению М., который уже не мог говорить из-за обострения туберкулеза, А.Штейн зачитал его речь «Проблемы Интернационала и русская революция». М. впервые открыто поведал миру об истинном положении в Советской России. Беспощадно клеймя политику советской власти, считал наилучшим исполнением международной солидарности по отношению к русской революции - защиту мирового рабочего движения «от разлагающих влияний примитивно-коммунистического большевизма».
На родину М. уже не вернулся. В Берлине он руководил Заграничной делегацией РСДРП (меньшевистский центр за границей), основал и возглавил вместе с Р.А6рамовичем журнал «Социалистический вестник» (с окт. 1922 ЦО РСДРП), а также издательство «Искра». Его талантливые статьи регулярно печатались на страницах этого журнала (45 статей и заметок). М. стал одним из создателей и лидеров 21/2 Интернационала.
Постоянно размышляя о социалистическом эксперименте в России, он все больше приходил к мысли о том, что «от русского неудавшегося социализма надо сворачивать на путь компромисса с капитализмом...».
М. скончался в одном из санаториев Шварцвальда. Как свидетельствовал Н.Суханов, это был «самый умный человек», какого он когдалибо знал.
На кремации и похоронах М. присутствовал М. Горький. На надгробном памятнике (Берлин) выбита надпись: «Юлий Мартов борец за освобождение рабочего класса».

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции