Испанский концертный исполнитель, гитарист, преподаватель и композитор. Родился в Сарагосе 13 мая 1870 года. Сольфеджио занимался во дворце Пилар, под руководством маэстро Ольеты, позже высшее образование получал у маэстро капеллы Франсиско Анеля. Он был сыном известного судьи в арагонской столице и получил хорошее образование. Отец хотел, чтобы он стал врачом. Уроки гитары с детских лет мальчик получал у авторитетного сарагосского маэстро Агустена Монтфорте, дом которого, храм гитары, почтили своим посещением такие гитаристы, как Аркас, Кано, Таррега и др. На этих встречах присутствовали и ученики маэстро. Первый приезд Тарреги в Сарагоссу в 1883 году окончательно укрепил Педро Маса в его призвании к гитаре. Он получил последние уроки в это время и стремился большее внимание уделять гитаре, а не занятиям по своей будущей специальности, что очень не понравилось родителям, и они отправили его в Мадрид. Он впервые посетил Антонио Кано, которому очень понравилось то, что такой молодой человек наизусть знает все его “Руководство”.
Он поступил в Королевскую консерваторию и закончил класс сольфеджио у композитора из Бильбао Хосе Арангурена де Авиньярно (1821 –1902 гг.). С детским восторгом он пишет в Сарагоссу о своих музыкальных успехах, после чего отец посылает его в Барселону, где он также отвлекается от учебы, чтобы заниматься музыкой и гитарой. Выступив с концертами на своем любимом инструменте в Испании и в городах Европы, в 1889 году он отправляется в Южную Америку. В Монтевидео он присоединяется к молодежному ансамблю “Фигаро” в следующем составе: Франсиско Каверо, Хосе Родригес, Мануэль Тарридо, Григорио Родригес – исполнители на бандурриях, Хуан Пло – лютнист, Эстебан Дилой из деревни Кариньена, как и Тарридо, Карлос Родригес – брат Григорио, Мигель Лопес и Педро Маса – гитаристы, а также Висенте Сорсано и Хоакин Самакоис – баск, в настоящее время проживающий в Барселоне, и Карлос Гарсия Толса – их руководитель. С ними он совершил большое турне, завершившееся в столице Сан–Хуана (Аргентина), где ансамбль окончательно распался, разыграв имущество, принадлежавшее ансамблю, по лотерее. Гитаристу Педро Маса, кроме всего прочего, досталась печать этого ансамбля, которую он галантно предложил автору этих строк.
В 1900 году после плодотворного путешествия по Европе он возвращается в Аргентину и поселяется в Буэнос–Айресе. Здесь начинается его многообразная деятельность, так как его широкая культура позволяет обращаться к самым сложным сферам искусства. Он создает первый ансамбль Арагонского центра из бандуррий, лютен, одной скрипки и гитар. Так об этом писали крупные газеты “Ла Пренса” и “Насьон”. Начинается полемика между известным редактором “Ла Пренса”, доктором Атьенсо Медрано и профессором Маса, как следует называть ансамбль – “Ронда” или “Рондалья”, причем мнение Маса восторжествовало, так как “ронда” – обозначает хоровод, а “рондалья” – ансамбль инструментов, его составляющий. Эти споры принесли известность преподавателю Маса и открыли ему путь на должность музыкального критика газеты “Пебете” (фимиам), а затем в газете “Хустисия” (справедливость) в городе Кордова. Потому в 1903 году он жил в Докте. Вместе с Кабельо Навасом он создал журнал “Ла Ревиста”, который просуществовал недолго. В 1904 году в этом городе состоялся музыкально–художественный конкурс, где он получил первую премию за свое сочинение для оркестра под названием “Испания”. Так он завоевал премию, единогласно присужденную газетой “Ла Пренса” (Буэнос–Айрес). Здесь же двумя годами позже он завоевал первую премию по литературе со своей драмой на заданную тему “Забастовка”. Творчески беспокойный человек, он создает певческие общества и преподает гитару, достигая удивительных результатов. Из его школы вышел маэстро Хуан Орланди, в настоящее время преподаватель гитары в провинциальной консерватории Кордовы. Упрочив свою славу гитариста и композитора, сопровождая выдающегося гитариста Хименеса Манхона, он пишет для сеньора Рафаэля де Манхон сочинения, которые заслужили одобрение критики на следовавших один за другими концертах. В это время из Чили приезжает гениальный исполнитель на бандуррии и композитор Хоакин Самаконс, которому он аккомпанировал в течении двух лет в их триумфальных турне по крупным городам Аргентины. Чтобы дать представление об успехе этого ансамбля, скажем только, что в Буэнос–Айресе в театре Онрубия они давали концерты подряд четыре месяца по очереди с выдающимся комическим актером Хулио Руисом. В это же время командующий испанской армией Хуан Т. Монтенегра написал драму “Испания не умирает”, музыку к которой написал гитарист П. Маса. Эта лирическая драма была поставлена, и ею дирижировал исполнитель на бандуррии Х. Самакоис. Постановка была запрещена по требованию министра США, так как он посчитал фабулу оскорбительной для его правительства.
П. Маса также оставил следы своего изысканного искусства в Монтевидео, будучи руководителем хоров каталонского певческого общества. Он дал концерты гитары в театре Уркиса, Толиатема и лицее Франца Листа; здесь он выступал меняясь с великими уругвайцами Соррильей–де–Сан–Мартин. Он триумфально объехал, по данным прессы, весь Уругвай и оставил преподавать ученика своей школы Хулио Отермино. В 1907 года он возвращается в Буэнос–Айрес и все свое время посвящает гитаре. Его ученики – самая изысканная аргентинская аристократия. Он основал консерваторию “Альбенис”. Мы с удовольствием убеждаемся в актуальности его заметки по искусству в “Аргентинском земледельце”. В настоящее время особенно выделяется его ученица сеньорита Росита Рока. Из сочинений его для гитары известны два опубликованных альбома и другие отдельные сочинения, важнейшее из которых – “Современное руководство для начинающих и продолжающих для гитары с 20 произведениями, включенными в текст Педро Масой”. Оно включает 118 страниц формата 22х31, и это хороший вклад в дело преподавания инструмента. Педро Маса в настоящее время ведет затворнический образ жизни и, благодаря его любезности, мы получили данные об образованнейшем пропагандисте классической школы гитары в Латинской Америке. Маса в настоящее время декан Буэнос–Айресских гитаристов. (1932 год)