вид живописи художественными масляными красками, которые готовят растиранием неорганических пигментов в отбеленном льняном масле (иногда с добавлением орехового и подсолнечного). Масляными красками пишут преимущественно на холсте, а также на картоне, дереве, металле или на известковой штукатурке.
Масляная живопись
Масляная живопись
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
разновидность живописной техники, основанная на применении рас-тительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) в качестве основного связующего ве-щества, а также на определенных приемах работы с касками. Для масляной живописи используется множество разновидностей основы (холст, картон, дерево, металл), многочисленные виды грунта, разнообразные сорта кистей и т.д. Этот вид живописи может использоваться не только для станковых картин, но и для исполнения панно, а также росписей на известковой шту-катурке.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
одна из техник станковой живописи. Основана на связывании красочных пигментов различными быстро сохнущими растительными маслами (льняное, маковое, ореховое и др.) и лаками. Масляные краски можно наносить на холст густыми или прозрачными слоями, по-разному накладывать мазок, добиваясь эмалевой гладкости или, напротив, рельефности. Масляные краски долгое время не меняют тона и блеска, ими легко передать все разнообразие фактур окружающего мира. Изобретение масляной живописи связывают с именем нидерландского живописца 15 в. Яна ван Эйка. В Италию рецепт масляной живописи привез Антонелло да Мессина. В мастерских венецианских мастеров Джорджоне и Тициана происходит окончательное освобождение масляной живописи от традиций работы темперой. Метод масляной живописи старых мастеров основан на последовательности трех слоев и трех этапов работы. Сначала на загрунтованный холст или дерево наносили тонким прозрачным слоем детализированный рисунок кистью, чаще всего однотонный. Поверх него накладывали подмалевок, который выполнялся кроющими, корпусными (непрозрачными) красками. В подмалевке лепится форма, белилами выделяются светлые части. Последний слой выполнялся прозрачными лессировками. Он делал нижележащие краски более темными и теплыми, усиливал красочное богатство и светоносность цветов. Методы новейшей живописи (начиная с импрессионизма) иные: в ней нет четко выраженных этапов работы; рисунок, форма и цвет часто лепятся в один прием (alla prima). Масляная живопись – самая «индивидуальная» из живописных техник, позволяющая ярко раскрыться неповторимой творческой манере каждого мастера.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007