МАСОНСТВО (франкмасонство)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАСОНСТВО (франкмасонство)
от французского franc macon - вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникло в начале 18 в. в Великобритании. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. В России М. известно с начала 1730-х гг. Во 2-й половине 18 в. получило распространение в среде образованного дворянства. Наибольшим влиянием пользовался кружок московских масонов (И. Г. Шварц, А. М. Кутузов, И. В. Лопухин, С. И. Гамалея, Н. И. Новиков и др.), члены которого занимались благотворительной и просветительской деятельностью. В 1810-20-х гг. членами лож были почти все участники движения декабристов, многие видные государственные и общественные деятели. В 1822 масонские ложи запрещены указом Александра I и в дальнейшем заметной роли не играли. Попытки возрождения М. предпринимались в начале 20 в.; т. н. думское М. объединяло видных политических деятелей либерального лагеря, связанных с Государственной думой. После октября 1917 все ложи ликвидированы органами ВЧК-ОГПУ.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Масонство (франкмасонство)
от франц. franc mason - вольные каменщики), система тайных организаций. Возникло в нач. XVII в. в Англии.    В Россию М. проникло и привело к созданию лож к 30-м гг. XVIII в. Приобрело широкое распространение и влияние. Как и во многих других странах, ложи охватывали прежде всего представителей верхов об-ва, в той ли иной степени контролировались монархической властью, сдерживавшей оппозиционные действия, нарастание револ. тенденций. В конце царствования Александра I масонские орг-ции были запрещены. Масонские ложи существовали и на У. В 80-х гг. XVIII в. образовалась ложа "Золотого ключа" в Перми, связанная с "Великой ложей" в Петербурге (руководители И.П.Елагин, Н.И.Новиков и др.). Основателем "Золотого ключа" был И.И.Панаев, прибывший из столицы на должность губ. прокурора. В ложу входили преимущественно чиновники, а также заводчики, среди к-рых был Г.М.Походяшин, к-рый помогал средствами и местной ложе и столичной, издательским начинаниям Новикова, в итоге разорился. Ложа большое место уделяла масонским ритуалам. Несколько позднее, в конце XVIII в., масонская орг-ция появилась и в Оренбурге, также связанная с петербургской "Великой ложей". Известно, что в нач. XIX в. ее возглавлял П.Е.Величко, занимавший должность нач. Оренбургского таможенного окр. В ложу входили чиновники и офицеры масонско-декабристского толка (В.П.Колесников, В.В.Ветошников и др.). Они намеревались выступить с оружием в руках, вслед за сподвижниками, будущими "декабристами", двинуться с солдатами к центру. После подавления выступления декабристов (1825), орг-ция была раскрыта и разгромлена.    Как организованная сила масонство в стране, в том числе и на У., возродилось лишь в 1906 г. и к началу 1-й мировой войны превратилось в чисто политич., чрезвычайно законспирированное течение, ставившее целью радикальную либерализацию об-ва. Росс. масонские ложи, объединявшиеся капитулами, не были самостоятельными и являлись провинциальными, т.е. дочерними, соподчиненными западным центрам (в XX столетии - совету "Великого Востока Франции").    Поскольку самостоятельность "Великого Востока народов России" признана не была, то ложа, по масонским нормам, стала "нерегулярной". Был разработан устав масонской орг-ции, к-рый утверждается очередным конвентом в 1913. В первом параграфе, именуемом "Задачи и цели ордена", сказано: "Создание связанного моральной общностью и взаимным доверием братского ордена: братья сохраняют свободу политического действия, но стремятся к утверждению и защите прав человека и гражданина". Осн. целями тем не менее были: "обволакивать" все правительственные структуры, добиваться полит. перемен, преследовать цель захвата власти или доминирующего положения в ней. Не исключалось и сохранение монархии, но конституционной, с заменой Николая II др. лицом. На рубеже 1910-1911 ложи в России реорганизуются, став сугубо полит. системой тайных орг-ций, принявшей наименование "Великий Восток народов России".    В составе Верховного Совета рук. положение занимали Н.В.Некрасов, А.М.Калюбакин, А.Ф.Керенский, А.Я.Гальперн, последовательно являвшиеся генеральными секретарями, А.И.Коновалов, М.И.Терещенко и др. представители левого крыла Партии народной свободы (кадеты), умеренных соц-ов, примыкающие к тем или др. беспартийные, в том числе и влиятельные члены Гос. Думы. К Февр. революции сеть масонских лож пронизывала гос. и обществ. структуры, покрыла обширное пространство России, вплоть до У. Самарской ложей с довоенного времени руководил кадет, в прошлом марксист, на протяжении многих лет связанный с большевиками, князь В.А.Кугушев. Имея владения в Поволжье и на У., он большую часть времени проводил в Уфе. Фактически деятельность его ложи простиралась и на Уфимскую губ. Кугушев всегда существенно помогал и кадетам, и большевикам. Осенью 1918 помог обменять заложников "красных" на "белых" в Уфе. Совместно с ним тогда в Уфе действовал виднейший кадет и масон О.И.Минор.    Временное прав-во в период от февраля до октября 1917 г. состояло наполовину из масонов. В дальнейшем наблюдалось сохранение роли масонов в системе антибольшевистских правительств. Сформировавшуюся в сент. 1918 в Уфе Директорию - Всероссийское временное правительство - возглавлял видный масон эсер Н.Д.Авксетьев. Почти все члены Директории были масонами (Н.И.Астров, Н.В.Чайковский, В.Н.Виноградов, В.М.Зензинов).    В Уфимском совещании, а затем в работе на У. принимали участие мн. масоны, в том числе чл. Ком-та членов Учр. собрания, в дальнейшем пред. Политического центра в Иркутске В.Н.Филипповский, создатель и руководитель казахской организации "Алаш", Совета Алаш-Орды, длительное время размещавшегося в Оренбурге, А.Н.Букейханов и др. Масоны, в т. ч. большинство из названных, участвовали в работе съезда членов Учр. собрания в Екат. Нек. масоны остались в Сов. России. В их числе - один из высших руководителей "Великого Востока народов России" министр и тов. премьера почти всех составов Временного правительства Н.В.Некрасов. Он под фамилией Голгофский обосновался в Уфе, но в дальнейшем был раскрыт и позднее расстрелян. Почти со всеми упомянутыми лицами в Питере, в Москве, Уфе общался лидер урал. кадетов Л.А.Кроль. Он был мастером екатеринб. масонской ложи, вступил в масонство не позднее 1912. Руководимая Кролем ложа окружена полнейшей тайной, ни он в своих объемных мемуарах, ни кто-либо другой из его окружения никогда, ни разу не упомянули об ее существовании и деятельности. Лишь Гальперн, являвшийся в 1916-1918 ген. секретарем масонской орг-ции, указывал на наличие в Екат. ложи, на масонство Кроля, на участие его в работе конвента летом 1916 в Петербурге. Надо полагать, что ложа была создана не в 1916, а ранее и членством охватывала не только Екат. Кроль был необычайно мобильным, коммуникабельным, умел налаживать и поддерживать контакты в столице и ур. регионе. Масоны сыграли большую роль в расшатывании монархии и России. В сер. авг. в Екат. по инициативе Кроля было сформировано Временное областное прав-во У., в к-ром сам он занял пост зам. пред. и министра (главноуправляющего) финансов. Пред. его стал биржевой делец кадет П.В.Иванов. Кроме него, в прав-во вошли Н.В.Асейкин, Н.Н.Глассон, А.Е.Гутт, П.В.Мурашев и А.В.Прибылев. Вероятно, половина состава Врем. пр-ва состояла из масонов. Но кто - точно неизвестно. Кроль на Уфимском Гос. совещании, сформировавшем Директорию - Временное Всероссийское прав-во, делает его пред. эсеру А.Д.Авксентьеву предложение - разместиться в Екат. и получает на то согласие. Взаимопонимание объяснялось просто: Авксентьев сам был масоном, как и примерно половина Директории. Лишь сильнейшее давление военных кругов, Сибирского прав-ва, вынудили Авксентьева уехать в Омск, где вскоре Директория была свергнута. Кроль, как, вероятно, почти все члены его ложи, эмигрировал. В 1919 екатеринб. масонская ложа прекратила существование.    Лит.: Пыпин А.Н. Русское масонство 18 и первой половины 19 вв. Пг., 1916; Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пг., 1917; Кроль Л.А. (Воспоминания, впечатления и встречи). Владивосток, 1921; Колесников и его товарищи в Оренбурге // Полярная звезда, 1962. Кн.7 (в двух вып.). М., 1968: Большаков Л.Н. "Отечеству дорогие имена": триптих о декабристах на Урале. Челябинск, 1975. Ч.1-3; Курочкин Ю. Под знаком Золотого ключа //Уральские находки. Свердловск, 1982; Николаевский Б.И. Русское масонство и революция. М., 1991; Плотников И.Ф. Масонство в России. Екатеринбург, 1996; Он же масонство на Урале // Последние новости (Екатеринбург). 1998, № 5 (109), 5-15 февраля; Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия. Харьков-М., 1997; Серков А.И. История русского масонства. 1845-1945. С.-Пб, 1997; Сафонов Д.А. Оренбургское тайное общество //Уральская историческая энциклопедия Екатеринбург, 1998; Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике XX века. М., 1998; Козяров М. Тайны России. Историография XX века. М., 1999; Острецов В. Масонство, культура и русская история (историко-критические очерки). Изд. 2-е. М., 1999.    Плотников И.Ф.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000