Масонство

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАСОНСТВО
согласно британской энциклопедии «учение и практика секретного братского ордена, крупнейшей всемирной организации». Масонство можно расценивать как морально-этическое движение с целью «просвещающего» влияния на властные структуры и проникновения в них.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Масонство
фр. – вольный каменщик) – религиозно-этическое движение, возникло в ХVIII в. а Англии, распространилось во многих странах, в том числе России. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Масонство
от французского термина "вольный каменщик") - религиозно-этическое движение, возникло в начале XVIII в. в Англии. Распространилось во многих странах, в том числе и в России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Наибольшую роль масонство играло в XVIII - начале XIX вв. С масонством были связаны как реакционные, так и прогрессивные общественные движения.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Масонство
религиозно-этическое учение, возникшее в Англии в начале XVIII в. и распространившееся далее во многих странах. Члены масонских объединений (лож) провозгласили своей целью объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности. Название, организация и ритуал масонства заимствованы у средневековых цехов строителей-каменщиков и средневековых рыцарских орденов. На начальных этапах масонство развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви и ее морально-этическим принципам. Со временем в масонстве усиливаются мистические настроения. Наибольшую роль масонство играло в XVIII-XIX вв., однако масонские организации существуют и ныне во многих странах.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

МАСОНСТВО
(франкмасонство) (франц. franc macon — вольный каменщик) — идеологическое и общественное (религиозно-этическое) движение. Возникло в начале XVIII в. в Великобритании, распространилось во многих странах. Название, форма организации (объединение в ложи) и традиции заимствованы от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Ставили задачу нравственного самоусовершенствования и переустройства мира на основе тайной всемирной организации с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. В Россию проникло на рубеже XVIII—XIX вв., официально было запрещено в 1822 г., но продолжало тайно действовать вплоть до современности.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Масонство
от англ. и фр. - вольный каменщик) - религиозно-этическое движение, созданное с целью влияния на властные структуры государства. Возникло в начале XVIII в. Объединяясь в ложи, масоны стремятся создать всемирную организацию этого союза. В России масонство появилось в 30-х годах XVIII в. Наибольшее влияние в конце XVIII в. приобрело общество Н.И. Новикова и И.Т. Шварца и др., подвергшееся преследованиям со стороны Екатерины II. Павел I сам принадлежал к масонской организации, а Александр I в 1822 г. официально запретил масонство. В начале XX в. академик М.М. Ковалевский при участии представителей французского масонства основал в России 28 лож. Известные представители знати, офицерства, предпринимателей, профессуры, члены политических партий поддерживали масонство, преследуя свои политические цели.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

МАСОНСТВО
религиозно-этическое движение, возникшее преимущественно в аристократически-буржуазной среде в начале XVIII в. в Англии. Выразилось в создании тайных обществ, лож, члены которых провозгласили своей целью «объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности». Ложи построены по образцу средневековых цеховых объединений каменщиков, у которых они заимствовали специфическую обрядность и сложную атрибутику. Первоначально М. развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви и ее морально-этическим установкам. Со временем в нем усилился мистицизм. Масоны стремятся создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозно-братском союзе. Осуждено церковью, которая усмотрела в нем конкурента в борьбе за массы и влияние на господствующие классы. В Германии поддерживалось Фридрихом II, во Франции Наполеоном I и Наполеоном III. В России ложи появились в 1762 г. в Москве и просуществовали до Великого Октября. Наибольшую роль М. играло в XVIII—начале XIX вв., но существует и сегодня во многих странах. Под маской М. зачастую скрываются крайне реакционные, зачастую фашистские организации, например, скандальное разоблачение получила в обществе итальянская масонская фашистская ложа П-2.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Масонство
(Masonry) мистич. учение и объединения его последователей (ложи). В основе учения вера в Бога как «Великого Архитектора Вселенной», к-рая причудливо сочетается с магией, ритуалом средневек. цехов, оккультизмом. Масоны возводят свою родословную к братствам строителей кафедрал. соборов (mason каменщик), ордену тамплиеров и даже строителям храма Соломона в Иерусалиме (975 до н. э.), но достоверн. сведения о первых ложах относятся к 1702, а первая «Великая ложа» осн. в Англии 24.06.1717. В Америке 18-19 вв. М. «суррогатная религия для людей Просвещения, подозрительно относящ. к традиционному христианству» (по определению амер. историка Г. Вуда). Первым амер. масоном считается Дж. Белчер, губ. Масс. 1730-41, вступивш. в ложу в Англии в 1704. В 1720 в Бостоне создана ложа, объединивш. солдат и офицеров брит. армии. Ок. 1730 возникла ложа в Филадельфии, в 1731 ее чл. стал Б. Франклин. С 1775 в ложи принимали и негров. Масонами были Дж. Вашингтон, Г. Нокс, М. Ж. П. Лафайет, Г. Клей, Р. Фултон, Э. Джексон. Т. Рузвельт и др. В 18-1-й пол. 19 в. членство в ложе обязательно сочеталось с принадлежностью к к.-л. христ. конфессии. Влияние М. с введением спойлз-систем имело значение при решении кадров. вопросов, и для борьбы с ним возникла антимасонская партия. В США широко используется масонск. символика (изображения мастерка, циркуля, всевидящ. ока, пятиконеч. звезды).

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

Масонство
от лат. и фр. – вольный каменщик) – религиозно-этическое движение, созданное с целью влияния на властные структуры государства. Возникло в начале 18 в. в Великобритании, распространилось позднее в различных странах. Заявляя о том, что Бог является «Великим архитектором Вселенной», масоны объявляют себя «каменщиками», возводящими здание во славу Бога (начало масонства связывается с людьми, возводящими пирамиды). Символика масонства отражает эти строительные начала (циркуль, фартук, молоток и т.д.). Масоны не придают значения религиозной принадлежности членов своих организаций, их политической ориентации, считают приемлемыми любые политические структуры, признающие важность нравственного воспитания людей. Объединяясь в ложи, они стремятся создать всемирную организацию этого религиозного союза. Правительства, церковь относятся с опасением к масонским организациям, запрещают их деятельность.
В России масонство появилось в 1730-х гг. Наибольшее влияние в конце 18 в. приобрело общество Н.И. Новикова, И.Г. Шварца и др., подвергшееся преследованиям со стороны Екатерины II, которая запретила масонство. При Александре I масонство вновь было разрешено. Состав масонских лож был многочисленным и включал в себя как высших сановников, так и будущих декабристов (П.И. Пестель, М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, А.М. Муравьев и др.). Ряд исторических русских фамилий из поколения в поколение значились в масонских списках: Голицыны, Лопухины, Тургеневы, Татищевы, Разумовские, Римские-Корсаковы, Гагарины, Нарышкины и др. В 1822 г. масонство было официально запрещено. В начале ХХ в. академик М.М. Ковалевский возродил масонство. Более 300 известных представителей знати, офицерства, предпринимателей, профессуры поддерживали масонство. Так, масонами были А.И. Гучков, Г.Е. Львов, С.Н. Прокопович, Е.Д. Кускова, И.И. Коновалов, Н.С. Чхеидзе, М.И. Скобелев, А.И. Керенский. Масонство оказало существенное влияние на события, связанные с Февральской революцией 1917 г. и на формирование Временного правительства. После Октября 1917 г. масонство в СССР было запрещено, ибо оно рассматривалось как тайная организация буржуазно-реакционного толка.
 
 

Источник: Краткий исторический словарь

МАСОНСТВО
франкмасонство, от франц. franc ma?on, букв. - вольный каменщик) - религ.-нравственное движение. Возникнув в нач. 18 в. в Англии, М. быстро распространилось в Европе и Америке. Противопоставляя себя феод. государственности и офиц. церкви, стремилось создать тайную всемирную орг-цию с целью мирного объединения человечества в религ. братском союзе. Сложная многоступенчатая структура ордена, ритуальная символика заимствованы М. y ср.-век. цехов каменщиков-строителей (назв. "каменщики", ритуальная одежда и утварь в форме строит. инструментов). Во 2-й пол. 18 в. в движении участвовали мн. просветители, однако внутри ордена все более усиливалась тяга к мистике, сменившая рационалистич. дух раннего М., росло увлечение ритуалистикой, стремление связать М. со ср.-век. рыцарским и мистич. орденами (тамплиерство, розенкрейцерство). Возникает система "строгого наблюдения" - попытка придать ордену характер боевой орг-ции реакц. типа. Одновременно А. Вейсгаупт, создавая в Баварии орден иллюминатов, пытался превратить М. в тайную орг-цию просветительского характера. В нач. 19 в. были попытки приспособить М. для нужд конспиративного революц. движения (Италия, Польша). В наст. время М. существует в ряде стран Зап. Европы и Америки, однако заметной обществ. роли не играет.

Наиболее достоверные данные о первых ложах в России относятся к нач. 1730-х гг. В первый период (1730-70-е гг.) М. выступало как одна из форм организации независимой от пр-ва оппозиц. дворянской общественности. Основой его становится деизм, отрицат. отношение к церк. обрядности, морализм, проповедь просвещения и гуманности; политич. симпатии склоняются к конституционализму. Обрядность и вопросы ритуала не привлекают в этот период особого внимания. Внутр. система ордена сравнительно проста и, как правило, состоит из трех степеней. Чрезвычайная неопределенность масонских идеалов позволила движению распространиться в разных обществ. кругах - от лагеря дворянской реакции (M. M. Щербатов) до разночинной интеллигенции (В. И. Баженов, открытие в 1766 в Архангельске "купеческой" ложи Св. Екатерины). Успех М. в России следует в определенной мере связать с возросшим интересом к формам обществ. орг-ции, свободным от правительств. опеки.

В эпоху развития антифеод. идеологии Просвещения в России и Зап. Европе, в годы социальных потрясений от Крест. войны 1773-75 в России до Франц. революции 1789-94, раскрывалась направленность М. против философии и социологии просветителей. С др. стороны, М. противостояло правительств. и обществ. реакции. Поэтому М. подвергалось одновременно гонениям справа (правительств. репрессии, комедии Екатерины II) и острой критике слева (А. Н. Радищев). Масоны 1770-80-х гг. трактовали человеч. натуру как злую, антиобщественную, а человеческое об-во - как арену всеобщей вражды; влияние социальных условий на человека исключалось. На основании этого масоны резко отрицали необходимость социальных реформ и революции. Однако и существующая действительность подвергалась осуждению как царство зла. Ей противопоставлялись идеалы гуманности, братства людей, филантропии. Возникла утопич. концепция мирного - без революций и политич. борьбы - перерождения современного несправедливого мира в будущее царство всемирного братства, справедливости, отказа от насилия и угнетения. Средством его достижения мыслилось всеобщее просвещение людей, нравственное самоочищение каждого, под эгидой тайных руководителей ордена. Двойственный характер идеалов М. этих лет создавал, с одной стороны, иллюзорную видимость возможности противопоставления его и революции и реакции, а с другой - открывал двери обществ. деятельности на ниве просвещения и филантропии. Это привлекло к М. таких людей, как Н. И. Новиков. Новиков в кружке моск. масонов 1780-х гг. занимал особое место (отрицат. отношение к ритуалу, акцент на практич. обществ. деятельности). В руководство моск. кружком входили также: И. Г. Шварц, А. М. Кутузов, И. В. Лопухин, С. И. Гамалея и др. В годы, непосредственно предшествовавшие франц. революции 1789-94, масоны для предотвращения близких социальных катастроф наряду с постепенными путями уничтожения обществ. зла (просвещение) начинают искать быстродействующие средства. Росло стремление реализовать масонскую утопию средствами мгновенного мистич. перерождения людей, разрешить конфликт бедности и богатства путем алхимич. опытов. Возник интерес к таинственным "высшим" степеням, "сокровенным наукам", в рус. М. появились розенкрейцерство, тамплиерство и др.

В самом М. начала все более резко сказываться дифференциация: для определенных групп масонов утопич. идеалы отходили на второй план, превращаясь в чисто словесное прикрытие примирения с помещичьей действительностью; другие, группировавшиеся вокруг Новикова, стремились к расширению обществ.-просветительной деятельности; третьи - это относится к наиболее молодым членам кружка моск. мартинистов 1780-х гг., например А. А. Петрову и Н. М. Карамзину, - вообще разочаровывались в М. и порывали с ним. Напуганное революц. движением в Европе и крест. волнениями в России, пр-во Екатерины II развернуло борьбу против революц. мысли (Радищев), а затем и против самостоят. обществ. организованности всех видов. М. в России было запрещено. Гонения прекратились при Павле I, стремившемся к возрождению различных форм ср.-век. иерархических орг-ций, к-рые должны были служить подножием безграничной имп. власти. Однако сколь-либо значит. оживления масонского движения в обстановке всеобщей подозрительности и террора тех лет не произошло.

Третий период в развитии М. начался одновременно с общим подъемом общественного движения в нач. 19 в. Пр-во Александра I разрешило деятельность масонских лож, видимо, опасаясь существования неконтролируемых тайных орг-ций и стремясь поставить их под надзор и даже использовать в своих интересах. Однако надежды пр-ва не оправдались: скоро начали возникать конспиративные ложи "высших степеней", а само М. оказалось тесно связанным с ранними декабристскими орг-циями. Однако вопрос об отношении декабризма к М. сложен. Ни стирание грани между масонами и декабристами (Т. Соколовская, журналистка нач. 20 в.), ни отождествление М. 1810-20-х гг. с мистикой и реакцией не раскрывают сущности дела. Прогрессивная дореволюц. наука (А. Н. Пыпин, В. И. Семевский) и сов. историки (H. M. Дружинин, А. Н. Шебунин, М. В. Нечкина, В. Г. Базанов, В. В. Пугачев и др.) объясняют связи раннего декабризма с М. интересом к формам тайной обществ. орг-ций. Резко отрицат. отношение масонов к насилию и политич. борьбе обусловило дальнейшие расхождения. Однако определенная группа декабристов, причем весьма активных (П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, Ф. Н. Глинка, Н. И. Тургенев, М. А. Дмитриев-Мамонов, А. Н. Муравьев и др.), сохраняла до нач. 1820-х гг. интерес к М. (особенно к высшим степеням). Это объяснялось повышенным вниманием декабристов к проблемам тактики, к опыту создания конспиративных групп, заговоров. По мере разочарования в тактике заговора и перехода к идее воен. революции декабристы окончательно обрывали связи с М. Однако запрещение М. пр-вом в 1822 декабристы встретили с осуждением. Правительств. запрет, с одной стороны, и окончат. разрыв с передовой общественностью - с другой, ликвидировали М. как обществ. движение. В дальнейшем в истории рус. мысли М. заметной роли не играло, хотя делались неоднократные попытки возродить его.

Лит.: Пыпин А. Н., Рус. масонство. XVIII и 1-й четв. XIX в., П., 1916; Вернадский Г. В., Рус. масонство в царствование Екатерины II, П., 1917; Пекарский П. П., Дополнение к истории масонства в России XVIII ст., СПБ, 1869; Ешевский С. В., Соч., т. 3, М., 1870; его же, Соч. по рус. истории, М., 1900; Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1-2, М., 1914 -15; Пиксанов Н. К., Масон. лит-ра, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М.-Л., 1947; Семевский В. И., Декабристы-масоны, "Минувшие годы", 1908, No 2, 3, 5-6; Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 22; Дружинин Н. М., Масонские знаки декабриста П. И. Пестеля, в кн.; Музей Революции Союза ССР, сб. 2, М., 1929; Базанов В. Г., Вольное общество любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949; Плимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "ВФ", 1957, No 2; Лотман Ю. M., M. А. Дмитриев-Мамонов - поэт, публицист и обществ. деятель, "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та", 1959, в. 78; его же, Сочувственник А. Н. Радищева А. М. Кутузов и его письма к И. П. Тургеневу (вступ. ст. к "Письмам А. М. Кутузова...."), там же, 1963, в. 139; Gould P., History of Freemasonry, v. 1-6, L., 1884-87; Findel J., Geschichte der Freimaurerei, Bd 1, Lpz., 1861.

Ю. M. Лотман. Тарту.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976



Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
503.09 кб

«Правое» масонство и русский консерватизм первой четверти XIX века

Минаков А. Ю.
Читать PDF
442.69 кб

Декабристский "Союз спасения" и русское масонство

Шаповалов В. А.
Читать PDF
230.87 кб

Масонство и православная империя: начало противостояния

Киясов Сергей Евгеньевич
В последней четверти XVIII в. наиболее известными в Российской империи центрами масонского движения стали С.-Петербург, Кронштадт, Рига, Митава, Ревель, Москва, Владимир, Яссы и Архангельск.
Читать PDF
257.25 кб

ВСЕВОЛОД САХАРОВ. МАСОНСТВО КАК ИСТОЧНИК И СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИДЕОЛОГИИ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Фетисова Т.А.
Читать PDF
139.59 кб

Русское масонство в период царствования Александра I

Белых Владимир Сергеевич
В статье рассказывается о развитии масонского движения в Российской империи в первой четверти XIX века. Даётся характеристика различных масонских лож, показывается влияние масонов на различные слои русского дворянства.
Читать PDF
343.54 кб

ВЛАСТЬ И МАСОНСТВО В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИЛИ СОЮЗ?

Киясов Сергей Евгеньевич
Статья посвящена процессам взаимодействия регулярных масонских лож и государственных институтов в эпоху Нового времени.
Читать PDF
182.15 кб

Масонство как «Антипросвещение» в комедиях Екатерины II

Акимова Татьяна Ивановна
В статье рассматривается проблема изображения Екатериной II в комедиях «Обманщик», «Обольщенный», «Шаман Сибирский» масонства в «эталонном» обличье отрицательных героев комедии классицизма: невежд, дураков и проходимцев, маскирующ
Читать PDF
258.76 кб

Масонство в повести «Член общества, или Голодное время» С. Носова

Ермоченко Т. К.
В статье «Масонство в повести «Член общества, или Голодное время» С. Носова» рассматривается особый масонский «контекст», изображающий странное общество. Оно воспринимается как общество современных вольных каменщиков.
Читать PDF
152.20 кб

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ И МАСОНСТВО (ТВОРЧЕСТВО М.М. ЩЕРБАТОВА)

Ковтун Наталья Вадимовна.
В статье исследуется творчество М.М. Щербатова в соотнесении масонских идей этого автора с классической утопией; рассматривает роль произведений М.М. Щербатова в становлении русской литературной утопии.
Читать PDF
251.80 кб

Тайны и идеи казанского масонства в конце XVIII начале XIX века

Руденко Константин Александрович
Статья посвящена рассмотрению малоизученной темы казанскому масонству в конце XVIII -начале XIX века.
Читать PDF
204.84 кб

Философские искания русского масонства XIX века

Николаева Татьяна Алексеевна
В статье анализируются философские искания русского масонства XIX века, дается обзор основных направлений: мистического, духовно-нравственного и политического. Показано влияние масонских идей на декабристское движение.
Читать PDF
30.58 мб

Символика Сфинкса в масонстве XVIII-XIX вв

Нутрихин Роман Владимирович
Читать PDF
82.50 кб

Философские и социально-политические условия зарождения и развития масонства в России

Николаева Т. А.
Статья посвящена истории возникновения и развития масонства в России. Это духовное движение оказало существенное влияние на культурную и общественную жизнь российского дворянства.
Читать PDF
0.00 байт

О некоторых аспектах идеологии масонства и меланхолической натурфилософии в творчестве В. А. Жуковск

Садовников Аркадий Германович
Статья посвящена наименее изученному, самому раннему периоду творчества В.А.Жуковского. Исследование философско-эстетического становления В.А.
Читать PDF
0.00 байт

О некоторых аспектах идеологии масонства и меланхолической натурфилософии в творчестве В. А. Жуковск

Садовников Аркадий Германович
Статья посвящена наименее изученному, самому раннему периоду творчества В.А.Жуковского. Исследование философско-эстетического становления В.А.

Похожие термины:

  • МАСОНСТВО (франкмасонство)

    от французского franc macon - вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникло в начале 18 в. в Великобритании. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы от средневековы