собирательное название кочевых и других племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Этническая принадлежность неясна.
МАССАГЕТЫ
МАССАГЕТЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
МАССАГЕТЫ
древний кочевой народ Восточного Прикаспия, вероятные предки Туркменов; принадлежали к комплексу Азиатских Скифов, но от конца I в. по Р. Хр. находились под властью Асов-Аланов и приняли их имя, которое носили до нашествия Гуннов; по китайским хроникам известны как "Яньцай".
Массагеты
скифское племя на терр. Закаспия и Приаралья. Первая попытка покорить их, предпринятая перс, царем Киром II в 529 до н. э., окончилась неудачей. В результате походов Дария I в 518 — 514 до н. э. их земли вошли в состав перс, державы, а после ее разгрома в империю Александра Македонского. Антимакедонское восстание в 330 — 328 до н. э. потерпело поражение. Со временем М. слились с другими степными племенами.
Источник: Словарь античности. 1989
МАССАГЕТЫ
• Massag?tae,
??????????, могущественный и воинственный кочевой народ на северо-восточном берегу Каспийского моря, по ту сторону Аракса (по Hdt. 1, 201 сл. надо разуметь под этим реку Яксарт), следовательно, между Аральским озером и Каспийским морем и в киргизской степи; первоначально они жили, вероятно, ближе к Уралу. По своим нравам они изображаются грубыми и дикими (общие жены, убиение стариков); покланялись солнцу, которому приносили в жертву коней. Hdt. 1, 216. Страна их была богата золотом и медью, что заметно было по их оружию и убранству лошадей; но в железе и серебре чувствовался недостаток. Strab. 11, 512 сл. В земле М., по Геродоту (1, 208) и Юстину (1, 8), погиб Кир.
??????????, могущественный и воинственный кочевой народ на северо-восточном берегу Каспийского моря, по ту сторону Аракса (по Hdt. 1, 201 сл. надо разуметь под этим реку Яксарт), следовательно, между Аральским озером и Каспийским морем и в киргизской степи; первоначально они жили, вероятно, ближе к Уралу. По своим нравам они изображаются грубыми и дикими (общие жены, убиение стариков); покланялись солнцу, которому приносили в жертву коней. Hdt. 1, 216. Страна их была богата золотом и медью, что заметно было по их оружию и убранству лошадей; но в железе и серебре чувствовался недостаток. Strab. 11, 512 сл. В земле М., по Геродоту (1, 208) и Юстину (1, 8), погиб Кир.
Массагеты
собирательное название группы племен Закаспия и Приаралья в сочинениях древнегреческих авторов. Неясность проводимых источниками сведений породила в науке многочисленные гипотезы об отождествлении массагетов и их этнической принадлежности. Одни ученые считали, что название «массагеты» происходит от слова «масуо» - «рыба» и означает «рыбоеды». Другие объясняют его как составное из слов «масс», «сака», «та» и означающее «большая скифская орда». По Геродоту массагеты – кочевники; сражались они пешими и на конях, причем их кони имели на груди латы; их утварь и оружие изготовлялись из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахемединской державы Кир, побежденный царицей массагетов Томирис. По Страбону, массагеты поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к массагетам обитателей приуральских болот и островов, живших примитивным строительством и рыбной ловлей. См. Скифы, Хорезмийцы, Чирик-Рабат.
МАССАГЕТЫ
собират. назв. группы племен Закаспия и Приаралья в соч. др.-греч. авторов. Неясность приводимых источ. сведений породила в науке многочисл. гипотезы об отожд. М. и их этнич. принадлежности. Одни ученые считали, что назв. М. обозначает «рыбоеды». Др.77 объясняют его как составл. из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда». По предпо-ложению третьих, слово «М.» означает «маза-геты» — «великие геты», а сами М. тожд. с «да (большие) юечжи» др.-кит. летописей. Однако ни одну из гипотез нельзя счи-тать общепринятой. О каких племенах говорит тот или иной автор, не всегда ясно. По Геродоту М. — кочевники. Сражаются они пешими и на конях, причем их кони носят на груди латы. Вся их утварь и оружие изготовлены из ме-ди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеме-нидской державы царь Кир, побежд. «царицей» М. Томи-рис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и о-вов, живущих примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также хорезмийцев и нек-рые др. племена.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МАССАГЕТЫ
Massagetai) - собирательное назв. группы племен Закаспия и Приаралья в соч. древнегреч. авторов. Неясность приводимых источниками сведений породила в науке многочисл. гипотезы об отождествлении М. и их этнич. принадлежности. Одни ученые считали, что назв. М. происходит от слова "masyo" - "рыба" и означает "рыбоеды". Другие объясняют его как составленное из слов "мас", "сака" и "та" и означающее "большая сакская (скифская) орда". По предположению третьих, слово "М." означает "мазагеты" - "великие геты", а сами М. тождественны с "да (большие) юечжи" древнекит. летописей. В наст. время точку зрения последних разделяет С. П. Толстов, к-рый приписывает М. археологич. памятники в низовьях Сыр-Дарьи. Однако ни одну из гипотез нельзя считать общепринятой. О каких племенах говорит тот или иной автор, называя их М., не всегда ясно. По Геродоту М. - кочевники. Сражаются они пешими и на конях, причем их кони носят на груди латы. Вся их утварь и оружие изготовлены из меди и золота. В борьбе с ними погиб основатель Ахеменидской державы царь Кир, побежденный "царицей" М. Томирис. По Страбону, М. поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Наряду с кочевниками Страбон относит к М. обитателей приаральских болот и островов, живущих примитивным собирательством и рыбной ловлей, а также хорезмийцев и нек-рые др. племена. Лит.: Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Пьянков И. В., К вопросу о маршруте похода Кира II на массагетов, "ВДИ", 1964, No 3. Б. Я. Ставиский. Москва.
МАССАГЕТЫ
собирательное название группы древних племен Закаспия и Приуралья в сочинениях древних авторов. Напр., в трудах Геродота: "С запада Кавказ граничит с так называемым Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины занимают массагеты.
Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Араке чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это - солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете... Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик..
Где-то здесь, в южнорус. степях, жили легендарные амазонки. Правда, другой великий ученый древности Страбон в своей "Географии" пишет 4 в.
спустя о тех же местах: "Некоторые писатели, изменяя гомеровский текст, пишут "алазонов", другие - "амазонок", слова же "Из Алибы" изменяют на "Из Алопы" или "Из Алобы", называя скифов, что живут над Борисфеном, "алазонами" и "каллипиадами" и другими племенами (о которых нам наболтали Гелланик, Геродот и Евдокс) и помещали амазонок между Мисией, Карией и Лидисой..
Что касается М., то Страбон указывал: "На левой стороне при входе в Каспийское море живут кочевники, которых наши современники называют деями с прозвищем Апарнов. Затем перед ними в промежутке находится пустыня; далее непосредственно следует Гиркания, у которой Каспийское море уже широко разливается вплоть до своего соприкосновения с мидийскими и армянскими горами. Если войти в Каспийское море, то справа живут скифы или сарматы, пограничные с европейскими странами, между Танаисом и этим морем, большей частью кочевники... Слева живут восточные скифы, также номады, область которых простирается до В. моря и Индии. Старинные греч. историки называли все с. народности одним именем скифов или кельтоскифов. Однако еще более древние историки установили различия между ними, называя племена, жившие за Евксинским Понтом, Истром и Адриатическим морем, гиперборейцами, савроматами и арисаспами; что касается племен, обитавших на Каспийском море, то одних называли саками, других - массагетами. Не буду в состоянии сообщить ничего о них определенного, хотя эти историки и описывали войну Кира с массагетами.
Однако в результате своих исследований историки не сообщили об этом племени ничего точного и правдоподобного, а древние историки персов, мидян и сирийцев не приобрели большой достоверности из-за наивности писателей и их увлечений мифами".
Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Араке чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это - солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете... Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди. Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик..
Где-то здесь, в южнорус. степях, жили легендарные амазонки. Правда, другой великий ученый древности Страбон в своей "Географии" пишет 4 в.
спустя о тех же местах: "Некоторые писатели, изменяя гомеровский текст, пишут "алазонов", другие - "амазонок", слова же "Из Алибы" изменяют на "Из Алопы" или "Из Алобы", называя скифов, что живут над Борисфеном, "алазонами" и "каллипиадами" и другими племенами (о которых нам наболтали Гелланик, Геродот и Евдокс) и помещали амазонок между Мисией, Карией и Лидисой..
Что касается М., то Страбон указывал: "На левой стороне при входе в Каспийское море живут кочевники, которых наши современники называют деями с прозвищем Апарнов. Затем перед ними в промежутке находится пустыня; далее непосредственно следует Гиркания, у которой Каспийское море уже широко разливается вплоть до своего соприкосновения с мидийскими и армянскими горами. Если войти в Каспийское море, то справа живут скифы или сарматы, пограничные с европейскими странами, между Танаисом и этим морем, большей частью кочевники... Слева живут восточные скифы, также номады, область которых простирается до В. моря и Индии. Старинные греч. историки называли все с. народности одним именем скифов или кельтоскифов. Однако еще более древние историки установили различия между ними, называя племена, жившие за Евксинским Понтом, Истром и Адриатическим морем, гиперборейцами, савроматами и арисаспами; что касается племен, обитавших на Каспийском море, то одних называли саками, других - массагетами. Не буду в состоянии сообщить ничего о них определенного, хотя эти историки и описывали войну Кира с массагетами.
Однако в результате своих исследований историки не сообщили об этом племени ничего точного и правдоподобного, а древние историки персов, мидян и сирийцев не приобрели большой достоверности из-за наивности писателей и их увлечений мифами".
Источник: Археологический словарь. 1996