24.2.1880, Елец, Орловской губ. 22.3.1961, София) - актер, педагог, режиссер. Из патриархальной семьи: отец, Осип Иераклиевич М" был служащим чайной фирмы Боткиных, занимался определением сортов чая (гутор). Мать, Анна Максимовна (урожд. Зубова), вела домашнее хозяйство. Большое влияние на детей, Николая и его сестру Варвару, оказала бабушка - Глафира Николаевна - исполнительница народных песен, сказительница. В 1886 отца перевели в Томск, где прошли детство и юность М. Гимназистом он принимал участие вместе с сестрой в любительских спектаклях, проходивших в зале городской библиотеки.М. мечтал стать врачом ив 1900 поступил на медицинский факультет Томского университета, но был исключен за участие в студенческих демонстрациях; перешел в Технологический институт, откуда уволен по той же причине и лишен права жительства в Томске. По совету сестры - к тому времени актрисы Малого театра, переехал в Москву ив 1904 был принят в Театральное училище в класс А.Федотова. Вторым педагогом М. был А.Ленский, любовь к слову привили ему О.Садовская, Г.Федотова, М.Ермолова, А.Южин, Е.Лешковская. На выпускном спектакле училища в 1907 присутствовали К.Станиславский и Вл.Немирович-Данченко, пригласившие М. в Художественный театр (МХТ). Между Малым театром и МХТ началась борьба за талантливого ученика, но М. предпочел МХТ, который давно страстно любил. Он сразу был включен в старый репертуар, сыграв Скалозуба в «Горе от ума» А.Грибоедова, Доктора в «Бранде» Г.Ибсена, 3-го рабочего в «Драме жизни» К.Гамсуна. В 1907-9 играл небольшие роли в премьерах: «Борис Годунов» А.Пушкина (князя Воротынского и князя Курбского), «Жизнь человека» Л.Андреева (Отца и в массовой сцене), «Синяя птица» М.Метерлинка (Отца и Бук), «Ревизор» Н.Гоголя (Уховертова), «У царских врат» Гамсуна (профессора Гиллинга), «Месяц в деревне» И.Тургенева (Ислаева). Новые крупные роли М. показали, что он занял прочное место в театре: Клавдий в «Гамлете» В.Шекспира (1911), Станицын в «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), Шатов в «Николае Ставрогине» Ф.Достоевского (1913), Живновский в «Смерти Пазухина» М.Салтыкова-Щедрина (1914), Ростанев в «Селе Степанчикове» Ф.Достоевского (1917). Он вводился в спектакли: «Три сестры» (Соленый), «Вишневый сад» (Лопахин) и «На дне» (Сатин). Работая в МХТ с 1907 по 1922, М. сыграл более 30 ролей. Станиславский называл его среди тех мастеров психологической школы, которые были, по его мнению, фигурами мирового масштаба.Н.Эфрос писал о нем: «Для Массалитинова верх, самый высокий полет его сценических сил - был второй спектакль Достоевского «Бесы». Но такие же черты актерского образа и такой же сценический метод проявляются иногда и даже с большим результатом во всех исполнениях Массалитинова», В 1913 вместе с Н.Подгорным и Н.Александровым М. создал частную Школу драматического искусства («Школа трех Николаев»); когда из-за нехватки средств школа закрылась, ученики последнего класса объединились во 2ю студию Художественного театра. Среди учеников М.
были А.Тарасова, В.Соколова, А.Зуева, Н.Баталов, М.Крыжановская, В.Вербицкий.
6.6.1919 группа актеров МХТ открыла гастроли в Харькове спектаклем «Вишневый сад» (М. играл Лопахина); в «Дяде Ване» исполнил роль Войницкого.В.Шверубович вспоминал: «Дядя Ваня-Массалитинов был, по-моему, во много, много раз лучше создателя этой роли Вишневского... Не знаю, так ли это уж было важно, но даже если Массалитинов и не был элегантен (этого он не мог), то он был интеллигентен, талантлив, умен, ничего дикого не было в мысли, что если бы он жил иначе, из него бы мог выйти Шопенгауэр, Достоевский..
Массалитинов действительно очень любил Елену и страстно ненавидел Серебрякова - в это можно было поверить, так как темперамент Николая Осиповича легко вспыхивал и пламенел ярче и горячее всего именно в ненависти. Он лучше, страстнее ненавидел, чем любил». После того, как занявшие 23 июня части белых отрезали «Качаловскую группу» (так называлась труппа по имени ее главного актера) от Москвы, она выступала в южных городах, испытав холод, неудобства, отсутствие хороших сцен, недоброжелательство, но и восторг зрителей. М. входил вместе с И.Берсеневым и С.Бертенсоном в правление группы и стал режиссером: в Одессе поставил «Осенние скрипки» И.Сургучева (сыграл роль Лаврова), в Екатеринодаре (совм. с Н.Литовцевой) - «У жизни в лапах» Гамсуна и «Братья Карамазовы» Достоевского (играл Бондезена и Прокурора). Вслед за гастролями в Тбилиси (1920) артисты выехали 27 сентября из Батума в Константинополь, а оттуда в Софию, где 20 октября «Вишневым садом» с Лопахиным-М. открыли гастроли. Здесь «Братья Карамазовы» были М. восстановлены в полном объеме и игрались в два вечера. Вместе с Литовцевой поставлены «Три сестры» (М.Андрей).
Гастроли прошли удачно, М. заметили и зрители, и коллеги-актеры. С 18.1.1921 начались выступления в Югославии: Белград, Загреб; в Любляне 1 и 2 марта состоялась премьера «На дне» М.Горького (постановка М., он также сыграл Сатина). Затем гастроли продолжились в Праге. После возвращения части группы в Москву М. вместе с оставшимися актерами играл в Городском театре на Королевских виноградах (в просторечьи «Виноградский театр»), 18 сентября состоялась премьера «Гамлета» (реж.Р.Болеславский, М. играл роль Клавдия). 2.9.1921 у М. и его жены, К.Краснопольской, родилась дочь Таня, ныне народная артистка Болгарии. В октябре играли в Братиславе, затем переехали в Вену, имели там шумный успех. Позднее выступали в Стокгольме, в Берлине. В начале 1922 в Берлин приехал Н.Подгорный, представитель Немировича-Данченко. Всю группу звали обратно в театр, но М. решил в Москву не возвращаться. Он играл старые роли в Лейпциге, Дрездене, Сопоте, в Прибалтике, в Скандинавии. В группе не было уже прежнего единения и взаимопонимания. В мае 1922в Мальме М. в последний раз сыграл в «Качаловской группе» Лопахина и Сатина, и группа перестала существовать.М. остался с немногими актерами, которые с момента отъезда Качалова, Книппер-Чеховой и др. в Москву стали называть себя «Зарубежная группа артистов МХТ» или, по месту основной работы, «Пражская группа». М. много играл, он заново поставил и обновил следующие спектакли: «Село Степанчиково» (играл Ростанева), «Вишневый сад» (играл Лопахина), «Дядя Ваня» (играл Войницкого), «Король темного чертога» Р.Тагора (читал от автора). В 1924 были поставлены новые спектакли: «Битва жизни» Ч.Диккенса, «Женитьба» Гоголя, «Екатерина Ивановна» Андреева, «Медея» Еврипида. В том же году М. создал в Берлине частную театральную школу: через учившихся там болгар имя М. стало известно в Болгарии, где театр переживал кризис. После новых болгарских гастролей «Пражской группы» (конец 1924) М. окончательно обосновался в Болгарии.
С 1925 М.- главный режиссер Народного театра в Софии. Первый спектакль М. - «Двенадцатая ночь» Шекспира (1926) - вызвал бурную реакцию зрителей и восторг прессы: «Все и все связаны умелой рукой мастера - в одно органическое целое. Здесь все стройно и гармонично слилось: и декорации, костюмы, музыка, освещение и мизансцены - с исполнителями всех ролей, даже самых незначительных. Получилась одна дивная симфония из красок, тонов и линий». В болгарский театр М.
привнес принципы МХТ, основы системы Станиславского. С помощью своих берлинских учеников М. за три года омолодил труппу театра, поднял уровень режиссуры и создал интересный репертуар. Среди постановок М.
русская классика - «Горе от ума» (1930), «Бедность не порок», «На дне» (1932), «Бесприданница» (1937), «Враги» (1944), «Три сестры» (1953), «Таланты и поклонники» (1955); пьесы западных драматургов - «Принц Гамбургский» (1942), «Гамлет», «Эрнани» (1943); но главной его заботой было создание национального репертуара. По словам драматурга С.Костова, М. «создал болгарскую пьесу». Введя систему совместной работы театра и драматурга, он помог развиться дарованиям таких писателей как И.Йовков, С.Костов, Р.Стоянов, Т.Влайков, Н.Икономов, С.Савов и др., поставил множество спектаклей по их пьесам и пьесам болгарских классиков: «Мастера» Стоянова (1927); «Албена», «Боряна» (1928); «Миллионер» (1930); «Обыкновенный человек» Исакова (1936); «Над пропастью», «Престол» И.Вазова (1934); «Борьба продолжается» Кр.Кюлявкова (1946). Одновременно со строительством театра М.
продолжал выступать на сцене, сыграл Тартюфа, фамусова, Маттиаса Клаузена («Перед заходом солнца» Г.Гауптмана), Леона («Борьба продолжается»): на концертной эстраде читал А.Блока, А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Горького, Ф.Тютчева, В.Маяковского и др. Созданная им в 1926 школа при Народном театре положила начало систематическому театральному образованию в Болгарии. В 1948 она превратилась в институт (ВИТИЗ), профессором которого М. работал многие годы. Среди его учеников Иван Димов, Зорка Иорданова, Ирина Тасева, Филипп Филиппов, Петя Герганова, Марта Попова, Константин Кисимов, Ольга Кирчева, Стефан Гецов. Руководил Народным театром до 1944, работал и в др. театрах Болгарии, ставил спектакли в Югославии. Имя его носит театр в Пловдиве. В 1948 удостоен звания народного артиста Болгарии.К.Сафаров, вспоминая о М" говорил: «Этот человек - счастье для всего нашего театра».