МАССОН
МАССОН
Михаил Евгеньевич (р. 21.XI.1897) - сов. археолог и историк-ориенталист. Проф., зав. кафедрой археологии (с 1940) Среднеазиат. гос. ун-та в Ташкенте, засл. деят. науки Узб. ССР (с 1944) и Туркм. ССР (с 1950), акад. АН Туркм. ССР (с 1951). М. - автор св. 260 работ. Участник многочисл. археол. экспедиций в республиках Ср. Азии. Проводил раскопки кушанского и ср.-век. Термеза (1936-38). С 1946 - руководитель Юж.-Туркменистанской археологич. комплексной экспедиции, осуществляющей большие работы в Туркм. ССР, в т. ч. раскопки парфянской Нисы и Мерва. Исследования М. посвящены доказательству существования в Ср. Азии рабовладельч. строя, закономерностям развития городов (Самарканд, Бухара, Ташкент и др.), истории денежного х-ва и горного дела, архитектуре, эпиграфике, ист. географии. М. создал ташкентскую школу археологов Ср. Азии, для к-рой характерно использование биологич. индикаторов при археол. работах, исследования по историч. топографии поселений и по нумизматике. Лит.: Перечень научных работ и публикаций М. Е. Массона, Таш., 1954; Тр. ЮТАКЭ, т. 1-12, Аш.-М., 1949-1963; Тр. САГУ, Нов. серия, Археология Ср. Азии, в. 11, 61, 81, 111, 172, 200, Таш., 1950-1963. В. М. Массон. Ленинград.
Массон
, Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Пережитое потрясение оказало значительное воздействие на его творчество, в котором ранее воспринятый от кубистов геометризм вытесняется экспрессивными формами, выражающими трагическую дисгармонию человеческого и природного бытия. В 1922 вернулся в Париж. В 1924, познакомившись с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром, Массон включился в объединение сюрреалистов. Увлекся методом автоматического рисования, при котором образы самопроизвольно зарождаются, всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В ранних сюрреалистических картинах колышущиеся, клубящиеся тени сгущаются в биоморфные образования — извивающиеся, раскачивающиеся, патетически вздымающиеся вверх (Гроза, 1924, Париж, частное собрание; Битва рыб, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927 Массон приступил к созданию "песчаных картин". Полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символический смысл, поскольку соотносились с одной из четырех мировых стихий — землей (Картина <Фигура>, 1926—1927, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Мертвые лошади, 1927, Париж, Нац. музей современного искусства). В нач. 1930-х Массон создал графические серии Избиения и Жертвоприношения, в которых тонкие линии классического рисунка, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих страшные картины древней истории и мифологии. В живописных полотнах на ту же тему вакхическое неистовство, бешеные схватки, насилие трактуются как проявление исконной жестокости, неизбывной агрессии, полыхающей в лоне самой природы (Резня в поле, 1933, Бремен, частное собрание; Вакханалия, 1933, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1934—1936 Массон жил в Испании. Страну, в которой на его глазах разразилась Гражданская война, он воспринял как край Эроса и Танатоса, место дионисийских страстей, запечатлевшихся в мрачном эпосе, кровавых сюжетах фольклора, в неистовстве корриды (Ibdes de Aragon, 1935, Лондон, галерея Тейт). В живописи и графике 2-й пол. 1930-х (серии Метаморфозы, 1937—1943; Мифология природы, 1938—1940) нарастает драматизм змеящихся, сплетающихся форм, яростного кипения красочных потоков. В 1941—1945 художник жил в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд — фантасмагорические существа, наваждения водных глубин, темных пещер, лесных зарослей. Фосфоресцирующие, мигающие зачатки органов, пульсирующая плоть эластичных тканей, длинные щупальца и мясистые конечности равномерно заполняют пространство (Нет законченного мира, 1942, Балтимор, Художественный музей; Антильские острова; Пасифая, обе — 1943, Чикаго, частные собрания). В Америке Массон открыл для себя красоту китайской живописи и каллиграфии. Последовавшее затем увлечение дзэн-буддизмом было подготовлено ранее сформировавшимися представлениями художника о слитности физического мира и сознания. Его абстрактные "психографии" оказали значительное воздействие на становление американской школы абстрактного экспрессионизма. Вернувшись во Францию в 1945, Массон жил поочередно в Экс-ан-Провансе и в Париже. Его "азиатский" период продолжается, охватывая все десятилетие 1950-х. Имитации знаков иероглифической скорописи обретают изобразительный смысл в пейзажеподобных композициях. Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков (Июль, 1948, Париж, частное собрание). В дальнейшем Массон сближается с направлением лирической абстракции (ташизмом). С 1933 занимался сценографией, оформив несколько драматических и музыкальных спектаклей.
Лит.: Masson A. Anatomie de mon univers. Paris, 1943; Masson A. Metamorphose de l’artiste. 2 vol. Geneve, 1956; Masson A. La memoire du monde. Geneve, 1974; Hahn O. Andre Masson. London, 1965.
В. Крючкова
Лит.: Masson A. Anatomie de mon univers. Paris, 1943; Masson A. Metamorphose de l’artiste. 2 vol. Geneve, 1956; Masson A. La memoire du monde. Geneve, 1974; Hahn O. Andre Masson. London, 1965.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006