МАССОН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МАССОН
Михаил Евгеньевич (р. 21.XI.1897) - сов. археолог и историк-ориенталист. Проф., зав. кафедрой археологии (с 1940) Среднеазиат. гос. ун-та в Ташкенте, засл. деят. науки Узб. ССР (с 1944) и Туркм. ССР (с 1950), акад. АН Туркм. ССР (с 1951). М. - автор св. 260 работ. Участник многочисл. археол. экспедиций в республиках Ср. Азии. Проводил раскопки кушанского и ср.-век. Термеза (1936-38). С 1946 - руководитель Юж.-Туркменистанской археологич. комплексной экспедиции, осуществляющей большие работы в Туркм. ССР, в т. ч. раскопки парфянской Нисы и Мерва. Исследования М. посвящены доказательству существования в Ср. Азии рабовладельч. строя, закономерностям развития городов (Самарканд, Бухара, Ташкент и др.), истории денежного х-ва и горного дела, архитектуре, эпиграфике, ист. географии. М. создал ташкентскую школу археологов Ср. Азии, для к-рой характерно использование биологич. индикаторов при археол. работах, исследования по историч. топографии поселений и по нумизматике.

Лит.: Перечень научных работ и публикаций М. Е. Массона, Таш., 1954; Тр. ЮТАКЭ, т. 1-12, Аш.-М., 1949-1963; Тр. САГУ, Нов. серия, Археология Ср. Азии, в. 11, 61, 81, 111, 172, 200, Таш., 1950-1963.

В. М. Массон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Массон
, Андре (Masson, Andre) 1896, Балиньи, Уаза — 1987, Париж. Французский художник. Представитель сюрреализма. Отроческие и юношеские годы провел в Брюсселе, учился в Королевской академии художеств у К. Монтальда. В 1912 переехал в Париж, где посещал Школу изящных искусств, обучался также технике фресковой живописи у П. А. Бодуэна. В 1914 совершил путешествие по Италии и Швейцарии, затем был мобилизован и отправлен на фронт. В 1917 получил тяжелое ранение, сопровождавшееся психическим срывом. Пережитое потрясение оказало значительное воздействие на его творчество, в котором ранее воспринятый от кубистов геометризм вытесняется экспрессивными формами, выражающими трагическую дисгармонию человеческого и природного бытия. В 1922 вернулся в Париж. В 1924, познакомившись с А. Бретоном, Л. Арагоном, П. Элюаром, Массон включился в объединение сюрреалистов. Увлекся методом автоматического рисования, при котором образы самопроизвольно зарождаются, всплывают из хаоса линий, регистрирующих импульсы подсознания. В ранних сюрреалистических картинах колышущиеся, клубящиеся тени сгущаются в биоморфные образования — извивающиеся, раскачивающиеся, патетически вздымающиеся вверх (Гроза, 1924, Париж, частное собрание; Битва рыб, 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства). В 1927 Массон приступил к созданию "песчаных картин". Полотно, частично залитое клеем, посыпалось песком и затем отряхивалось. Песчаные зоны, обогащающие живописную фактуру, имели и символический смысл, поскольку соотносились с одной из четырех мировых стихий — землей (Картина <Фигура>, 1926—1927, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Мертвые лошади, 1927, Париж, Нац. музей современного искусства). В нач. 1930-х Массон создал графические серии Избиения и Жертвоприношения, в которых тонкие линии классического рисунка, сплетаясь в паутину, образуют подобие прозрачных проекций, являющих страшные картины древней истории и мифологии. В живописных полотнах на ту же тему вакхическое неистовство, бешеные схватки, насилие трактуются как проявление исконной жестокости, неизбывной агрессии, полыхающей в лоне самой природы (Резня в поле, 1933, Бремен, частное собрание; Вакханалия, 1933, Париж, Нац. музей современного искусства). В 1934—1936 Массон жил в Испании. Страну, в которой на его глазах разразилась Гражданская война, он воспринял как край Эроса и Танатоса, место дионисийских страстей, запечатлевшихся в мрачном эпосе, кровавых сюжетах фольклора, в неистовстве корриды (Ibdes de Aragon, 1935, Лондон, галерея Тейт). В живописи и графике 2-й пол. 1930-х (серии Метаморфозы, 1937—1943; Мифология природы, 1938—1940) нарастает драматизм змеящихся, сплетающихся форм, яростного кипения красочных потоков. В 1941—1945 художник жил в США, в штате Коннектикут. В его живописи появляются отголоски местных мифов и легенд — фантасмагорические существа, наваждения водных глубин, темных пещер, лесных зарослей. Фосфоресцирующие, мигающие зачатки органов, пульсирующая плоть эластичных тканей, длинные щупальца и мясистые конечности равномерно заполняют пространство (Нет законченного мира, 1942, Балтимор, Художественный музей; Антильские острова; Пасифая, обе — 1943, Чикаго, частные собрания). В Америке Массон открыл для себя красоту китайской живописи и каллиграфии. Последовавшее затем увлечение дзэн-буддизмом было подготовлено ранее сформировавшимися представлениями художника о слитности физического мира и сознания. Его абстрактные "психографии" оказали значительное воздействие на становление американской школы абстрактного экспрессионизма. Вернувшись во Францию в 1945, Массон жил поочередно в Экс-ан-Провансе и в Париже. Его "азиатский" период продолжается, охватывая все десятилетие 1950-х. Имитации знаков иероглифической скорописи обретают изобразительный смысл в пейзажеподобных композициях. Короткие молниеносные зигзаги, разбегающиеся и пересекающиеся штрихи, диффузные пятна, сверкающие пробеги тонких линий ассоциируются то с растительными зарослями, то с полетом птичьих стай над пустынной местностью, то с низвержением пенящихся водных потоков (Июль, 1948, Париж, частное собрание). В дальнейшем Массон сближается с направлением лирической абстракции (ташизмом). С 1933 занимался сценографией, оформив несколько драматических и музыкальных спектаклей.
Лит.: Masson A. Anatomie de mon univers. Paris, 1943; Masson A. Metamorphose de l’artiste. 2 vol. Geneve, 1956; Masson A. La memoire du monde. Geneve, 1974; Hahn O. Andre Masson. London, 1965.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
131.49 кб

2009. 01. 042. Массон В. М. Культурогенез Древней центральной Азии / Ин-т истории материал. Культуры

Медовичев А. Е.
Читать PDF
76.68 кб

П. Массон-Урсель о сравнительном методе

Моргачева Елена Николаевна, Перепелица Лариса Викторовна
Статья представляет собой перевод второй главы книги известного французского филолога и философа-компаративиста Поля Массона-Урселя «Сравнительная философия» «О сравнительном методе».
Читать PDF
122.57 кб

Эколого-экономическая оценка управленческих решений для экологических программ по реабилитации массо

Стоянова И. А.
Показано, что для принятия решений по сохранению и восстановлению окружающей природной среды в углепромышленных регионах оценка экологической ситуации должна осуществляться через показатели, зависящие как от функционирующих, так и
Читать PDF
803.48 кб

Опыт применения носимых технологий в практике управления производительностью труда сотрудников массо

Стрижова Екатерина Андреевна, Евдокименко Александр Сергеевич
Цель. Показать возможности и перспективы использования носимых технологий в практике управления персоналом на примере мониторинга показателей индекса напряжённости регуляторных систем c помощью носимого устройства1. Подход.
Читать PDF
950.71 кб

Массовая коллективизация: задачи, методы, практика

Муравьева Л.А.
Читать PDF
140.24 кб

Массовая культура: аспекты понимания

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
530.72 кб

Маркетинг и массовая культура

Тульчинский Григорий Львович
Читать PDF
251.85 кб

М. Л. Гаспаров. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день

Галинская И. Л.
Читать PDF
2.03 мб

Противодействие росту вовлеченности молодежи в радикальный политический протест (на материалах массо

Пономарев Николай Андреевич, Белов Сергей Игоревич, Майлис Антон Андреевич
Представленное исследование посвящено изучению факторов, обуславливающих рост вовлеченности молодежи в радикальный политический протест (на материалах массовых акций 2017 г.).
Читать PDF
409.35 кб

К вопросу о психометрической экспертизе и разработке психодиагностического инструментария для массов

Шаповал Валентин Анатольевич
В работе представлены результаты сравнительной комплексной психометрической экспертизы наиболее распространенных психодиагностических опросников, используемых для решения задач профессионально-психологического отбора кандидатов и
Читать PDF
316.14 кб

Репрезентация российской угрозы информационной безопасности в польских национальных средствах массов

Савицкий К.В.
В статье анализируется репрезентация угрозы информационной безопасности со стороны России в польскоязычных средствах массовой коммуникации.
Читать PDF
255.26 кб

А. В. Костина. Традиционная, элитарная, массовая культуры: к проблеме определения понятий

И.Г.
Читать PDF
275.11 кб

А. Н. Чумаков. Массовая и элитарная культуры как продукт глобализации

Фетисова Т. А.
Читать PDF
188.24 кб

Массовая культура в истории социально-гуманитарного знания

Невская Т. Н.
Читать PDF
188.24 кб

Массовая культура в истории социально-гуманитарного знания

Невская Татьяна Николаевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Массон, автор записок

    о врем. Екатер. II и Павла I, будто бы состоял при вел. кн. Александре Павловиче, изгнан Павлом I; р. 1762 г., † 1807 г. Должно быть, одно лицо, что и Массон, Иван Яковлевич (см.). {Половцов}
  • Массон, Иван Яковлевич

    Инженерного шляхетного кадетского корп. учитель, род. 1740 г. {Половцов}
  • Массон Карл

    Массон, Карл - писатель о России (1762 - 1807). Родился в Женеве, в конце 1786 г. приехал в Россию и поступил преподавателем в артиллерийско-инженерный кадетский корпус. В 1795 г. назначен секретарем великого
  • Массон, Вадим Михайлович

    cоветник директора Института истории материальной культуры Российской Академии наук c 2000 г.; родился 3 мая 1929 г.; окончил Среднеазиатский государственный университет в 1950 г.; специалист по археолог
  • Массон, Мориц

    сост. кн. "Мудрость народная в пословицах" и пособ. по нем. яз., † 12 июня 1874. {Венгеров}
  • Массовая культура

    см. Китч.
  • МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ценностный «низ» литературной иерархии, часто отвергаемый как псевдолитература. Нередко под массовой литературой понимают все художественные произведения какого-либо культурно-исторического п
  • МАССОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО

    термин, используемый для определения современных технологий производства, предусматривающих выпуск изделий большими сериями. Концепция М.П. предполагает рациональное разделение труда и организ
  • Массовые политические репрессии

    термин, под которым понимают репрессии по политическим мотивам, осуществлённые в СССР в 1930-х гг. (особенно в 1937—1938 гг.).
  • Оборонно-массовая работа

    система мероприятий государственных и общественных организаций, направленных на воспитание трудящихся в духе советского патриотизма и повышение их готовности к защите социалистического Отечес
  • МАССОВАЯ ПЕСНЯ

    песенный жанр, сложившийся в 1920– 30-е гг., составлявший репертуарную основу советской хоровой самодеятельности и бытового массового пения. Термин «массовая песня» употребляется в широком смысле
  • Ликвидация последствий применения оружия массового поражения

    комплекс мероприятий, проводимых в войсках (силах) и на объектах тыла одновременно с восстановлением их боеспособности (жизнедеятельности). Основные мероприятия: разведка очагов поражения; неотл
  • Оружие массового поражения

    оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и разрушения. Поражающие факторы ОМП в течение определенного времени после его применения могут наносить уро
  • Защита войск от оружия массового поражения

    проводится с целью максимально ослабить воздействие ядерного, химического и биологического оружия противника на войска (силы) и объекты тыла, сохранить их боеспособность и обеспечить успешное вы
  • АГИТАЦИОННО-МАССОВОЕ ИСКУССТВО

    Агитационное искусство родилось в годы революции и Гражданской войны в обстановке прямых классовых столкновений. В начале 1918 г. Ленин выдвинул план монументальной пропаганды. В том же году вышел
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАССОВОЕ

    1920– 30-е гг.) — система мероприятий по музыкальному просвещению и образованию (начало — с 1918 г.). Центральный отдел МУЗО Наркомпроса, его подотдел Общего музыкального образования (ОМО), его филиалы,
  • МАССОВОЕ ПЕНИЕ

    вид самодеятельного хорового музицирования, распространенный в 1920–30-е гг. Его отличало количественно не ограниченное число участников, которые не разделялись на исполнителей и слушателей, отсут
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    пресса: печать, радио, телевидение.
  • Политическая жизнь в 1920–1930е гг. Внутрипартийная борьба. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии

    Николаевич (1831-1891) известный русский мыслитель консервативного направления. Оценки Леонтьева в литературе: «Кромвель без меча», «диктатор без диктатуры», «политический Торквемада», «более Ницше,
  • МАССОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

    1) источники, характеризующие такие объекты действительности, которые образуют определенные общественные системы с соответствующими структурами [И. Д. Ковальченко]; 2) документы, имеющие формулярн