Массовая культура

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Массовая культура
совокупность общемировых элементов культуры, производимых промышленным способом.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

Массовая культура
типичный продукт «массового общества». Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на продукты массовой культуры. Основные социальные функции массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности; психологический контроль над умами масс и влияние на них с целью формирования стандартных потребностей, стереотипного мышления и приемлемых форм приспособления и приобщения к новому миропорядку.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Становление индустриального и урбанизированного общества привело к серьезным изменениям в культуре. Доиндустриальное аграрное общество было традиционным, т.е. жизнь человека, его представления о мире и самом себе были предопределены многовековыми традициями. В индустриальном урбанизированном обществе все это формирует М.К. Не только образованная элита, но и широкие массы становятся потребителями культурных ценностей. В индустриальном обществе возникают средства массовой информации (сначала газеты и журналы, затем радио, телевидение). Искусство и литература начинают приспосабливаться к новым потребностям. Возникают и быстро развиваются новые их жанры, нацеленные на массового потребителя (читателя, зрителя и т.д.). К таким относится, например, КИНО. В литературе оформляются жанр ДЕТЕКТИВА, приключенческого романа, ФАНТАСТИКИ. М.К. становится важнейшей сферой общественной жизни. Появляется возможность манипулировать общественным сознанием, обладая контролем над М.К. В XX в. эту возможность в наибольшей степени использовали тоталитарные режимы (см. ТОТАЛИТАРИЗМ). В них государство устанавливало контроль над средствами массовой информации, искусством и литературой, превращая их в орудие ПРОПАГАНДЫ. В связи с этим возрастает важность обеспечения режима свободы слова и творчества. В странах либеральной демократии этому способствует коммерциализация М.К. Но в наибольшей степени в настоящее время этому содействует информационная революция, связанная с появлением компьютеров и новой техники связи. Благодаря им открывается доступ к мировым информационным сетям и банкам информации, что делает технически невозможным государственный контроль над средствами массовой информации.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
понятие, характери-зующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчи-танных на массовое потребление. Массовая культура является продуктом возникновения «массового» общества, характерными чертами которого стали индустриа-лизация, урбанизация, массовое потребление, развитая система массовой коммуникации. Поэтому массовая культура принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни современного общества. Массовая культура имеет ряд отличительных черт: примитивный характер, развлекательную направленность, обращение к подсознанию человека, тематическая ограниченность. Эти черты образуют одновременно ее достоинства и недостатки.
Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребителя. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Таким образом, массовая культу-ра становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. Вместе с тем, благодаря современным техническим средствам, массы людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной. Индивиду предоставляется возможность повышать свой образовательный уровень.
С другой стороны, массовая культура оценивается как социальная патология, симптом вырождения общества за низкопробность и пошлость ее продукции и ориентацию на интересы невзыскательной публики. В качестве отрицательного ее влияния, подчеркивается также ори-ентация массовой культуры на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства, ориентация его на потребление, а не на творчество.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
530.72 кб

Маркетинг и массовая культура

Тульчинский Григорий Львович
Читать PDF
351.05 кб

Текст - код массовой культуры

Ерохина Татьяна Иосифовна
Осмысление текста как кода массовой культуры представлено в статье в двух ракурсах: анализ дефиниции текста в семиотическом дискурсе, актуализирующем понимание текста как кода культуры; определение онтологической значимости текста
Читать PDF
374.81 кб

Эстетика языка массовой культуры

Тараканов Александр Валерьевич
Читать PDF
237.90 кб

Язык и ценности массовой культуры

Аблеев Сергей Рифатович, Кузьминская Светлана Игоревна
Статья посвящена философскому анализу лингвистических и аксиологических аспектов феномена массовой культуры.
Читать PDF
1.12 мб

Архетип как код массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Мазилов Владимир Александрович, Нажмудинов Гаджи Магомедович
В рамках работ по гранту «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс» составлен глоссарий, отразивший установленные авторским коллективом коды массовой культуры. Таким кодом, в числе других, определен архетип.
Читать PDF
1.32 мб

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ДЕТЕРМИНАНТА

И. Ф. Петров
Методологическая неоднозначность позиций исследователей приводит к тому, что массовую культуру относят к разным аспектам явления.
Читать PDF
140.24 кб

Массовая культура: аспекты понимания

Костина Анна Владимировна
Читать PDF
239.00 кб

Стратегии массовой экранной культуры

Ворожейкин Евгений Петрович
Статья посвящена исследованию стратегий массовой экранной культуры, направленных на манипуляцию образами смерти и насилия.
Читать PDF
194.27 кб

Аскетизм и гедонизм массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В статье анализируется феномен «массовая культура» и характер ее влияния на субъекта. Современной массовой культуре присущи одновременно как гедонизм, так и аскетизм, которые не всегда являются противоположными понятиями.
Читать PDF
100.29 кб

Интернет как закат массовой культуры?

Фокин Александр Александрович
Читать PDF
352.06 кб

Олимпиада как текст массовой культуры

Злотникова Татьяна Семеновна, Шапошников Всеволод Аркадьевич
В статье ставится мало изученная в отечественной науке проблема интерпретации выдающегося спортивного события как репрезентативного текста массовой культуры.
Читать PDF
131.56 кб

Иерархическая модель массовой культуры

Ильин Алексей Николаевич
В данной статье массовая культура рассматривается не как гомогенное образование, а как иерархическая система.
Читать PDF
145.47 кб

Ценностные ориентиры массовой культуры

Волова Л. А.
Читать PDF
175.22 кб

Семиотические аспекты массовой культуры

Кожемякин Е. А., Манохин Д. К.
В статье рассматривается общая модель семиотического процесса в массовой культуре, основанная на концептуальных разработках Ч.С. Пирса, Ч. Морриса и У. Эко.
Читать PDF
385.82 кб

Массовая культура и современная реклама

Матвеева Е.О.
Статья посвящена отражению в современной российской печатной рекламе идеалов массовой культуры. В статье рассматривается психология потребления, являющаяся стержнем современной массовой культуры, а значит и рекламы.