совокупность общемировых элементов культуры, производимых промышленным способом.
Массовая культура
Массовая культура
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Массовая культура
типичный продукт «массового общества». Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на продукты массовой культуры. Основные социальные функции массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности; психологический контроль над умами масс и влияние на них с целью формирования стандартных потребностей, стереотипного мышления и приемлемых форм приспособления и приобщения к новому миропорядку.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Становление индустриального и урбанизированного общества привело к серьезным изменениям в культуре. Доиндустриальное аграрное общество было традиционным, т.е. жизнь человека, его представления о мире и самом себе были предопределены многовековыми традициями. В индустриальном урбанизированном обществе все это формирует М.К. Не только образованная элита, но и широкие массы становятся потребителями культурных ценностей. В индустриальном обществе возникают средства массовой информации (сначала газеты и журналы, затем радио, телевидение). Искусство и литература начинают приспосабливаться к новым потребностям. Возникают и быстро развиваются новые их жанры, нацеленные на массового потребителя (читателя, зрителя и т.д.). К таким относится, например, КИНО. В литературе оформляются жанр ДЕТЕКТИВА, приключенческого романа, ФАНТАСТИКИ. М.К. становится важнейшей сферой общественной жизни. Появляется возможность манипулировать общественным сознанием, обладая контролем над М.К. В XX в. эту возможность в наибольшей степени использовали тоталитарные режимы (см. ТОТАЛИТАРИЗМ). В них государство устанавливало контроль над средствами массовой информации, искусством и литературой, превращая их в орудие ПРОПАГАНДЫ. В связи с этим возрастает важность обеспечения режима свободы слова и творчества. В странах либеральной демократии этому способствует коммерциализация М.К. Но в наибольшей степени в настоящее время этому содействует информационная революция, связанная с появлением компьютеров и новой техники связи. Благодаря им открывается доступ к мировым информационным сетям и банкам информации, что делает технически невозможным государственный контроль над средствами массовой информации.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
понятие, характери-зующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчи-танных на массовое потребление. Массовая культура является продуктом возникновения «массового» общества, характерными чертами которого стали индустриа-лизация, урбанизация, массовое потребление, развитая система массовой коммуникации. Поэтому массовая культура принадлежит к числу стандартизированных явлений духовной жизни современного общества. Массовая культура имеет ряд отличительных черт: примитивный характер, развлекательную направленность, обращение к подсознанию человека, тематическая ограниченность. Эти черты образуют одновременно ее достоинства и недостатки.
Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребителя. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Таким образом, массовая культу-ра становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. Вместе с тем, благодаря современным техническим средствам, массы людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной. Индивиду предоставляется возможность повышать свой образовательный уровень.
С другой стороны, массовая культура оценивается как социальная патология, симптом вырождения общества за низкопробность и пошлость ее продукции и ориентацию на интересы невзыскательной публики. В качестве отрицательного ее влияния, подчеркивается также ори-ентация массовой культуры на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства, ориентация его на потребление, а не на творчество.
Сила массовой культуры заключается в том, что она не отделена от потребителя. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все поступает к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт становится престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Таким образом, массовая культу-ра становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама, на которую сегодня тратятся огромные средства. Вместе с тем, благодаря современным техническим средствам, массы людей получают доступ к любой сфере культуры, в том числе и высокопрофессиональной. Индивиду предоставляется возможность повышать свой образовательный уровень.
С другой стороны, массовая культура оценивается как социальная патология, симптом вырождения общества за низкопробность и пошлость ее продукции и ориентацию на интересы невзыскательной публики. В качестве отрицательного ее влияния, подчеркивается также ори-ентация массовой культуры на формирование духовного стандарта, «оболванивание» человека, воспитание у него невысоких потребностей в сфере искусства, ориентация его на потребление, а не на творчество.