МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Найдено 1 определение
МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
ценностный «низ» литературной иерархии, часто отвергаемый как псевдолитература. Нередко под массовой литературой понимают все художественные произведения какого-либо культурно-исторического периода или литературного направления, которые рассматриваются как фон вершинных достижений писателей первого ряда. В этом смысле массовая литература сближается с оценочным понятием эпигонство. Произведения эпигонской и массовой литературы выполняют во многом схожую – закрепляющую, шаблонизирующую – функцию; их отличает эстетическая вторичность, невыявленность индивидуально-авторского начала. Поэтика массовой литературы строго регламентирована, представляет собой склад готовых повествовательных блоков и обкатанных стилевых клише. Обладая высокой степенью стандартизации, ее жанрово-тематические разновидности покоятся на строго заданных сюжетных схемах и состоят из повторяющихся мотивов, в слегка измененном виде кочующих из одного произведения в другое.
Сохраняя значение универсального оценочного определения, массовая литература является также социокультурным и литературным феноменом Новейшего времени. Массовая литература – это отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции легковесно-развлекательной, пропагандистской и дидактической направленности; номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише. К массовой литературе относятся детектив (в этом жанре создано немало высококлассных произведений: Э. По, А. К. Дойл, Г. К. Честертон, Ж.Сименон и др.), шпионский роман, боевик (их можно объединить под именем криминального романа); фэнтези (в качестве исходной модели трилогия Дж. Р. Р.Толкина «Властелин колец»); костюмно-исторический роман с примесью мелодрамы; любовный, дамский, сентиментальный, «розовый» роман («лавбургер») и др.
Расцвет массовой литературы обусловлен коммерциализацией литературной жизни и профессионализацией труда писателя, а также изменениями в сфере книгоиздания и книжной торговли: удешевление процесса книгопечатания, развитие сети привокзальных лавок, благодаря которым издательства успешно распространяли свою продукцию среди представителей «средних» и «низших» слоев, организация массового выпуска изданий карманного формата и книг в обложке, введение системы рейтинга (подсчет популярности и продажи) книг, среди которых стали выявляться бестселлеры. Это способствовало превращению книги из предмета роскоши в легкодоступный предмет культурного обихода, а поэтому – в предмет промышленного производства и средство обогащения. В результате возникли книжные предприятия, поставившие на поток производство однотипных литературных произведений, которые зачастую штампуются анонимными коллективами авторов: один продумывает перипетии сюжета, другой пишет диалоги, третий отвечает за правдоподобный антураж и т. п. Изготовленный таким образом продукт выпускается под каким-нибудь звучным псевдонимом, который, так же как и рукопись, принадлежит издательству. Последнее имеет право исправлять и переделывать рукописи по своему усмотрению, издавая разных авторов под общим псевдонимом или именем «раскручен– ного» писателя, стоящего во главе коллектива безвестных литературных поденщиков.
Для удовлетворения ожиданий публики создатели массовой литературы используют набор известных литературных формул и подчиняются строгим правилам популярных жанрово-тематических канонов. Эти каноны представляют собой «отвердевшие» формально-содержательные модели прозаических произведений, они построены по трафаретным сюжетным схемам, обладают общностью тематики и структуры; в них господствуют клишированные элементы художественной формы, воспроизводящие привычные эстетические шаблоны, психологические и идеологические стереотипы. Принцип «формульности», «серийности» проявляется на всех уровнях – от сюжета и персонажей (чаще всего подчиненных той или иной сюжетной функции) до заглавий, являющихся вместе со специфически оформленной обложкой или именем разрекламированного автора чем-то вроде первичного сигнала о принадлежности данной книги к той или иной разновидности массовой литературы.
По своему составу массовая литература неоднородна. Со временем некоторые жанрово-тематические каноны изживают себя, теряя популярность у массового читателя и, соответственно, рыночный спрос; иные же причудливо видоизменяются и, скрещиваясь друг с другом, порождают новые каноны (так в 1930-е гг. в творчестве Д. Хэммета и Р. Чандлера от классического детектива отпочковался «крутой детектив», вскоре превратившийся в боевик). Массовая литература допускает варьирование литературных формул, оживление стандартных ситуаций и некоторую индивидуализацию героев, но радикальное новаторство, попытки самостоятельного и независимого постижения мира для нее неприемлемы. При всей исторической изменчивости номенклатуры жанрово-тематических канонов, сам принцип канона (формулы, стандарта, тиражируемой модели) не должен нарушаться, иначе едва ли можно будет отнести то или иное произведение к массовой литературе.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
325.81 кб

Ремейки и проблема массовой литературы

Григорян К.Б.
Проблема массовой и классической литературы до сих пор вызывает споры у литературоведов. В современной литературе наблюдается не только противопоставление этих понятий, но и их взаимодействие.
Читать PDF
326.85 кб

Массовая литература как культурный феномен

Цветкова Бэлла Львовна
Анализируется массовая литература как культурный феномен, определяются истоки его формирования. Выделяются характеристики и критерии массовости современной российской, и в частности детской, литературы.
Читать PDF
1.62 мб

К определению понятия «Массовая литература»

Тимофеев В. Г.
В статье подвергается критике традиционный подход к массовой литературе как маргинальному и эпигонскому явлению.
Читать PDF
147.47 кб

Судьба Лермонтова как сюжет массовой литературы

Юхнова Ирина Сергеевна
Объектом исследования стали произведения современных авторов, написанные на материале биографии Лермонтова. Доказывается, что в отечественной литературе сформировался «лермонтовский сюжет», выявлены этапы его развития.
Читать PDF
562.84 кб

Классическая литература как часть массового сознания

Загидуллина М.В.
Читать PDF
330.91 кб

Литературный Текст как средство массовой коммуникации

Городницкий Евгений Андреевич
Статья посвящена рассмотрению коммуникативной природы литературного текста. Исследование проводится с учетом взаимодействия двух основных точек зрения относительно категории текста с точки зрения лингвистики и литературоведения.
Читать PDF
173.20 кб

Фанфикшн, как субкультура и феномен массовой литературы

Денисова Алиса Ивановна
Статья посвящена такому явлению, как фанфикшн. С недавнего времени фанфикшн является объектом исследования учёных России и других стран.
Читать PDF
100.84 кб

Массовая литература как результат издательской политики

Кочеткова А.А.
Читать PDF
526.48 кб

Коммуникативные стратегии в современной массовой литературе

Брызгалова Елена Николаевна
Рассматривается массовая литература как один из компонентов современной коммуникации. На примере романов А.А. Бушкова показано, какие коммуникативные стратегии используются писателем с целью активизации читательского интереса.
Читать PDF
352.16 кб

Основные параметры и функции современной массовой литературы

Татарникова Людмила Робертовна
Статья посвящена характеристике такого неоднозначного и противоречивого явления современного социокультурного процесса, как массовая литература.
Читать PDF
1.07 мб

Речевой жанр «Напоминание» в современной массовой литературе

Черняк Валентина Даниловна, Черняк Мария Александровна
В статье рассматривается вторичный речевой жанр «напоминание», широко распространенный в современной массовой литературе. В диалоге с читателем авторы массовой литературы пытаются создать чувство интеллектуального комфорта.
Читать PDF
172.09 кб

МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ФАКТОР РАЗРУШЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ СРЕДЫ

Андреев Анатолий Николаевич, Кащенко Татьяна Леонидовна, Юлина Галина Николаевна
Статья рассматривает проблемы массовой литературы как явления эстетического и социального.
Читать PDF
140.00 кб

Bestseller/бестселлер: переводная массовая литература в России

Кабанова Ирина Валерьевна
В статье исследуется бестселлер, как литературное явление: кратко излагается история формирования понятия, традиции и особенности восприятия этого феномена в западной культуре.
Читать PDF
277.08 кб

Классика, беллетристика, массовая литература: проблема границы

Кленова Юлия Викторовна
В статье рассматривается развитие отечественной беллетристики как литературного феномена (с XV по XX век включительно), анализируются значения термина «беллетристика» в справочной литературе, выделяются особенности текстов, которы
Читать PDF
200.14 кб

Социальная мифология в современной массовой культуре и литературе

Черновская М.С.
Статья посвящена анализу социальных мифов в современной массовой культуре и литературе. Показано, что в основе социального мифа лежит космогоническая модель мироздания.