МАССОВАЯ ПЕСНЯ

Найдено 1 определение
МАССОВАЯ ПЕСНЯ
песенный жанр, сложившийся в 1920– 30-е гг., составлявший репертуарную основу советской хоровой самодеятельности и бытового массового пения. Термин «массовая песня» употребляется в широком смысле — как синоним популярного, распространенного произведения — и в узком — означая жанровую разновидность хоровой песни, предназначенной для непрофессионального исполнения (часто без сопровождения) в бытовой обстановке. С первых шагов советской власти М.П. стала ее важнейшим идеологическим инструментом. Эмоциональная и эстетическая привлекательность музыкальных образов; заразительность и запоминаемость популярной мелодии, одновременно с которой в память западали и незаметно задерживались в ней нужные слова; относительная дешевизна и простота создания самодеятельных хоров; возможность вовлечения в пение огромного числа людей; организующая роль пения во время демонстраций, шествий и других массовых политических мероприятий — все эти свойства песни были взяты на вооружение и максимально использованы властью. Самодеятельный этап ранних М.П. времен революции и Гражданской войны, в котором преобладали перетекстовки популярных мелодий, был непродолжительным. Создание и распространение песен было взято под партийный контроль. В 1920-е гг. проводились совещания, конференции, съезды, специальнопосвященные проблемам М.П.: рассматривались возможности ее идеологического воздействия, оговаривались художественно-выразительные средства, приемлемый уровень сложности и др. Всеми возможными способами (многочисленные конкурсы, материальное поощрение, убеждение, принуждение) государство старалось привлекать к созданию М.П. профессиональных композиторов, т. к. это обеспечивало и определенный художественный уровень, и подконтрольность властям. Акцентировалась идея служения интеллигенции своему народу. Контроль над творчеством сочетался с налаживанием механизмов внедрения в сознание народа плодов этого творчества. Огромную роль в распространении и утверждении жанра М.П. в 1920– 30-е гг. сыграла организованная хоровая самодеятельность, массовое пение, школьные уроки музыки. Стремление охватить песенным влиянием все население выражалось в числовых показателях клубных отчетов, газетно-журнальных статей о неуклонном росте хоровых кружков, в создании гигантских сводных хоров, грандиозных хоровых мероприятиях (музыкальные олимпиады и проч.). Публикацией и пропагандой М.П. занимался Агитотдел Музсектора Госиздата и другие издательства. Тематические, детские, молодежные, красноармейские, нотные, текстовые и другие песенники, песенные листовки, нотные приложения к газетам достигали тиражей в сотни тысяч экземпляров. В предисловии к сборнику «Песни молодой гвардии» (М., 1922) провозглашается: «Не должно остаться ни одного завода, ни одной фабрики, ни одной мастерской, ни одной деревни, где на устах юношей и девушек не гремели бы песни молодой гвардии». Возникали масштабные планы централизованного внедрения новых песен. Например, композитор С.В. Клячко предлагал создать специальную партийную комиссию, которая составляла бы список рекомендуемых песен и на его основе объявляла «Месячник новой массовой песни» (принудительный духовный паек, выдаваемый властью!), в течение которого «эти песни постоянно передаются по радио, играются духовыми оркестрами на улице, самодеятельными оркестрами народных инструментов в клубах, руководители хоркружков проводят их через клубные массы, учащиеся музыкальных учреждений организуют пение в школах, рабочих общежитиях, армии, детских садах. В результате такого дружного натиска старая, гнилая песня будет побеждена и повсюду зазвучит новая, советская, бодрая, здоровая песня» (8, 8). М.П., противопоставляемая «мещанской», «буржуазно-упадочной», «нэпманской» и т.д., стремилась к репертуарному доминированию. Каждый любительский хор был обязан начать свое существование с разучивания «Интернационала», других революционных гимнов и актуальных М.П. Характерной особенностью жанра М.П. является масштабность ее содержания, общезначимость образов. В М.П. воплотился дух эпохи больших социальных перемен, рождавших чувство сопричастности значительным историческим событиям, по сравнению с которым личные чувства казались мелкими и ничтожными. М.П. утверждала новый идеал приоритета общего над частным, выросший из марксистского тезиса о народе как творце истории и пролетариате как ее мессии. В массовой песне даже «лирические темы должны были выражать только те чувства и настроения, которые переживаются человеком как частицей массы…» (7, 84).Основной идейный потенциал М.П. концентрировался в припеве. Припев — своего рода рекламный слоган, в котором обобщается смысл куплетного повествования и который в форме четкого лозунга или идейного резюме, путем многократного повторения, призван внушить определенную идею (припев М.П. коренным образом отличается от припева песни народной, в которой он обычно лишь приостанавливает песенное действие и часто состоит из междометий, напоминая по смыслу инструментальный отыгрыш). В 1920-е гг. песни, быстро откликающиеся на текущие события, по аналогии с агиттеатром и политическим плакатом, были названы агитационными. Их идеологами выступили деятели РАПМ и Пролеткульта, которые считали песню-агитку — злободневную, броскую, элементарную по форме — наиболее правильным типом М.П. Агитки использовали приемы приподнятой ораторской речи, торжественногероические аллегории, гиперболы космического характера типа: На штыки под набат и пожар / мы земной опрокинули шар. Плавим землю как старый чугун / на кострах всенародных коммун (песня «На штыки»). Обширная песенная агитпродукция 1920-х гг. по большей части отличалась низким художественным уровнем и уже в те годы подвергалась критике. Композиторы ПРОКОЛЛа (которые, кстати, впервые выдвинули само понятие «М.П.») поставили перед собой задачу преодолеть огромный разрыв между массовой и художественной музыкой. Александр Давиденко и другие члены этого объединения стремились возвысить интонационный состав песен, создавали массовые произведения без уступок упрощенному вкусу. Пролеткультовские агитки, основанные на расхожих штампах, и профессионально облагороженная песня проколловцев — таковы были крайние полюса ранней М.П. Но ни фанатичная прямолинейность первого, ни утопический идеализм второго не могли стать магистральным путем жанра. Золотая середина была найдена в 1930-е гг., когда композиторское творчество нашло разумную опору в хорошо узнаваемых интонациях повседневного музыкального быта и добилось небывалой популярности. Имена И. Дунаевского, М. Блантера, В. Соловьева-Седого, братьев Покрасс и других знала вся страна. Песни 1930-х гг. призваны были решать новую идеологическую задачу. Революционно-военный период завоевания власти остался позади, и плакатно-агитационные, агрессивно-непримиримые, мрачно-торжественные песни уступили место песням жизнерадостным, оптимистичным, бодрым. Наряду с другими видами искусства, песня создавала мифологический образ социалистического рая. В песнях 1930-х гг. «огромный дружный коллектив советских людей (порою это весь народ) показан чаще всего в обстановке торжества и праздника» (7, 84). Мир чувств и настроений в музыкально-песенном портрете времени — яркий, светлый, звонкий, радостный. Это уже не прямолинейное идеологическое внушение, но тонкое эмоционально-психологическое воздействие. Песня стала частью мировосприятия, мироощущения людей, воздухом эпохи. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» коллектив сотрудников треста, по наущению черта Коровьева дружно исполняющий М.П., везут в дурдом. В этой символической сцене пение М.П. является синонимом массового помешательства, массового гипноза, дьявольского наваждения. Разве не безумие, не полная потеря чувства реальности в условиях принудительной работы и чудовищнойгосударственной эксплуатации петь о радостях свободного труда, в условиях тяжелейшего быта — о счастливой и привольной жизни? С появлением в 1930-е гг. кинофильмов, распространением радио понятие «М.П.» стало синонимом песни популярной, независимо от характера ее исполнения, числа поющих и даже от того, поют ее или просто слушают. Размах массовых форм самодеятельного пения пошел на спад. Однако широкая песенная пропаганда 1920–30-х гг. не прошла бесследно. Пение М.П. вошло в повседневный обиход. Безо всякого принуждения их пели в дружеском кругу, на семейном празднике и молодежной вечеринке. Коллективное пение М.П. стало частью быта, бытовой привычкой. Определение «М.П.» существовало до середины–конца 1950-х гг., а затем было заменено на «советскую песню». Однако, несмотря на свою всеохватность, этот термин не покрывал собой всю песенную продукцию страны. Под ним, как правило, подразумевался советский официоз — парадные, напыщенные прославления партии и вождей, официально-патриотические, героико-трудовые, комсомольско-пионерские и подобные песни. И тематика, и стилистика поздней советской песни восходит к песне массовой, наследуя также ее статус непогрешимого оплота советской песенной культуры. Поэтому советские песни, как ранее массовые, составляли обязательную часть репертуара самодеятельных хоровых коллективов. (М. К.) Лит.: 1. Нестьев И. Массовая песня // Очерки советского музыкального творчества. Т. 1. М.; Л., 1947; 2. Корев Ю. Советская массовая песня. М., 1956; 3. Сохор А. Русская советская песня. М., 1959; 4. Сохор А. Путь советской песни. М., 1968; 5. Сохор А. О массовой музыке // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л., 1974; 6. Томпакова О. Песенно-хоровая и эстрадная музыка // Музыкальная жизнь Ленинграда. Л., 1961. С. 179–215; 7. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Л., 1967; 8. Клячко С.В. Как организовать массовое пение // Музыка и революция. 1929. № 1.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF

Казахская массовая песня Е. Г. Брусиловского

Ахметбекова Дауреш Апетаевна
В статье даётся обзор массовых песен одного из основоположников казахстанской современной профессиональной музыки Е. Брусиловского.
Читать PDF

Советская массовая песня как феномен музыкального искусства ХХ века

Лях Валентина Ивановна, Сигида Дарья Андреевна
В статье анализируется развитие массовой песни в Советском союзе.
Читать PDF

Песня как явление в истории отечественной массовой музыкальной культуры

Ильичева Ольга Станиславовна
Переосмысление ключевых событий российской истории и появление значительных современных работ в области отечественной массовой музыкальной культуры, определяющих песню как социокультурное явление, подтверждают актуальность исследо
Читать PDF

Советская массовая песня как карнавальный жанр (к концепции преподавания истории литературы советско

Абельская Р.Ш., Кацман С.И.
В статье представлена авторская концепция преподавания истории советского периода, в частности истории советской литературы, опирающая на идею о том, что сознание людей, вопреки самоопределению, не было атеистическим.