, или ФРАНКЕ (Meister Francke) Немецкий живописец. Представитель позднего готического "мягкого стиля". Работал в Гамбурге в 1-й трети XV в. Существует оспариваемая некоторыми исследователями гипотеза, что он был выходцем из Нидерландов и, находясь в нач. XV в. во Франции, испытал влияние парижской книжной миниатюры. Это воздействие можно проследить в первом из двух дошедших до нас его алтарей — Алтаре Св. Варвары (ок. 1412—1415, Хельсинки, Атенеум), пейзажные фоны которого решены в манере, близкой миниатюре. Изображения на створках Алтаря Св. Фомы Кентерберийского (начат в 1424, Гамбург, Кунстхалле) спаяны большей композиционной целостностью. Действие каждой композиции обычно концентрируется вокруг главной фигуры. Некоторые архаические приемы, например, декоративный красный фон, равномерно усыпанный золотыми звездами, в ряде сцен получают дополнительные смысловые акценты. Так, на створке Поклонение волхвов часть фона вверху затянута темным облаком, в разрыве которого ярко светит звезда Вифлеема, на которую указывает один из волхвов. Интенсивный цветовой строй с преобладанием больших пятен красного повышает эмоциональный тон картины, усиливая впечатление некоей сказочности изображаемого. Не углубляясь в психологию действующих лиц, автор все же старается обозначить их переживания (умиленность старого волхва, любопытство юноши, смотрящего на звезду, страдание на лице св. Фомы и сострадание на лице его спутника). Художник дважды обращался к популярной в этот период иконографии Страждущего Христа, где полуобнаженный Спаситель представлен со следами ран и орудиями мученичества. Если более ранний образ на эту тему (Лейпциг, Музей изобразительных искусств) еще достаточно условен, то поздний (ок. 1430, Гамбург, Кунстхалле), в котором тело Страстотерпца показано и промоделировано достаточно реально, считается первым в северонемецком искусстве реалистическим изображением натуры.
Лит.: Martens B. Meister Francke. Hamburg, 1929; Meister Francke und die Kunst um 1400. Ausstellungkatalog. Hamburg, 1969.
Л. Алешина