МАСЮТИН Василий Николаевич

Найдено 1 определение
МАСЮТИН Василий Николаевич
10.02(29.01) 1884 (Рига) - 25.11.1955 (Берлин). График, живописец, скульптор и писатель. Сын генерала Николая Корнилиевича Масютина (1844-1917) и дочери настоятеля Рижского кафедрального собора Людмилы Князевой. Окончил Киевский кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Петербурге. В 1907 вышел в запас в звании подпоручика. Женился на выпускнице Строгановского училища Валентине Сергеевне Ястребцовой (1887-1951). В 1908 поступил на живописное отделение МУЖВЗ. В годы учебы занимался офортом под руководством С. В. Иванова. Окончил курс в марте 1914 со званием классного художника. Ранние работы: цикл рисунков «Семь смертных грехов» (1907-08), альбомы офортов «Грех» (1909) и «12 офортов» (1910-11), серия офортов, посвященная обитателям трущоб и притонов: «Кабачок», «Сумерки», «Старик и девочка», «Годовщина смерти знаменитости», «Боль» (1913-14). Участвовал в выставках «Венок» (СПб., 1908), МТХ (ежегодно в 1908-16), СРХ (ежегодно в 1910-17; член СРХ с 1914), в Международной выставке графики и печатного дела в Лейпциге (1914). В сентябре 1914 был мобилизован и два года провел на фронте. Вернулся в Москву. В марте 1917 участвовал в работе Комиссии по охране памятников искусства и старины. Вошел в Профессиональный союз художников-граверов (Сограв) и в Совет управления Румянцевским музеем. В 1918 стал профессором ГСХМ. В 1917-18 создал офорты, посвященные войне и революции («В Буковине», «Победители », «1917-й год», «Манифестация» и др.), и новую серию офортов «Семь смертных грехов». В 1919-20 написал фантастические романы «Царевна Нефрет» и «Дни творений», сопроводил их ксилографиями. Исполнил иллюстрации к книгам «Дон Жуан» Э. Т. А. Гофмана и «Иван в раю» А. В. Луначарского, циклы гравюр «Вино, карты и женщины» и «В городе», ксилографический портрет А. С. Пушкина. Участвовал в 24-й выставке МТХ (1918), 4-й Государственной выставке картин (М., 1918/19) и других выставках. В декабре 1920 провел персональную выставку в Гравюрном кабинете Румянцевского музея. В конце 1920, приняв латвийское гражданство, эмигрировал с женой и дочерью (М. В. Судлецкая-Масютина) в Ригу. С 1921 жил в Берлине. В 1921-23 иллюстриро417 вал немецкие издания русских авторов: «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник », «Руслан и Людмила», «Повести Белкина» и «Борис Годунов» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Нос» Н. В. Гоголя, «Старец Зосима» Ф. М. Достоевского, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Л. Н. Толстого, «Упырь» А. К. Толстого, «Сборник рассказов» А. П. Чехова, «Двенадцать» А. А. Блока, «Петербургская повесть» Б. А. Пильняка, «Сказки обезьяннего царя Асыки» А. М. Ремизова. В 1923 переиздал серию офортов «Семь смертных грехов». В 1922 опубликовал в берлинском издательстве «Геликон» теоретические работы: «Гравюра и литография» и «Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор». В издательстве «Нева» вышла серия его популярных монографий о выдающихся графиках: «А. Тулуз-Лотрек», «Ф. Брэнгвин», «П. Дюпон», «Т. Бьюик». Издал на немецком языке повесть «Двое», рассказ «Опасности зеленого острова» (с иллюстрациями Н. В. Пузыревского), романы «Царевна Нефрет» и «Дни творений». Участвовал в выставках русского искусства в Гааге (1924), Нью-Йорке (1924), Берлине (1930), Париже (галерея d’Alignan, 1931). После отъезда за границу работы продолжали появляться на графических выставках в СССР, а в 1928 в Ленинграде в Обществе поощрения художеств состоялась персональная выставка. В 1930-40-е занимался прикладной графикой, исполнял обложки, торговые марки, этикетки, афиши, рекламные плакаты. Публиковал в журнале «Gebrauchsgraphic» офорты и статьи (о художниках А. Кравченко, Пузыревском, А. Юнкерсе, о народном творчестве, о графике советских бумажных денег). Писал маслом портреты и натюрморты, исполнял скульптуру из дерева и глины. Оформил спектакль труппы М. А. Чехова «Дворец пробуждается» по мотивам русских народных сказок (Париж, 1931). Участвовал в ежегодных выставках Общества берлинских художников (Verein Berliner Kunstler). В июне 1945 был арестован в Берлине советскими властями по обвинению в украинско-националистической деятельности и провел 13 месяцев в лагере Заксенхаузен. После освобождения получил от советских властей заказ на сооружение памятника М. И. Глинке на Русском кладбище в Берлине и на скульптурное оформление нового здания Советского посольства. Создал четыре крупные фигуры для главного фасада, рельеф герба на фронтоне и фигуру женщины с ребенком для летнего сада. Исполнил серию медалей на тему истории Украины, иллюстрации к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского и «Басням» Эзопа, ксилографии Кельнского и Страсбургского соборов. Похоронен в Берлине (кладбище на Борнстедтерштрассе).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999