Матейко

Найдено 1 определение
Матейко
, Ян (Matejko, Jan) 1838, Краков — 1893, Краков. Польский живописец. Учился в Школе изящных искусств в Кракове (1852—1858) у В. К. Статлера и В. Лущкевича, в Академиях художеств Мюнхена (1859) и Вены (1860). Работал в основном в Кракове. Неоднократно посещал Францию, бывал в Италии, Турции и Австрии. Директор Школы изящных искусств в Кракове (с 1873). Исторический живописец и портретист. Тематика работ связана с судьбами родной страны, размышлениями об утраченной национальной независимости, о прошлом величии отечества и надежде на лучшее Польши. Отсюда главенство исторического жанра в искусстве художника. Отсюда же и значительная доля романтической патетики и драматизма в образном решении большинства картин. Ранние исторические полотна Матейко связаны с размышлениями мастера о причинах упадка Польши. Он приходит к выводу о трагической вине польской шляхты и ее ответственности за развал государства. Этими идеями вдохновлены картины Станьчик (1862), Проповедь Скарги (1864), Рейтан (1866; все — Варшава, Нац. музей). Реальные исторические персонажи предстают здесь как бы двойниками художника, выражая его сложное психологическое состояние, его печали и надежды. Характерно использование цвета как средства драматической характеристики главного действующего лица. Так, пылающий красный костюм королевского шута Станьчика, приковывая к себе внимание, заставляет проникнуться трагическими размышлениями героя, облику которого к тому же художник придал собственные черты. С кон. 1860-х Матейко начинает обращаться к тем событиям прошлого, которые возвеличивают и прославляют Польшу. Соответственно меняется его художественно-образная концепция. Увеличиваются размеры картин, умножается количество действующих лиц. Композиция становится панорамной, действие в ней вместо одного центрального события часто распадается на ряд эпизодов, что затрудняет целостность восприятия. В картинах Люблинская уния (1869), Стефан Баторий под Псковом (1872; обе — Варшава, Нац. музей), Присяга Пруссии на верность Польше (1882, Краков, Нац. музей), Ян Собесский под Веной (1883, Рим, Ватикан) прежняя романтическая и драматическая интонация сменяется почти барочным пафосом, с которым соседствует тщательность передачи всевозможных деталей старинного убранства и костюмов, изученных художником по иконографическим источникам. Однако стремление к протокольной точности, иллюзорная манера письма порой вступают в противоречие с общей торжественной интонацией. Значительное место в творческом наследии Матейко занимает портретный жанр. Здесь живописное мастерство художника проявляется с особой полнотой. Изображая обычно видных деятелей культуры Польши, он подчеркнуто монументализирует свои модели: Портрет Юзефа Дитля (1864, Краков, Ягеллонский университет), Портрет Петра Мошиньского (1874, Краков, Нац. музей), Портрет Генрика Краевского (1892, Варшава, Нац. музей). Полны обаяния портреты членов семьи художника, его жены и детей, написанные в изысканной, богатой оттенками гамме (Портрет трех детей художника, 1870, Варшава, Нац. музей; Портрет четырех детей художника, 1879, Львов, Картинная галерея). В автопортретах Матейко стремится дать анализ собственной личности. Особенно впечатляет поздний Автопортрет (1892, Варшава, Нац. музей), где перед зрителем предстает скорбный облик мастера, заканчивающего свой жизненный путь.
Лит.: Мытарева К. В. Матейко. Л., 1963; Островский Г. Ян Матейко. М., 1965.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006