МАТФЕЙ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Матфей (уп. 30 авг. 1694 г.)

строит. Вожеозерского Чарондского мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Матфей (1624—1630 г.-)

игум. Архангельского монаст. в Архангельске.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Матфий

пропущенный у Строева 6-й игум. Богословского мон в Рязани, при царе Федоре, после Пимена.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МАТФИЙ
(ум. ок. 63) – святой апостол, избран после вознесения Христа в число 12 на место Иуды Искариота. Память 30 июня (13 июля), 9 (22) августа.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Матфей
ближайший ученик Иисуса Христа, один из 12 апостолов, автор первого канонического евангелия, которое окончательно сложилось во 2-ом в. См. Евангелия, Иисус Христос.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Матфий
дар Иеговы) (Деян 1.23,26)-один из учеников Господа, следовавший за Ним постоянно, поэтому избранный по жребию на место отпавшего Иуды. О нем более ничего не известно.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Матфий
один из тех учеников, которые ходили за Иисусом все время, начиная от крещения Иоаннова до вознесения Иисуса. Он избран апостолом вместо Иуды Искариота (Деян. 1:21 и дал )

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МАТФЕЙ
святой евангелист, один из 12 апостолов. Был первоначально мытарем (сборщиком податей), призван Иисусом Христом в число апостолов. По свидетельству древних историков, Матфей после вознесения Иисуса Христа 15 лет проповедовал иудеям в Иерусалиме, потом пошел возвещать Христову веру к персам и эфиопам. По преданию, св. Матфей принял мученическую смерть. Память его совершается 16 (29) ноября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Матфей
Мф 9.9; 10.3; Мк 3.18; Лк 6.15; Деян 1.13)-Левий (Мк 2.14; Лк 5.27,29), сын Алфеев (Мк 2.14), мытарь из Капернаума, то есть сборщик пошлин в пользу римской казны с привозимых товаров. Он был призван Господом и тотчас, оставив все, пошел за Ним. Позже был избран Им одним из двенадцати. Он же является автором Евангелия от Матфея, первой книги Нового Завета. Дальнейших сведений о его жизни нет и предания разноречивы.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МАТФИЙ
дар Господень; Деян 1:23-26) из 70-ти апостолов избран по жребию и причислен к 12-ти апостолам на место Иуды-предателя. Подробностей об его жизни история не сохранила нам. Несомненно одно, что он был учеником Господа с начала Его общественного служения роду человеческому и до самого воскресения. Одно предание говорит, о нем, что он проповедовал в Иудее и там побит камнями. Другое же предание свидетельствует, что после Иудеи он проповедовал евангелие в Ефиопии, где и окончил жизнь мученически. Память его в 9-й день августа.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Матфей
встречается в трех списках, как один из 12 апостолов Господа (Map. 3:18; Лук 6:15; в Мат 10:3 назван Матфей мытарь) У Мат. 9:9 и дал. рассказывается, как Иисус призвал его, когда он сидел за сбором пошлин в Капернауме, и как он оставил все и последовал за Иисусом; вскоре после этого, во время пиршества в его доме, многие мытари и грешники возлежали за столом с Иисусом и его учениками, что вызвало ропот фарисеев У Лук. 5 27 и дал. упоминается то же пиршество, устроенное мытарем Левием немедленно после того, как он, оставив свое занятие, пошел за Иисусом. У Map. 2:14 и дал. он называется Левием — сыном Алфея. Из этого заключают, что апостол Матфей и Левий, сын Алфея, — одно и то же лицо, и что Левий было его собственным именем, Матфей же (дар Божий) было его прозвищем, под которым он был всем известен. Некоторые все-таки полагают, что Матфей и Левий были 2 различных лица.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Матфей
Левий Матфей, бывший мытарь и будущий апостол и евангелист, который последовал за Господом сразу после того как был призван (Евангелие от Матфея, 9, 9). О его призвании упоминается также в Евангелии от Луки (5, 27) и в Евангелии от Марка (2, 14). Но о том, что будущий апостол собирал подати, то есть был мытарем, говорится только в его собственном Евангелии: остальные евангелисты об этом умалчивают. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Матфей после обращения к Христу устроил в своем доме большое угощение, на котором присутствовал Господь, Его ученики и множество мытарей и грешников. Затем он оказывается в числе двенадцати первых учеников, которых Иисус послал на проповедь Евангелия в городах иудейских. После Вознесения Господа и сошествия на апостолов Святого Духа Матфей долгое время проповедует в Палестине, после чего отправляется к другим народам. Перед отбытием апостола в чужие земли верующие иудеи попросили его оставить им в письменном виде то, что тот проповедовал устно. И тогда он написал для них Евангелие, известное ныне как Евангелие от Матфея. Что касается его дальнейшей судьбы, здесь мнения сильно расходятся: одни считают, что он принял мученическую кончину в Эфиопии, другие же предполагают, что он мирно почил.

Источник: Православная энциклопедия.

МАТФЕЙ (Левий)
апостол из 12-ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (ск. 60), жил в галилейском г. Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность мытаря - сборщика налогов и податей, был человеком состоятельным. В еврейском обществе особенно не любили мытарей, которые, будучи сами евреями, поступили на службу к римским властям, завоевавшим Палестину. Многие мытари к тому же использовали свою должность для собственного обогащения, собирая с жителей сверх положенного. Слово "мытарь" в Новом Завете часто используется как синоним слова "грешник". Матфей был призван Господом Иисусом Христом возле Капернаума. Слово Божественного Учителя тотчас достигло сердца Матфея: он оставил все свое имущество и присоединился к ученикам Христовым. Избран Иисусом Христом в число двенадцати апостолов. Матфей был свидетелем земной жизни и деяний Господа, Его вольных страданий, Крестной смерти и Воскресения. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов св. Матфей сначала оставался в Иерусалиме. Здесь он написал одно из четырех Евангелий - по просьбе христиан, обращенных из иудеев. Покинув Иерусалим, апостол проповедовал имя Христово во многих странах мира, пройдя Македонию, Сирию, Персию. Он считается просветителем Эфиопии, в которой он и принял мученическую кончину, будучи убит по приказу эфиопского князя Фульвиана. Пораженный знамениями, случившимися перед смертью апостола, Фульвиан раскаялся и обратился в христианство, приняв в св. крещении имя Матфей.
Память ап. и еванг. Матфею отмечается 16/29 ноября и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

МАТФЕЙ
дар Господень; Мф 9:9, Мк 2:14, Луки 5:27, Деян 1:13) — апостол и евангелист, написатель первого евангелия, сын Алфея, иначе называемый Левием. Об его призвании Господом из мытарей к апостольскому служению упоминается в его собственном евангелие (9:9), равно как у Мк 2:14 и у Лк 5:27. Он сидел у сбора пошлин когда Господь призвал его. Любвеобильный глас Господа коснулся его сердца в то самое время, когда он находился, так сказать, в самом разгаре его мытарской деятельности. Следуй за Мною, сказал ему Иисус, и он, как кратко замечает евангелие, встал и последовал за Ним. И в своем собственном евангелие, при исчислении имен апостолов, он упоминает между прочим о своем прежнем занятии, называет себя мытарем, тогда как Марк и Лука умалчивают об этом. Далее мы видим из Евангелия, что по обращении своем ко Христу он сделал большое угощение для Господа в своем доме и что на этом пиршестве многие из мытарей и грешников пришли и возлегли с Господом и учениками Его. Затем ап. Матфей является в числе 12-ти избранных учеников Господа, которых Он послал с проповедью по городам Иудейским. По вознесении Господа на небо и сошествии Св. Духа на апостолов ап. Матфей, оставаясь долгое время в Палестине, проповедовал евангелие Иудеям, а потом отправился на проповедь другим народам (по одним, он проповедовал в Ефиопии и у Парфян, по другим у Персов и у Мидян). Уверовавшие Иудеи перед его отбытием просили его оставить им в письмени то, что он проповедовал им устно, и вот он написал для них евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду свящ. новозаветных книг. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Ефиопии; другие — что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью в 16-й день ноября месяца и 30 июня. От Матфея Евангелие состоящее из 28 глав, написано ап. и еванг. Матфеем спустя 8 лет по вознесении Господа на небо для уверовавших Иудеев. Первоначально оно было написано на Еврейском языке, или на употреблявшемся в то время Сиро-Халдейском, но потом переведено на Греческий язык, как общеупотребительный. Целью написания евангелия было убедить Иудеев, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия, и что на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, потому-то Матфей и начинает свое евангелие родословием Иисуса Христа сына Давидова, сына Авраамова (Мф 1:1). Описывая в своем евангелии рождество, крещение, учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение Господа, евангелист Матфей говорит в оном и о таких событиях, которые у других евангелистов не упоминаются, как например поклонение волхвов, избиение младенцев Вифлеемских, притча о десяти девах, воскресение умерших во время распятия Господа и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
156.50 кб

Питирим Сорокин и эффект Матфея в Мексике: размышления о социологии науки Мертона

Gregory Sandstrom
Читать PDF
922.04 кб

О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни

Старостина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля).

Похожие термины:

  • Матфей, 1-й игумен Любятова мон

    под Псковом, уп. 1685 г. {Половцов}
  • Матфей, 1510—12

    игумен Клобукова монаст. близ Кашина. {Половцов}
  • Матфей, 1365—1382 г

    8-й еписк. Сарск. и Подон. {Половцов}
  • Матфей, 1386 г

    1-й игумен Сереткина Петропавловского мон. под Псковом {Половцов}
  • Матфей, 1210—14

    17-й митрополит киевский, грек. {Половцов}
  • Матфей, 1499—1511 г

    архимандрит Константинова-Царева мон. во Владимире. {Половцов}
  • Матфей, 1508 г

    игумен Пустынно-Никол. мон. в Киеве. {Половцов}
  • Матфей, в 1555 г

    20-й еписк. Сарск. и Подон., в 1564 г. удалился в Кирилов мон. {Половцов}
  • Матфей, в 1573 г

    основатель Чернеева Николаевского мон. (Матвеевой пустыни), в 18-ти верст. от г. Шацка, был игумном 1597 г., † 21 дек. {Половцов}
  • Матфей, 1584—1607 г

    игумен куромского Преобр. мон. близ Вологды. {Половцов}
  • Матфей, 1593 г

    игумен Венева Николаевского мон. {Половцов}
  • Матфей, 1707—16 г

    игум. Кожеозерского Богоявленского мон. Каргопольского уезда. {Половцов}
  • Матфей, 1606—1607 г

    игумен Телегова мон. Устюжского у. вологод. еп. {Половцов}
  • Матфей, 1624—1625 г

    игумен Ферапонтовой пустыни, был игумен. Троицк. мон. 1626—9 г. {Половцов}
  • Матфей, 1629 г

    игумен Подольного Успенского м. Кадниковского у. {Половцов}
  • Матфей, 1663 г

    игумен Сыпанова Троицкого мон. близ Нерехты. {Половцов}
  • Матфей, 1680 г

    строитель "Великой пустыни" — "Чухломской Осады", костр. еп. Галицк. у. {Половцов}
  • Матфей, 1682 г

    строитель Брусенск. Никольск. олонецк. мон. {Половцов}
  • Матфей, уп. 1685 г

    8-й архим. Знаменского Тобольского мон. {Половцов}
  • Матфей, 1692 г

    строитель Ситецкого Андреевского новгор. мон. {Половцов}