МАТФЕЙ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Матфей (уп. 30 авг. 1694 г.)

строит. Вожеозерского Чарондского мон.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Матфей (1624—1630 г.-)

игум. Архангельского монаст. в Архангельске.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Матфей
ближайший ученик Иисуса Христа, один из 12 апостолов, автор первого канонического евангелия, которое окончательно сложилось во 2-ом в. См. Евангелия, Иисус Христос.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

МАТФЕЙ
святой евангелист, один из 12 апостолов. Был первоначально мытарем (сборщиком податей), призван Иисусом Христом в число апостолов. По свидетельству древних историков, Матфей после вознесения Иисуса Христа 15 лет проповедовал иудеям в Иерусалиме, потом пошел возвещать Христову веру к персам и эфиопам. По преданию, св. Матфей принял мученическую смерть. Память его совершается 16 (29) ноября.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Матфей
Мф 9.9; 10.3; Мк 3.18; Лк 6.15; Деян 1.13)-Левий (Мк 2.14; Лк 5.27,29), сын Алфеев (Мк 2.14), мытарь из Капернаума, то есть сборщик пошлин в пользу римской казны с привозимых товаров. Он был призван Господом и тотчас, оставив все, пошел за Ним. Позже был избран Им одним из двенадцати. Он же является автором Евангелия от Матфея, первой книги Нового Завета. Дальнейших сведений о его жизни нет и предания разноречивы.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Матфей
встречается в трех списках, как один из 12 апостолов Господа (Map. 3:18; Лук 6:15; в Мат 10:3 назван Матфей мытарь) У Мат. 9:9 и дал. рассказывается, как Иисус призвал его, когда он сидел за сбором пошлин в Капернауме, и как он оставил все и последовал за Иисусом; вскоре после этого, во время пиршества в его доме, многие мытари и грешники возлежали за столом с Иисусом и его учениками, что вызвало ропот фарисеев У Лук. 5 27 и дал. упоминается то же пиршество, устроенное мытарем Левием немедленно после того, как он, оставив свое занятие, пошел за Иисусом. У Map. 2:14 и дал. он называется Левием — сыном Алфея. Из этого заключают, что апостол Матфей и Левий, сын Алфея, — одно и то же лицо, и что Левий было его собственным именем, Матфей же (дар Божий) было его прозвищем, под которым он был всем известен. Некоторые все-таки полагают, что Матфей и Левий были 2 различных лица.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Матфей
Левий Матфей, бывший мытарь и будущий апостол и евангелист, который последовал за Господом сразу после того как был призван (Евангелие от Матфея, 9, 9). О его призвании упоминается также в Евангелии от Луки (5, 27) и в Евангелии от Марка (2, 14). Но о том, что будущий апостол собирал подати, то есть был мытарем, говорится только в его собственном Евангелии: остальные евангелисты об этом умалчивают. Из дальнейшего повествования мы узнаем, что Матфей после обращения к Христу устроил в своем доме большое угощение, на котором присутствовал Господь, Его ученики и множество мытарей и грешников. Затем он оказывается в числе двенадцати первых учеников, которых Иисус послал на проповедь Евангелия в городах иудейских. После Вознесения Господа и сошествия на апостолов Святого Духа Матфей долгое время проповедует в Палестине, после чего отправляется к другим народам. Перед отбытием апостола в чужие земли верующие иудеи попросили его оставить им в письменном виде то, что тот проповедовал устно. И тогда он написал для них Евангелие, известное ныне как Евангелие от Матфея. Что касается его дальнейшей судьбы, здесь мнения сильно расходятся: одни считают, что он принял мученическую кончину в Эфиопии, другие же предполагают, что он мирно почил.

Источник: Православная энциклопедия.

МАТФЕЙ (Левий)
апостол из 12-ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (ск. 60), жил в галилейском г. Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность мытаря - сборщика налогов и податей, был человеком состоятельным. В еврейском обществе особенно не любили мытарей, которые, будучи сами евреями, поступили на службу к римским властям, завоевавшим Палестину. Многие мытари к тому же использовали свою должность для собственного обогащения, собирая с жителей сверх положенного. Слово "мытарь" в Новом Завете часто используется как синоним слова "грешник". Матфей был призван Господом Иисусом Христом возле Капернаума. Слово Божественного Учителя тотчас достигло сердца Матфея: он оставил все свое имущество и присоединился к ученикам Христовым. Избран Иисусом Христом в число двенадцати апостолов. Матфей был свидетелем земной жизни и деяний Господа, Его вольных страданий, Крестной смерти и Воскресения. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа на апостолов св. Матфей сначала оставался в Иерусалиме. Здесь он написал одно из четырех Евангелий - по просьбе христиан, обращенных из иудеев. Покинув Иерусалим, апостол проповедовал имя Христово во многих странах мира, пройдя Македонию, Сирию, Персию. Он считается просветителем Эфиопии, в которой он и принял мученическую кончину, будучи убит по приказу эфиопского князя Фульвиана. Пораженный знамениями, случившимися перед смертью апостола, Фульвиан раскаялся и обратился в христианство, приняв в св. крещении имя Матфей.
Память ап. и еванг. Матфею отмечается 16/29 ноября и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

МАТФЕЙ
дар Господень; Мф 9:9, Мк 2:14, Луки 5:27, Деян 1:13) — апостол и евангелист, написатель первого евангелия, сын Алфея, иначе называемый Левием. Об его призвании Господом из мытарей к апостольскому служению упоминается в его собственном евангелие (9:9), равно как у Мк 2:14 и у Лк 5:27. Он сидел у сбора пошлин когда Господь призвал его. Любвеобильный глас Господа коснулся его сердца в то самое время, когда он находился, так сказать, в самом разгаре его мытарской деятельности. Следуй за Мною, сказал ему Иисус, и он, как кратко замечает евангелие, встал и последовал за Ним. И в своем собственном евангелие, при исчислении имен апостолов, он упоминает между прочим о своем прежнем занятии, называет себя мытарем, тогда как Марк и Лука умалчивают об этом. Далее мы видим из Евангелия, что по обращении своем ко Христу он сделал большое угощение для Господа в своем доме и что на этом пиршестве многие из мытарей и грешников пришли и возлегли с Господом и учениками Его. Затем ап. Матфей является в числе 12-ти избранных учеников Господа, которых Он послал с проповедью по городам Иудейским. По вознесении Господа на небо и сошествии Св. Духа на апостолов ап. Матфей, оставаясь долгое время в Палестине, проповедовал евангелие Иудеям, а потом отправился на проповедь другим народам (по одним, он проповедовал в Ефиопии и у Парфян, по другим у Персов и у Мидян). Уверовавшие Иудеи перед его отбытием просили его оставить им в письмени то, что он проповедовал им устно, и вот он написал для них евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду свящ. новозаветных книг. Свидетельства церковных историков о кончине его не согласны. Одни утверждают, что он мученически скончался от огня в Ефиопии; другие — что он окончил жизнь свою в мире. Память его совершается Церковью в 16-й день ноября месяца и 30 июня. От Матфея Евангелие состоящее из 28 глав, написано ап. и еванг. Матфеем спустя 8 лет по вознесении Господа на небо для уверовавших Иудеев. Первоначально оно было написано на Еврейском языке, или на употреблявшемся в то время Сиро-Халдейском, но потом переведено на Греческий язык, как общеупотребительный. Целью написания евангелия было убедить Иудеев, что Иисус Назарянин есть обетованный Мессия, и что на Нем исполнились все ветхозаветные пророчества, потому-то Матфей и начинает свое евангелие родословием Иисуса Христа сына Давидова, сына Авраамова (Мф 1:1). Описывая в своем евангелии рождество, крещение, учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение Господа, евангелист Матфей говорит в оном и о таких событиях, которые у других евангелистов не упоминаются, как например поклонение волхвов, избиение младенцев Вифлеемских, притча о десяти девах, воскресение умерших во время распятия Господа и др.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.04 мб

Архимандрит Матфей (Мормыль) — музыкант и духовник — в своих воспоминаниях и воспоминаниях современн

Туманов Силуан
В данной статье автор с благодарностью и благоговением вспоминает о жизни и плодотворной деятельности архимандрита Матфея (в миру — Лев Васильевич Мормыль; 1938– 2009), сыгравшего столь значительную роль в деле сохранения и упроче
Читать PDF
777.48 кб

Трактовка музыки оратории «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) в фильме Павла Семенови

Зайцева Марина Леонидовна
В статье научно обосновано значение мессы в истории развития музыкального искусства. Рассмотрены генезис мессы и ее развитие в качестве ведущего духовного вокально-хорового жанра эпохи европейского Средневековья и Возрождения.
Читать PDF
188.14 кб

Историческая тема в «Страстях по Матфею» Баха (к постановке проблемы)

Леонова Анна Васильевна
Читать PDF
201.74 кб

«Страсти по Матфею» в фильме Павла Лунгина «Дирижёр»

Орищенко Светлана Серафимовна
В статье рассматривается влияние христианского дискурса и оратории митрополита Илариона «Страсти по Матфею» на ход событий в фильме «Дирижёр» Павла Лунгина.
Читать PDF
156.50 кб

Питирим Сорокин и эффект Матфея в Мексике: размышления о социологии науки Мертона

Gregory Sandstrom
Читать PDF
313.88 кб

«Алфавитная Синтагма» Матфея Властаря как источник по истории церковно-государственных отношений во

Скрипкина Елена Владимировна
Рассмотрены положения «Алфавитной Синтагмы» Матфея Властаря, касающиеся прерогатив царской и патриаршей власти.
Читать PDF
701.89 кб

ІЗ ДОКУМЕНТіВ ОСОБИСТОГО АРХіВУ АРХіМАНДРИТА МАТФЕЯ (ВАКАРОВА)

Данилець Юрий
В статье речь идет о пастырской деятельности архимандрита Матфея (Вакарова). Печатаются также новые документы, которые отображают состояние православной церкви на Подкарпатской Руси в 1920-х гг.
Читать PDF
264.90 кб

Переписка библиотекаря свято - Пантелеимонова монастыря схимонаха Матфея (ольшанского) с выдающимися

Пономарев Димитрий
В конце XIX начале XX в.
Читать PDF
379.41 кб

Музыкальное творчество архимандрита Матфея (Мормыля)

Карманов Константин Леонидович
Статья посвящена анализу музыкального творчества одного из самых известных церковных регентов второй половины XX в., архимандри-та Матфея (Мормыля; † 2009 г.).
Читать PDF
206.05 кб

Регентское дело архимандрита Матфея (Мормыля)

Макина Анна Владимировна
Предпринимается попытка обобщить материал о репетиционной работе регента с хором, полученный от учеников и последователей архимандрита Матфея в г. Сергиев-Посад и г.
Читать PDF
3.70 мб

Об индивидуальном преломлении обиходной гармонизации в утрени Великого пятка архимандрита Матфея (Мо

Старостина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена одному из важнейших богослужений годового круга Русской Православной Церкви, Утрене Великого Пятка, и ее музыкальному воплощению в песнопениях, гармонизованных архимандритом Матфеем (Мормылем).
Читать PDF
922.04 кб

О принципах варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля) на примере Херувимской песни

Старостина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена принципам варьирования в обработках архимандрита Матфея (Мормыля).
Читать PDF
7.51 мб

О МЕТОДАХ ВАРЬИРОВАНИЯ В ГАРМОНИЗАЦИЯХ АРХИМАНДРИТА МАТФЕЯ (МОРМЫЛЯ) (НА ПРИМЕРЕ ЖАНРА ЕКТЕНИИ)

Старостина Татьяна Алексеевна
Статья посвящена методам варьирования в хоровом творчестве архимандрита Матфея (Мормыля). Материалом для анализа служат песнопения жанра ектении, исполняемые во время литургии.
Читать PDF
590.97 кб

Образ библейского Моисея в стихотворении Мардария Хоникова «Евангелие от Матфея»

Пономарёв Арсений Андреевич
В статье анализируется третья строфа стихотворения «Евангелие от Матфея» силлабического поэта второй половины XVII в.
Читать PDF
418.04 кб

Место апостола Петра в экклезиологии Евангелия от Матфея: Изучение богословского значения «скалы» и

Ростислав Ткаченко
В статье, озаглавленной "Место апостола Петра в экклезиологии Евангелия от Матфея: Изучение богословского значения "скалы" и "ключей царства" в Матфея 16:18-19", автор экзегетически и богословски анализирует один из традиционно сп

Похожие термины:

  • Матфей, 1-й игумен Любятова мон

    международная неправительственная общественная организация, созданная по инициативе российской стороны. Впервые идея создания ВААФ заявлена в 1999. За год с небольшим к ней присоединились около 40
  • Матфей, 1510—12

    ? - ?). Член "Ха-Шомер ха-Цаир". Арестован в Минске 21.6.1927. В октябре 1928 - сентябре 1929 находился в ссылке в Восточной Сибири. В сентябре 1929 обратился к властям с ходатайством о выездной визе. Дальнейшая су
  • Матфей, 1365—1382 г

    р. 1889) -французский политический деятель. Впервые Б. появился на политической арене в 1919 в качестве одного из руководителей демобилизации французской армии. В 1924 Б. был избран в палату депутатов. С 19
  • Матфей, 1386 г

    1904, Харьков - после 1994). Член "Хе-Халуца", "Ха-Шомер ха-Цаир" и Единой Всероссийской организации сионистской молодежи. Арестован 7.4.1927 в Кременчуге. В январе 1926 (по др. данным - с конца 1927) - октябре 1928 в сс
  • Матфей, 1210—14

    (р. 28.08.1957) И. о. председателя Правительства Российской Федерации с 24.02.2004 г. по 05.03.2004 г., заместитель председателя Правительства Российской Федерации в правительстве М. М. Касьянова с 18.05.2000 г
  • Матфей, 1661—62 г

    экологическое движение, выступающее за сохранение и защиту окружающей среды.
  • Матфей Фалелеевич

    тысяцкий новгородский, участв. в заключении договора с кн. Михаилом тверским 1305 г. {Половцов}
  • Матфей Головашкин

    1727—28 г. игумен Сновидского мон. Владим. у. {Половцов}
  • Матфей, 1499—1511 г

    конечный результат, который должен быть достигнут войсками (силами флота) в операциях фронтового (флотского), армейского и корпусного масштаба, а также в совместных операциях и операциях объедине
  • Матфей, 1508 г

    совокупность санкционированных или установленных государством правил, регулирующих внутреннюю организацию церкви и взаимоотношения между церковными организациями, верующими и государством. Н
  • Матфей, в 1555 г

    как международная инициатива ЮНЕСКО, реализовался Организацией Объединенных Наций как «Год диалога между цивилизациями» в 2001 году. Выдающиеся интеллектуалы современности, представители разных
  • Матфей, в 1573 г

    1907, Кременчуг - ?). Член "Маккаби". Арестован 16.3.1926 в Москве. Приговорен к 3 годам ссылки. В августе - октябре 1926 в ссылке в г. Кудымкар и в с. Юрла Коми-Пермяцкого АО. В 1927 выехал в Палестину. Дальнейшая су
  • Матфей, 1584—1607 г

    12—14октября 1917, Москва. Созвано постоянным Советом общественных деятелей. Совещание открыл председатель постоянного Совета общественных деятелей М.В.Родзянко, товарищами председателя совещания
  • Матфей, грек

    епископ ростовский и ярославский, уп. уже 1382 г., † 1385 г. {Половцов}
  • Карманов, Матфей

    авт. брош. против Толстого и "речи" Гермогену, еп. саратовскому (1908—1910), свящ. {Венгеров}
  • Матфей Лукашев

    1738—63 г. игумен рыльской Никольской пустыни. {Половцов}
  • Матфей Неклюдов

    (до пострижения Маркиан Степанович) — в нач. XVI в. из священников, — игумен Воскресенск. мон. в Кевроли. {Половцов}
  • Матфей, 1593 г

    1867-1922) - греческий политический деятель, видный представитель монархических германофильских кругов, член парламента с 1902, министр финансов в 1908. С 1912 Г. возглавлял оппозицию Венизелосу (см.). Во врем
  • Матфей, 1707—16 г

    -и, ж. Процесс превращения в демократию. Нам не нужна ситуация, когда демократизация сводится к вывеске (РГ. 2012.06.02).
  • Матфей, 1606—1607 г

    один из видов совместных операций, совокупность согласованных по цели, задачам, месту и времени боевых действий десантно-штурмовых соединений (частей), авиационных, ракетно-артиллерийских частей