Матуридизм

Найдено 1 определение
Матуридизм
одна из суннтских школ в каламе. Эпоним школы - Абу Мансур аль-Матуриди (ум. в 333/994). См. Абу Мансур аль-Матуриди. Считается, что воззрения Абу Мансура аль-Матуриди в целом очень близ-ки к воззрениям другого выдающегося мусульманского мыслителя Абу аль-Хасана аль-Ашари, современником которого он был. Они оба развили свою доктрину в ответ на философию мутазилитов. Но, тем не менее, некоторая разница между их учениями ними все же есть. Как и Ашари, Матуриди считал возможным интерпретацию аятов Корана доводами разума. Но, при этом, Матуриди придавал большую роль разуму в вопросе понимания Божественного откровения, чем это делал Ашари. На-пример, это наглядно видно в вопросе о бытии Божьем. Здесь ашариты счи-тали, что по поводу этого необходимо брать за основу только доводы Откро-вения, в то время как матуридиты считали возможным и рациональный ана-лиз. Матуриди считал, что факт существования Аллаха можно постичь умом. Ведь и в Коране однозначно говорится об этом. Поэтому попытка ра-зумного постижения бытия Бога, по Матуриди, является выполнением тре-бований Корана. Однако, в то же время, признавая возможность постижения Божьего бытия на основании доводов разума, Матуриди считал, что повелений Божьих по-стигнуть разумом нельзя и их необходимо принимать на веру посредством Откровения. То есть, если разум говорит о том, что то или иное явление или деяние является хорошим либо плохим, то окончательный вердикт по этому поводу можно вынести только на основании положений Откровения. Ведь разум, в чистом виде, не может осмыслить сущность дозволенного и запрет-ного, которое повелел Бог. В этом вопросе воззрения матуридитов отлича-лись от мутазилитов, которые считали, что если разум говорит о приемлемо-сти или не приемлемости того или иного явления или деяния, то необходимо полагаться на доводы разума. Ашариты же имеют свою позицию по этому вопросу, считая, что роли мыслительного процесса в постижении природы вещей нет, и не может быть. Поэтому выносить суждение о приемлемости или не приемлемости, дозволенном или запретном, можно только на основа-нии положений Откровения. Таким образом, в целом, матуридиты больше ашаритов придавали значение доводам разума и в этом они очень близко подходили к мутазилитам. Но, в отличие от мутазилитов, никогда не впадали в крайности. Признавая рациональное осмысление Откровения, Матуриди в некоторых случаях вступал в конфликт с хадисоведами и факихами, которые считали человеческий разум несовершенным и склонным к ошибкам, и выступали за развитие какого-либо суждения в религиозных вопросах только на основа-нии положений Откровения. Отвечая им Аль-Матуриди в своем сочинении "Таухид" (Единобожие) писал: «Те, кто игнорируют исследование разумом, сами выводят это утверждение на основании работы разума. Одно это дока-зывает то, что доводы разума необходимы. Как можно выступать против этого, если сам Аллах в Коране неоднократно говорит по поводу необходи-мости применения доводов разума?». Таким образом, Матуриди придавал большое значение Откровению, но, в тоже время, не отрицал и рациональное осмысление Откровения. Даже если человеку свойственно заблуждаться и разум не может быть идеализирован, то все равно игнорировать его, по Ма-туриди, нельзя. Признавая несовершенство человеческого разума, Матуриди придавал приоритет Божьему слову - Корану и Сунне, а доводы разума, в его учении, не должны противоречить этим двум источникам. Если же возникает такое противоречие, то необходимо принимать положения Откровения и признать несовершенство разума. Данный принцип он распространял и на трактовку аятов Корана. Аяты, ко-торые невозможно было рационально объяснить при буквальном прочтении (муташабих), он предложил понимать на основании сравнения их содержа-ния с аятами, смыслы которых не вызывали вопросов и споров (мухкам). Трактовку аятов Корана аятами Корана он считал правомочным на основа-нии аята, в котором говорится о его непротиворечивости: «Разве ж они не поразмыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий» (4: 82). По вопросу о Божественном промысле, ашариты считали, что эта пробле-ма целиком находится в ведении Бога, и обсуждать его действия нельзя. Для подтверждения этого они ссылались на следующий аят Корана: «Не спраши-вают Его о том, что Он делает, а их спросят» (21: 23). Мутазилиты же, при-знающие верность определения сути явлений на основании доводов разума, заняли противоположную позицию, заявляя, что Бог творит все по опреде-ленному плану и замыслу. А раз Бог является справедливым, то их двух воз-можных вариантов Он должен творить лучшее, а из двух наилучших вариан-тов самый наилучший. То есть, Бог, по их мнению, не может приказать пло-хое или запретить хорошее. Матуриди же в данном вопросе занимал сред-нюю позицию между ними, считая, как и мутазилиты, что Бог творит все только на основании Своего замысла и плана. Но в отличие от мутазилитов, он говорил, что Бог не подотчетен в своем промысле никому, делает все то, что Он пожелает и только Он обладает абсолютной волей. Поэтому Матури-ди критиковал мутазилитское утверждение о том, что Бог обязан делать только наилучшее, так как если Бог будет к чему-то принуждаем, то это ли-шает его абсолютной воли и всемогущества. По проблеме свободы воли человека и Божественного предопределения Матуриди также имел свои, отличные от других течений воззрения. Так, ашариты считали, что все деяния человека сотворены Богом. А человек их приобретает в касбе. Касб - это соединение деяния, которое замышляется и исполняется человеком с волей Бога. Человек не имеет воздействия на касб. Матуриди же считал, что Бог претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека. При этом Матуриди признавал ашаритский касб. Однако ашариты считали, что касб творит Бог. Поэтому они по вопросу о предопре-делении и свободе воли приближались к позиции сторонников абсолютной Божественной предопределенности - джабритам, которые отрицали наличие у человека свободной воли. Матуриди же, в отличие от ашаритов, считал, что касб творится силой (иститаат), которую дал человеку Бог. То есть чело-век сам творит свое деяние силой, которую ему дает Бог. Тот поступок, ко-торый совершил человек на основании своего выбора и является волей Божьей. А человек на основании своих действий зарабатывает благосклон-ность Бога, или же грех. Все это и есть касб в понимании Матуриди. Таким образом, в вопросе о свободе воли человека и Божественном предопределе-нии он занимал позицию между ашаритами и мутазилитами. По проблеме атрибутов (сифат) Бога матуридиты занимают сходную с ашаритами позицию, признавая их наличие. При этом матуридиты, как и ашариты, не относят Божественные атрибуты к самой личности Бога. То есть понятия личности (зат) и атрибута (сифат) не совмещены. Но при этом Ма-туриди подчеркивал, что Божественные атрибуты неотделимы от личности Бога. Это утверждение приближает его к мутазилитам, которые отрицали наличие атрибутов Бога и заявляли, что не существует ничего, кроме лично-сти Бога. А называемые в Коране качества, не являются атрибутами Бога, а лишь Его именами. Относительно возможности лицезрения Бога, матуридиты считают, что праведники действительно увидят Бога в раю, но как именно это будет про-исходить, они не объясняют, говоря, что это невозможно объяснить разумом. Они подтверждают это следующими аятами Корана: «Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие» (75: 22-23). В вопросе лицезрения Ал-лаха в раю, матуридиты отличаются от мутазилитов, которые основывались на рационализме и считали, что этот коранический аят нельзя воспринимать буквально. Они считали, что увидеть Бога невозможно ни в этом мире, ни в раю, так как в этом случае те, кто его видят, и сам Бог должны находиться в некоем пространстве, что для Бога невозможно, так как Он стоит над про-странством. Коран, согласно Матуриди является несотворенным Божьим словом. Од-нако чернила, которыми он пишется, листочки, на которых он записывается и т.д. сотворены. Ашариты же считали Коран предвечным (Кыдам). В целом же суннитская позиция, к которой относится и матуридийская, по отноше-нию к Корану заключается в том, что чтение, человеческое написание и про-изношение его слов и букв сотворено, но смыслы и идеальное написание Корана не сотворены. Источником Корана является сам Бог. Он имеет атри-бутивное качество разговора и Коран является его Словом (Калам). Объясняя такие упомянутые в Коране атрибуты Бога, как руки, которыми Он творит, глаза, которыми Он видит и т.д. Матуриди наряду с буквальным принятием этих атрибутов, пытался их объяснить доводами разума. Для это-го он использовал аллегории. Однако эти аллегории были выведены из сход-ных по содержанию других аятов Корана, так как метод Матуриди допускал трактование одних аятов Корана другими. В этом вопросе матуридиты вы-ступали с одних и тех же позиций с Ашари, который также признавал эти методы в книге "Лема". По проблеме людских грехов Матуриди считал, что даже без покаяния грешный верующий мусульманин не останется навечно в аду. В доказатель-ство этого он ссылался на следующий аят Корана: «Кто придет с добрым де-лом, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздается только подобным ему, и не будут они обижены!» 6: 160. В соответствии с этим аятом, каждый человек может получить только адекватное греху нака-зание. Поэтому, если Бог накажет верующего мусульманина-грешника как неверующего человека, это наказание будет несоразмерным его статусу и Бог уйдет от обещанного. Поэтому Бог может наказать верующего более легким наказанием, чем неверующего. Поэтому, согласно Матуриди, ве-рующий должен надеяться на Божью милость, но в то же время и бояться Бога, так как Бог может покарать и за малый грех, но может простить и са-мый большой (кабира). Воззрения Матуриди по вопросу о грехах полностью соответствуют согласованному мнению всех улемов (иджме) Ислама, в со-ответствии с которыми верующий мусульманин не будет брошен в ад навеч-но. Мутазилиты же придерживались несколько иного мнения по проблеме грехов. Они считали, что существует некое промежуточное положение меж- ду верующими и неверующими (аль-манзиляту байн аль-манзилятайн). То есть грешные мусульмане - не праведники (мумин), но и не неверующие. Поэтому, если грешные мусульмане не раскаются в своих грехах, то они бу-дут в аду вечно. Крайних позиций в вопросе о грехах занимали хариджиты, которые счита-ли, что все грешные мусульмане неверующие. Как видно, хариджиты и му-тазилиты считали деяние человека неразрывно связанным с его верой. В от-личие от них, ашариты и матуридиты считали, что людские деяния не явля-ются частью их веры. По их мнению, Бог может подвергнуть грешника нака-занию, но может и простить его. Даже совершивший самый тяжелый грех (кабира) веры не лишается. В матуридизме все атрибуты Аллаха подразделяются на личностные (си-фат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия). Личностные атрибуты сводятся к тому, что Аллах, как Творец, Царь и Управитель всего сущего обладает следующими абсолютными качествами, не присущими для других форм бытия: 1) Вуджуд - необходимость Его существования (Коран 57: 3); 2) Кыдам - предвечность. Его существованию не было начала (Коран 57: 3); 3) Бакаа - вечность. Существованию Аллаха нет конца (Коран 55: 26-27); 4) Вахдания - единственность. Нет подобия Его свойствам и сущности (Коран 112: 1, 2: 163, 17:42, 35: 3); 5) Мухалифат аль-Хавадис - неподражаемость. Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущности Его творений (Коран 24: 11); 6) Кыямун би Нафсихи - постоянство. Его существование не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно (Коран 35: 15, 112: 2); Доказательные же атрибуты сводятся к следующим положениям: 1). Хаят - жизнь. То есть, Аллах живой, но его жизнь не похожа на жизнь Его творений (Коран 25: 58, 40: 65, 2: 255); 2) Ильм - знания. Его знания изначальны, беспредельны, неизменны и веч-ны (Коран 66: 2, 20: 111, 67: 14, 8: 73, 23: 17, 2: 284); 3) Сам - слух. Всевышний Аллах слышит все, но не так как Его творения (Коран, 17: 30, 24:11, 58:1, 40: 56); 4) Басар - зрение. Зрение Аллаха не таково как зрение Его творений. Оно беспредельно. (Коран, 17: 30, 24:11, 58:1, 40: 56); 5) Ирада - воля. Воля Аллаха беспредельна. Нет ничьей более сильной во-ли, чем Его Воля (Коран, 3: 47, 2: 105, 3: 40, 5: 1); 6) Кудра - мощь. Ничто не может противостоять неограниченной мощи Аллаха (Коран 46:33, 16: 77, 24: 45, 35: 1); 7) Калам - слово. Способность Аллаха говорить, не нуждаясь ни в голосе, ни в языке невообразимым для людей образом (Коран, 4: 144); 8) Таквин - способность создавать. Аллах способен создать все из ничего (Коран, 59: 24). Этот последний доказательный атрибут Аллаха разделяется еще на 4 положения: а) Ихйа - способность оживлять; б) Имата - способность умерщвлять; в) Тахлиг - способность создавать; г) Тарзиг - способность предоставлять различные блага Своим созданиям. Исторически сложилось так, что положения матуридизма были приняты в качестве доктринальных основ веры последователями ханафитской правовой школы (См. Ханафитский мазхаб).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

АБУЛЬ МУ’ИН АН-НАСАФИ - КАК РЕФОРМАТОР ТЕОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ "МАТУРИДИЗМ" В МАВЕРАУННАХРЕ

Окилов С.С.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
Читать PDF

Философия ан-Насафи как квинтэссенция матуридитского вероучения

Нофал Фарис Османович

Похожие термины:

  • Абу Мансур аль–Матуриди

    ум. в 333/994)–выдающийся мусульманский мыслитель. Эпоним одного из главных направлений мусульманской ортодоксальной мысли–матуридизма. Родился близ Самарканда, в селении Матурид. Точная дата рожд