Маулид

Найдено 1 определение
Маулид
рождение, время рождения, место рождения. Название праздни-ка посвященного рождению пророка Мухаммада, который отмечается еже-годно 12 Раби (I). Согласно наиболее распространенной версии пророк ро-дился в этот день в год Слона (См. Асхаб аль-Филь). По солнечному кален-дарю, датой его рождения, чаще всего, приблизительно называют 571 год. Местом его рождения был город Мекка. Согласно некоторым преданиям, рождение пророка Мухаммада сопрово-ждалось чудесами. Например, во дворце персидских шахов погас горевший там, на протяжении тысячелетия ритуальный огонь. На седьмой день после рождения младенца, его дед Абд аль-Муталлиб ор-ганизовал в честь него большой пир и назвал его именем Мухаммад. Этим именем до него никто не назывался. Однако праздник маулид не отмечался самим пророком Мухаммадом, его сподвижниками и первыми поколениями мусульман. Его впервые стали справлять в Египте, в период правления шиитско-исмаилитской династии Фатимидов (297/909-567/1171). Первоначально праздник не был всенарод-ным и праздновался только высшими государственными чинами во дворце фатимидских халифов. Фатимиды также справляли маулиды в честь рожде-ния Али ибн Абу Талиба и его жены Фатимы. В среде суннитов этот праздник стал праздноваться еще позднее, в 604/1207 году. Инициатором этих празднеств в суннитской среде стал зять великого аййубидского султана Салах ад-Дина, атабек Эрбиля Малик Му-заффар ад-Дин Кекбюри. Праздники проводились на всенародном уровне. Музаффар ад-Дин Кекбюри приглашал на них известных суфиев, чтецов Ко-рана и улемов. Еще позднее маулиды стали проводиться в Мекке и Медине, а затем праздник стали справлять почти во всех регионах мусульманского мира. На государственном же уровне маулиды стали праздноваться, начиная с 996/1588 года в Османской империи, в период правления султана Мурада III. В те годы всенародные празднества проводились в стамбульских мечетях Айа Софья и Султан Ахмад. По своей сути праздник маулид является нововведением в исламской ре-лигии, который не справлялся первыми поколениями мусульман. Поэтому проблема его законности вызвала споры в среде мусульманских улемов. Многие суннитские улемы решительно выступали против проведения этого праздника. На основании имеющихся фактов они доказывали, что этот праздник является нововведением (бид’а) и его проведение недопустимо, так как пророк Мухаммад запретил в своих хадисах нововведения в религии. Но другие считали это допустимым. Они говорили, что этот праздник является проявлением любви к пророку Мухаммаду. В доказательство они приводили следующий его хадис из сборника Бухари (Иман, 8): «Клянусь всемогущим Аллахом, вы не уверуете до тех пор, пока не полюбите меня больше, чем любите своих отцов, свое потомство и всех остальных людей». В связи с этим, по их мнению, проведение этого праздника позволительно, если меро-приятия не будут противоречить общему духу Ислама. Несмотря на неоднозначное отношение к маулиду со стороны многих уле-мов, простой народ воспринял этот праздник и регулярно справляет его в различных концах мусульманского мира. В этот день люди возносят молит-вы за своих умерших полагая, что эти молитвы могут помочь им в прощении их грехов Аллахом. Затем организуются праздничные собрания, где специ-альные подготовленные люди рассказывают в поэтической и музыкальной формах подробности, связанные с рождением пророка Мухаммада.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007