Мавлавиты
Мавлавиты
последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является Мавлана Джалал адДин Руми (604/1207– 672/1273). По происхождению он был персом и родился в Балхе. В 610/1213 году его отец и первый учитель Баха адДин Валад переехал вместе со своей семьей из Балха в Хиджаз. Позднее они уехали в Конью, которая была под властью Сельджукидов. После смерти своего отца в 642/1244 году, Джалал адДин продолжил обучение у его последователя Бурхан адДина атТирмизи, а затем преподавал в медресе. Все это время он придерживался «трезвого» духовного пути ордена Кубравитов. Однако после встречи со странствующим дервишем Шамсом атТабризи в 642/1244 году, он стал последователем пути суфийской «любви» (ашк). Свое вдохновение он черпал из образов персидской поэзии. После этого Мавлана стал придерживаться своего духовного пути, который был развит после его смерти и назван его именем. Особую известность орден мавлавитов получил благодаря своей особой духовной практике и поэтическому сочинению Мавланы под названием «Маснави». Это сочинение представляет собой сборник его лирических высказываний, выраженных в поэтической форме. Помимо «Маснави» Мавлана является автором и ряда других книг. Орден мавлавитов пользовался большой популярностью и поддержкой аристократических кругов Османской империи и государственных чиновников. В этом смысле это был элитный орден. По этой причине он распространился в Анатолии, Сирии, Египте, Балканах и Крыму. Мавлавиты внесли большой вклад в культуру Турции. Руководство орденом передается наследственным путем, восходящим к Мавлане. Шейхов мавлавитов называют «челеби». Центром ордена является аситан (обитель) Мавлави в Конье. Обители мавлавитов всегда были крупнее обителей других суфийских тарикатов. Это объяснялось тем, что духовные упражнения членов этого ордена были особыми и их исполнение требовало больше места. У членов ордена мавлавитов существует свой зикр, который они реализуют на своих собранияхсама, которые отличаются прекрасными песнопениями, под звуки которых они исполняют особый танец, благодаря чему в Европе их называют «крутящимися дервишами». На их собраниях используются также и музыкальные инструменты. Мавлавиты также придают большое значение затворничеству и уединению (чиле), которое продолжается 1001 день. Находящихся в затворничестве, в ордене называют «чилекеш». Завершивших чиле дервишам дается титул «деде». Мавлавизм, в отличие от многих других тарикатов, избежал процесса рас–пада на различные секты. В настоящее время он имеет влияние только в Турции.