религиозно-философское учение, распространившееся в Персии и некоторых соседних с ней странах в раннее средневековье. Возникло в 3 в.; названо по имени руководителя маздакитского движения - Маздака. Последователи маздакизма считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым; призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со злом.
Маздакизм
Маздакизм
Источник: Исторический словарь
МАЗДАКИЗМ
религ.-философ. учение, назв. по им. Маздака и получившее широкое распростр. в Персии на рубеже 5 — 6 вв., в период маздакитск. движения. М., тесно связан. с манихейством, своими корнями уходит в древней гностицизм и зороастризм. Согл. М., в природе есть 3 элемента: вода, огонь и земля, смешение к-рых дает положит. и отрицат. явления; извечная борьба между добрым, светлым, свободным, разумным началом и тьмой, к-рая воздействует лишь слепо, случайно, кончится торжест-вом света в результате насилия и истребления «людей зла».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МАЗДАКИЗМ
религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Возникло в III в., названо по имени руководителя маздакистского движения в государстве Сасанидов в начале 90-х гг. V в.—20-х гг. VI в. Маздака. Его последователи считали, что в основе мирового процесса лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым; призывали к борьбе за уничтожение социального неравенства, которое отождествлялось со злом. Основная движущая сила движения — крестьяне и городская беднота. Подавлено Хосровом I Ануширваном.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МАЗДАКИЗМ
религ.-филос. учение, в раннем средневековье широко распространившееся в Иране и нек-рых соседних странах. Названо по имени Маздака. В М. получило развитие демократич. направление манихейства - учение Бундоса (или Зардушта), к-рое уже содержало положение об активной борьбе добра со злом, а также социально-этич. предписания, призывавшие к взаимной материальной поддержке, равенству (или "общности") имущества и пр. В отличие от манихейства, М. признавал за добрым началом разумные и закономерные действия, а зло рассматривал как хаос и случайность; провозглашал должную совершиться "в этой жизни" победу добра над злом. Осн. элементы мироздания, согласно М., - вода, огонь и земля; из смешения этих элементов произошел мир. Силы добра (света) имеются и у человека, и задача "праведника" освободить их у себя в душе из-под власти тьмы. М. призывал к борьбе за уничтожение социального неравенства, к насильств. осуществлению первоначально существовавшего ("данного богом") всеобщего равенства. В кон. 5 в., в условиях экономич. и социально-политич. кризиса иран. общества, идеи и призывы М. нашли широкий отклик среди крестьянства и гор. бедноты и стали идеологией маздакитского движения. Маздакитские общины имели распространение в разл. городах Ирана, Ср. Азии, Азербайджана и др. вплоть до монг. завоевания. Лозунги М. использовались в нар. восстаниях на Бл. Востоке (Муканны, Бабека и др.). Лит. см. при ст. Маздакитское движение. В. Г. Луконин. Ленинград.