Мазуччи

Найдено 1 определение
Мазуччи
, Агостино (Masucci, Agostino) 1691, Рим — 1768, Рим. Итальянский живописец, рисовальщик римской школы. Учился два года у А. Прокаччини в Риме, затем у К. Маратти. В 1706 был отмечен на Климентинском конкурсе, получив третий приз, в 1708 — первый. Принимал участие в реставрации Лоджий Рафаэля под руководством К. Маратти. После смерти учителя (1713) стал одним из главных охранителей традиций классицизма Карло Маратти. Покровителем Мазуччи был папа Бенедикт XIV. С 1724 — член Академии Св. Луки, с 1735 — регент конгрегации "Виртуозы Пантеона". В 1720—1730 — крупнейший мастер раннего неоклассицизма в Риме. Среди его заказчиков были также мажордом папы, хранитель дворцов Ватикана Николо дель Джудиче, маркиз Джироламо Русполи, представители знатных семейств Роспильози, Корсини и др. Одна из первых работ художника — две алтарные картины на сюжеты из жизни св. Венанцио для капеллы римской церкви Сан Венанцио (сейчас в церкви Сан Фабиано и Венанцио) — была заказана маркизом Дж. Русполи. Современники отмечают лучистые яркие краски палитры Мазуччи, хороший рисунок, четкое композиционное построение. Известность художнику принесла работа над циклом картин на сюжет из жизни Марии (1721—1723) для церкви Санта Мария ин виа Лате и для церкви Сан Марчелло аль Корсо (1728), исполненных в традиции классицизма Маратти. Папа Бенедикт XIV поручил Мазуччи украшение Кофе-Хауса в Квиринальском дворце (1742—1743) наряду с Дж. П. Паннини и П. Батони, где Мазуччи написал картины — Четыре пророка, Передача ключей св. Петру. Для собора в Праге Мазуччи исполнил фреску Св. Непомук во славе в честь канонизации этого святого в Богемии, а в Лиссабоне — алтарный образ для собора Св. Рока и для капеллы Св. Иоанна Крестителя. В 1730—1740-е Мазуччи много работал в портретной живописи, развивая и в ней традиции парадного портрета Маратти (Кардинал Банкьери, Рим, палаццо Роспильози-Палавиччини; Папа Бенедикт XIV, 1743, Рим, Академия Св. Луки; Падре Девора, кардинал Нери Корсини и Дж. Б. Пассери, Рим, Нац. библиотека). Наряду с Ф. Тревизани и П. Батони писал портреты знатных заказчиков, совершавших "Grand Tour" по Италии, запечатлевая их на фоне известных римских памятников (Портрет лорда Бедфорда, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). По заказу Климента XII Корсини, который был флорентийцем по происхождению, в 1732 Мазуччи исполнил известное полотно Видение св. целительницы Екатерины де Риччи (Рим, Нац. галерея). Св. Екатерина де Риччи (1522—1590) происходила из патрицианского флорентийского семейства, с детства проживала в доминиканском монастыре Св. Виченцо около Прато, была целительницей и автором рассказов о своих мистических видениях сцен Страстей Христа. Ее видения служили темами спектаклей, ставившихся в домах аристократических семей Флоренции. Она состояла в переписке со св. Филиппо Нери и св. Николаем Барийским, членами дома Медичи. Мазуччи изобразил св. Екатерину де Риччи в церкви перед алтарем и распятием, вокруг нее зрители — посетивший Флоренцию кардинал Риччи, сопровождавший его коленопреклоненный Павел III Фарнезе, девушка, целующая одеяние святой. Светящиеся красные, синие, розовые, белые цвета палитры привносят ощущение светлой праздничности в эту сцену видения. В духе новых неоклассицистических идеалов эпохи трактован Мазуччи героический сюжет Суд Соломона (1738, Турин, Гор. музей). Полотно исполнено для зала Солимены в Королевском дворце Турина и эффектно дополняет (как и другие картины на сюжеты из Ветхого Завета, использовавшиеся в качестве десюдепортов — Дж. Б. Питтони, Ф. Монти и С. Конки) четыре полотна на библейские сюжеты Солимены, давшие название этому залу. Поздняя манера художника становится все более академичной, пример тому — алтарные образы Св. Семейство (1742—1743, Рим, церковь Санта Мария Маджоре) и Воспитание Мадонны (1757, Рим, церковь Сан Номе ди Мария).
Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Waterhous E. K. Painting in Rome in the Eighteenth Century. The Art Institute of Chicago. Chicago, 1971. Vol. 6.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006